Учет и оценка основных производственных фондов

Основные фонды предприятий автомобильного транспорта учитываются в натуральном и денежном выражениях. Учет фондов в натуральном выражении позволяет определить производственную мощность и возможности предприятия, срок службы подвижного состава, оценить техническое состояние фондов, а также найти пути повышения эффективности их использования. Фактическое состояние и характеристику всех видов основных фондов фиксируют в технических паспортах. Учет и планирование развития ОФ в натуральных показателях неразрывно связаны с учетом их в стоимостном выражении.

Основные фонды предприятия в стоимостном выражении представляют собой основные средства.

Учитывают их по трем видам стоимостной оценки:

1.По первоначальной стоимости - это сумма затрат на его приобретения (изготовление), транспортировку, монтаж, доведения до состояния готовности к эксплуатации.

Ф осн=Спр+Стр+См+Сдр

где Спр-ст-ть приобретения,

Стр - затраты на транспортировку,

См- затраты на монтаж,

Сдр- другие виды затрат.

Оценка ОФ по первоначальной стоимости проводится с целью определения общей их стоимости по предприятиям, ведомствам и народному хозяйству в целом. По первоначальной стоимости исчисляют суммы амортизации, платежей в бюджет за пользование ОФ, технико-экономические показатели, характеризующие деятельность предприятия и уровень использования ОФ.

ОФ, созданные в разное время и оцененные по их первоначальной стоимости, могут быть несопоставимы вследствие различных условий их производства или приобретения. Для устранения искажающего влияния ценностного фактора периодически проводят учет ОФ по их восстановительной стоимости.

2. Восстановительная стоимость- это стоимость производства или приобретения в ценах определенного года. Она присваивается объектам ОФ в результате их переоценки.

3.Остаточная стоимость. Определяют путем вычитания из первоначальной стоимости фондов стоимости их износа:

Ф ост =Фосн - Сизн

Экономическое значение учета ОФ по остаточной стоимости заключается в том, что она показывает ту часть стоимости, которая сохранилась в действующих ОФ.

Износ- процесс потери физических и моральных характеристик объекта ОС.

Балансовая стоимость- та стоимость, по которой данный объект числится на балансе предприятия (первоначальная или восстановительная)

Техническое состояние ОФ характеризуется коэффициентами износа, годности, обновления и выбытия.

Коэффициент износа показывает, какая часть стоимости ОФ уже перенесена на готовую продукцию предприятия, а также степень износа ОФ.

Кизн =Сизн/Фкг

где ОФкг- первоначальная стоимость действующих на АТП ОФ по состоянию на конец года.

ОФкг= ОФнг+ОФвв-ОФвыб

где ОФвв - стоимость ОФ, вводимых в течении года.

ОФвыб - стоимость выбывших в течении года ОФ,

ОФ нг- первоначальная стоимость действующих ОФ на начало года.

Коэффициент годности характеризует техническое состояние ОФ.

Кг =ОФост/ОФкг

где ОФост- остаточная стоимость ОФ.

Коэффициент обновления характеризует интенсивность ввода в действие новых производственных мощностей:

Кобн =ОФвв/ОФкг

Коэффициент выбытия характеризует интенсивность выбытия ОФ:

Квыб =ОФвыб/ОФнг

Среднегодовая стоимость ОПФ определяется по формуле:

ОФсрг =

где ОФ4, ОФ7, ОФ10- соответственно балансовая стоимость наличных ОФ на первое число четвертого, седьмого и десятого месяца,

ОФнг, ОФкг- стоимость наличных Оф на 1 января текущего года и 1 января следующего года.

3. Амортизация основных производственных фондов

Автотранс­портные предприятия должны иметь денежные средства, необходимые для приобретения основных фондов. Денежные средства автотранспортные предприятия затрачивают на приобретение новых основных фондов в натуральной форме (зданий, оборудования, подвижного состава).

Основные фонды по мере участия их в производстве постепенно изнашиваются и теряют свою первоначальную стоимость. Различают физический и моральный износ ОФ.

Физический износ происходит в результате материального изнашивания ОФ в процессе эксплуатации и характеризуется постепенной утратой ими своих первоначальных качеств, технических параметров, т.е. их потребительской стоимости. Бездействующие ОФ физически изнашиваются под воздействием сил природы- атмосферных осадков, разрушающих материалы из кот сделаны средства труда. Степень физического износа ОФ устанавливают с целью определения их остаточной стоимости, планирования объемов обновления и замены старых машин и оборудования новыми, а также с целью расчета стоимостного выражения амортизации и использования ее на возмещение износа ОФ.

Физическое изнашивание сопровождается уменьшением сто­имости основных фондов.

Основные фонды подвержены не только физическому, но и моральному износу. По мере изобретения и внедрения в производство нового, более производственного и экономичного оборудования устаревшие машины обесцениваются, подвергаются моральному износу должны заменяться новыми, более совершенными машинами до наступления срока их физического износа. Моральный износ означает обесценивание технически устаревшего оборудования до наступления его "физической смерти". Машина может быть еще физически годной но ввиду морального устарения не давать экономической выгоды, а наоборот, приводить к прямой растрате общественного труда.

Моральный износ основных фондов бывает двух видов. Первый вид морального износа проявляется в частичной утрате стоимости некоторыми действующими машинами и механизмами вследствие повышения производительности труда в отраслях, изготовляющих эти орудия производства. Поскольку новые машины такой же конструкции производятся с меньшими затратами общественно необходимой труда, постольку ранее выпущенные и ныне применяемые машины более высокой стоимостью уже не могут передавать ее изготовляемому продукту в прежнем размере, так как это противоречило бы требованиям закона стоимости и привело бы к экономически необоснованному удорожанию продукта.

Второй вид морального износа связан с появлением более экономичного и производительного оборудования. Технически устаревши однотипные машины, не обеспечивающие средней общественной производительности труда, должны заменяться новыми до момента полного физического износа старых машин. Это необходимо потому, что всякое последующее их применение сдерживает рост производительное труда, повышает себестоимость продукции, приводит к большим эксплуатационным расходам, отрицательно сказывается на размере внутрихозяйственных накоплений. Таким образом, физически годные но фактически устаревшие орудия производства должны выводиться из строя действующих, поскольку они перестали быть эффективными.

Так, на автомобильном транспорте эксплуатация старых моделей автомобилей дает более высокую себестоимость перевозок и меньшую сумму накоплений по сравнению с новыми, более экономичными и производительными. Автотранспортные предприятия одинаковые по своей технической оснащенности и работающие в одинаковых эксплу­атационных условиях, но имеющие автомобильный парк с различны­ми технико-эксплуатационными показателями (определяющими сте­пень морального износа), могут иметь различные экономические по­казатели (производительность труда, рентабельность, себестоимость перевозок к т. д.). Предприятие, имеющее новые автомобили более совершенных конструкций или современные средства для техническо­го обслуживания и ремонта автомобилей, будет иметь наиболее высо­кие производственные показатели. Как показывает опыт, только в результате модернизации оборудования можно добиться повышения его производительности в 1,5—2 раза.

Стоимость износа основных фондов включается в себестоимость автомобильных перевозок и возмещается в денежной форме в результате реализации перевозок. т. с. в форме выручки за транспортные услуги.

По мере эксплуатации основных фондов увеличивается сумма денежных средств, компенсирующих их износ, которая откладывается и накапливается в виде амортизационного фонда. Таким образом, в результате производственной деятельности автотранспортных предприятий имеющаяся часть основных фондов в виде автомобилей, зданий, сооружений, оборудования и т. д. постепенно уменьшается, а сумма амортизационных отчислений соответственно растет. В результате полной компенсации стоимости основных фондов амортизационными отчислениями последние могут быть вновь использованы для приобретения новых автомобилей, оборудования, строительства зданий и т. д.

Для компенсации износа основ­ных фондов каждое предприятие отчисляет определенную сумму в амортизационный фонд.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: