Контрольные вопросы
Производства продуктов питания
Физические величины технологических процессов
В технологических процессах производства продуктов питания используют все основные физические величины системы СИ (длина, масса, температура, количество вещества), а также производные физические величины (давление, плотность, скорость и т. д.).
При контроле качества продукции и технологического процесса нередко определяют относительные физические величины, которые могут выражаться чаще всего в процентах. К относительным величинам относятся массовая доля, молярная доля, массовая и объемное соотношения.
Массовая доля компонента в веществе – это отношение массы данного компонента к общей массе вещества.
Молярной долей компонента в веществе называют отношение количества вещества компонента, содержащегося в веществе, к общему количеству вещества. Например, молярная доля кислорода в воздухе – 0,209.
Объемной долей компонента в веществе называется отношение объема компонента вещества к общему объему вещества. Например, объемная доля воды в 1 м 3 насыщенного раствора составляет 0.74.
Массовое отношение – это отношение массы (объема) одного вещества к массе (объему) другого вещества, входящих в данный комплекс. Например, массовое отношение мяса и хлеба в котлетах 80/20.
К относительным величинам можно отнести также массовую долю жира, сухих веществ, кислотность и т. д.
1.Дайте определения понятий «физическая величина», «значение физической величины», «размерность физической величины».
2. Что такое шкала физической величины? Приведите примеры различных шкал ФВ.
3. Какие системы физических величин и системы единиц физических величин Вы знаете?
4. Какие из представленных физических величин являются основными: длина; плотность, сила света, сила; давление?
6. В каких единицах ФВ в системе СИ измеряется температура?
7. Сделаете перевод в систему СИ: 100 см2/г; 15 дм2/кг; 35 м2/т.
8. Сделайте перевод в м: 10 Мм; 10 –3 км; 10 5 нм; 100 Пм.
9. Перечислите основные физические величины технологических процессов производства продуктов питания.
В производственном процессе любого предприятия участвуют люди и средства производства. Средства производства представлены материальными, вещественными элементами производственного процесса.
Средства предприятий автомобильного транспорта как обязательный элемент производственного процесса делятся на основные и оборотные.
Основные фонды обслуживают производство в течение длительного времени, сохраняя при этом свою натуральную форму. Стоимость основных фондов входит в затраты производства постепенно, частями, по мере износа этих фондов. В состав основных фондов автотранспортных предприятий входят: здания, сооружения, оборудование, подвижной состав, инструмент и инвентарь длительного пользования.
Производственные фонды каждого предприятия совершают непрерывный оборот, последовательно проходя стадию производства и стадию обращения. В соответствии с этим они меняют свою форму: денежная форма переходит в производственную, производственная — в товарную, товарная — в денежную и т. д.
Кругооборот основных фондов на автомобильном транспорте имеет свои особенности.
Услуга- это не вещественный результат деятельности, для которого процессы производства и потребления совпадают во времени и в пространстве.
Средства труда - то, с помощью чего выпускается продукция или производится услуга (оборудование, транспортные средства, здания и т.д.).
Предметы труда - то, из чего изготовляется продукция (сырье, материалы, комплектующие изделия, топливо).
Таблица - Отличий средств труда от предметов труда
| Характеристика | Средства труда | Предметы труда |
| 1. Перенесение своей стоимости на готовый продукт | По частям за несколько производственных циклов | Полностью за один производственный цикл |
| 2. Потеря физических свойств | Постепенный износ | Полное потребление в одном производственном цикле |
| 3. Участие в производственном процессе | Несколько производственных циклов | Один производственный цикл |
Т.о. основные средства предприятия- это средства труда, удовлетворяющие 2-м условиям:
1. со сроком службы более 1 года
2. со стоимостью более 100 минимальных месячных оплат труда.
Основные средства автомобильного транспорта можно разделить на производственные (здания, сооружения, подвижной состав, оборудование и др.) и непроизводственные (жилые здания, лечебные учреждения, коммунальные предприятия и другие фонды, необходимые для обслуживания жилищных и культурно-бытовых нужд работников автомобильного транспорта). В дальнейшем изложении под термином "основные фонды" понимаются производственные основные фонды.
Классификация основных средств включает виды:
1. Здания
2. Сооружения (открытые стоянки, топливо-заправочные станции, дорожные сооружения и т.д.)
3. Передаточные устройства (трубопроводы, газопроводы, эл. сети и т.д.)
4. Машины и оборудования (оборудования для ТО и ТР, вычислительная техника, подъемно-транспортные машины)
5. Транспортные средства (а/м, тягочи, прицепы, полуприцепы)
6. Инструменты
7. Хоз инвентарь (мебель и т.д.)
8. Прочие (фонды библиотеки и т.д.)
Выделяют активную и пассивную часть основных фондов.
Активная - непосредственно участвует в промышленном процессе (на АТП %- 5 группа).
Основные фонды, выраженные в денежной форме, называются основными средствами предприятия.
Процентное соотношение различных видов основных средств в их общей стоимости называется структурой основных фондов.
Большую часть основных фондов автотранспортных предприятий (для различных предприятий от 50 до 80 %) составляют транспортные средства. Меньшая доля приходится на здания (около 30 %), тогда как в промышленности их доля в общей стоимости основных фондов достигает 50 %. Это объясняется особенностями транспортного производства, где транспортный процесс осуществляется вне здания, а сами здания необходимы для выполнения технического обслуживания, ремонта, хранения автомобилей и других вспомогательных операций.
Небольшую долю в основных фондах автомобильного транспорта составляют сооружения. Это объясняется тем, что такие сооружения, как дороги, мосты, тоннели, не являются принадлежностью автотранспортных предприятий и не входят в состав их основных фондов. Автотранспортным предприятиям принадлежат такие сооружения, как бензоколонки, маслохранилища и другие, стоимость которых сравнительно невелика по отношению к другим основным фондам.
Небольшая доля в структуре основных фондов автомобильного транспорта приходится на оборудование. Это в определенной степени объясняется спецификой автомобильного транспорта, где оборудование необходимо только для технических воздействий при обслуживании и ремонте подвижного состава. Однако это также можно объяснить и низким уровнем механизации гаражных процессов. Большинство работ по техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава связано с применением ручного труда при малой степени механизации и автоматизации работ. Внедрение в автотранспортные предприятия механических установок для мойки автомобилей, для технических воздействий, контроля технического состояния автомобилей, контроля работы автомобилей увеличивает долю оборудования в общем количестве основных фондов автотранспортных предприятий.
Структура основных фондов различных АТП может быть различна в зависимости от состава автомобильного парка, наличия производственных помещений для обслуживания и ремонта автомобилей, обеспеченности оборудованием и уровня механизации и автоматизации гаражных процессов. В определенной степени структура основных фондов зависит от режима эксплуатации автомобильного транспорта. При увеличении среднесуточного пробега автомобилей возрастает мощность базы для технического обслуживания и ремонта автомобилей, а следовательно, увеличивается та доля фондов, которая приходится на производственные помещения и оборудование. Увеличение времени работы автомобиля на линии может привести к тому, что отпадет потребность в зоне хранения. Это сократит долю, приходящуюся на здания.
По мере интенсификации использования подвижного состава возникает необходимость развития и расширения производственно0технической базы. При концентрации и специализации АТП возрастает удельное содержание подвижного состава в основных производственных фондах, поэтому для достижения наиболее эффективного их использования необходимо стремиться к созданию оптимального соотношения между пассивной (стационарной) материально-технической базой предприятия и активной ее частью (подвижным составом), т.е. к оптимальному значению коэффициента технической оснащенности.
Кт = Фосн/Фт.с.,
где Фосн- ст-ть ОПФ,
Фт.с- ст-ть транспортных средств.
Колеблется Кт АТП обычно в пределах 2.1-2.2. Это означает, что удельный вес стоимости транспортных средсв в общей их стоимости должен составлять примерно 50%.