Лекция 6. Биология в Средневековье. Эпоха Возрождения

  1. Биологические знания в средние века
  2. Первые попытки
  3. Биологические знания в эпоху Возрождения.

На прошлой лекции мы с вами рассмотрели период раннего средневековья, и говорили, что в текстах того времени естественно-научное и образное видение мира сливаются, что не позволяет выделить в них собственно биологические знания, поэтому о биологии в средние века можно говорить очень условно. Как уже было сказано, в сочинениях средневековых авторов многое носит символический характер. Растение или животное часто интересуют автора не столько сами по себе, сколько как символы, обозначающие и выражающие идею творца (Бога).

Биологические знания в средние века В отличие от современного ученого, ученый из средневековья не мог описывать природу без привлечения религиозного толкования наблюдаемым явлениям и описаниям. Так, уши, по словам Венсана де Боье, предназначены воспринимать слова людей, глаза же, воспринимать творение Божье. Соответственно этим задачам, глаза расположены спереди, а уши по бокам, как бы обозначая то, что наше внимание должно быть прежде всего обращено на Бога, и лишь потом на ближнего. За животными, равно как и за растениями, закреплялись символические знаки, толкуемые в строго определенном, не терпящем разночтений, смысле. Это во многом определяло их собственно биологическое описание. В мире животных ягнец и единорог — символы Христа; голубь — символ Святого Духа; дракон, змей и медведь — символы дьявола и т.п. В мире растений виноградная лоза — знак Христа; лилия — невинность; кедр — стойкость и т.п. В этой связи интересен особенный принцип классификации растений и животных в трактате «О поучениях и сходствах вещей» доминиканского монаха Иоанна де Санто Джеминиано из Сиены. Расположение алфавитное, но не по объекту природы, а по символам, которыми служили те или иные растения или животные. Так, сведения о льве — символе мужества, надо было искать на слово «мужество». Источниками сведений не только о химических, но и о биологических знаниях могут служить алхимические трактаты. Алхимики оперировали не только с объектами минерального царства, но и с растительными и животными объектами. «Книга растений» знаменитого алхимика XV столетия Иоанна Исаака Голланда представляет значительный интерес как своеобразный алхимический свод биологических знаний. Изучая процессы гниения, брожения, алхимики знакомились с химическим составом растительного вещества. В связи с врачеванием к изучению животных и растений допускалось иное, порой чисто практическое отношение. Лечебные действия трав и минеральных веществ становились предметом специального интереса монахов, натуралистов и врачевателей позднего средневековья. Однако эти работы носили лиь описательный характер. Так «Травник из Гланстобери» (первая половина X в.), содержал подробное описание лекарственных растений, труд лондонского врача Эдварда Уоттона «О различии животных» и, наконец, один из первых трудов по описательной энтомологии (XVI в.) лондонского врача Моуфета, не содержали сколько-нибудь существенных теоретических обобщений, а рассматривали представителей растений и животных только с позиций надобности для человека. В пору зрелого средневековья пробудился заметный интерес к природе. Однако, этот интерес наблюдался не в области научного познания, а в поэзии. Описание растений и животных можно встретить в таких повествованиях как «Божественная комедия» Данте, «Витязь в тигровой шкуре» Руставели, «Искандер-Намэ» Низами. Поэту Мануилу Филлу (XIII—XIV вв.) принадлежат три стихотворных сочинения, содержавших большой познавательный биологический материал. Это поэмы «О свойствах животных», «Краткое описание слона» и «О растениях». Его поэмы хорошо отражают уровень зоологических знаний XIV в. Рост городов, ремесленного производства и товарных отношений подточили устои феодализма. После тысячелетнего существования наступил период его быстрого разложения, ускорилось развитие производительных сил, а вместе с ними и развитие науки и техники; начал изменяться и сам тип мышления. Религиозно-догматическое мышление и сопровождавшее его символико-мистическое восприятие мира начало вытесняться рационалистическим мировоззрением, верой в опыт как главный инструмент познания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: