Финансовая политика и финансовый контроль

Управление финансами в РФ

Тема 5. Управление финансами и финансовая политика

1. Управление финансами в РФ

2. Финансовая политика и финансовый контроль

3. Основные направления теории финансов

4. Бюджетная и денежно-кредитная политика

Управление — это целенаправленное воздействие субъекта на объект управления. Объектом управления являются финансо­вые отношения. Субъектами управления выступают органы государственной власти, хозяйствующие субъекты. На макро­уровне органами управления финансами являются Федеральное собрание. Президент, Правительство, Министерство финансов РФ, Федеральная таможенная служба, Федеральная налоговая служба, Федеральная служба по финансовым рынкам, Федеральная служба страхового надзора, исполнитель­ные органы внебюджетных фондов. На микроуровне органами управления финансами являются финансовые управления, отделы, финансовые менеджеры и т. д.

Особое место среди этих органов занимает Министерство финансов РФ, основными за­дачами которого являются:

• совершенствованиебюджетной системы РФ и развитиебюджетного федерализма;

• разработка и реализация единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики РФ;

• концентрация финансовых ресурсов на приоритетных на­правлениях социально-экономического развития РФ;

• разработка и обеспечение исполнения федерального бюд­жета, составление отчета об исполнении федерального и кон­солидированного бюджета РФ;

• разработка и реализация программ государственных заим­ствований, управление внутренним и внешним долгом РФ;

• разработка и реализация единой политики в сфере разви­тия финансовых рынков РФ;

• участие в разработке и проведении единой политики в сфере формирования и использования государственных ресур­сов драгоценных металлов и драгоценных камней;

• разработка единой методологии составления бюджетов всех уровней и отчетов об их исполнении;

• осуществление государственного финансового контроля;

• методологическое руководство бухгалтерским учетом, от­четностью и аудитом в РФ.

Управление финансами включает в себя планирование фи­нансов, организацию управления ими, стимулирование выпол­нения финансовых планов и финансовый контроль. Управле­ние финансами осуществляется путем выработки финансовой политики и претворения ее в жизнь.

Финансовая политика – это самостоятельная сфера деятельности государства в области финансов, направленная на обеспечение соответствующими финансовыми ресурсами реализации той или иной государственной программы экономического и социального развития

Финансовая политика имеет самостоятельное значение и в то же время является важнейшим средством реализации политики государства в любой области общественной деятельности, будь то экономика, социальная сфера или международные отношения.

Следовательно, финансовая политика – это определение целей и задач, на решение которых направляется процесс формирования, распределения и перераспределении обществен­ного богатства для обеспечения финансовыми ресурсами не­прерывного воспроизводственного процесса и удовлетворе­ния отдельных конкретных потребностей воспроизводства.

Реализацию финансовой политики обеспечивает совокуп­ность мероприятий государства, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и перераспределение для выполнения государством его функций и программ — дол­госрочных, среднесрочных и краткосрочных. Важнейшее место среди этих мероприятий принадлежит правовой регламентации форм и норм финансовых отношений.

Государственный финансовый контроль – это контроль, осуществляемый органами государственной власти в соответствии с законодательно наделенными полномочиями.

Муниципальный финансовый контроль это контроль, осуще­ствляемый органами контроля муниципальных образований.

Ведомственный финансовый контроль это финансовый кон­троль, проводимый контрольно-ревизионными подразделения­ми министерств и ведомств внутри их поля деятельности.

Внутрихозяйственный финансовый контроль это финансо­вый контроль, осуществляемый финансово-экономическими службами экономических субъектов. Объектом контроля в дан­ном случае выступает финансовая деятельность экономического субъекта.

Независимый финансовый контроль это контроль, осуществ­ляемый аудиторской деятельностью. Основной целью аудитор­ской деятельности является установление достоверности бухгал­терской (финансовой) отчетности хозяйствующих субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций законодательным и нормативно-правовым действую­щим актам.

В теории и практике государственного финансового контро­ля принято различать следующие его формы: предварительный, текущий и последующий.

предварительный контроль — в ходе обсуждения и утвержде­ния проектов законов (решений) о бюджете и иных проектов за­конов (решений) по бюджетно-финансовым вопросам;

текущий контроль — в ходе рассмотрения отдельных вопро­сов исполнения бюджетов на заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп законодательных (представительных) органов, представительных органов местного самоуправления в ходе пар­ламентских слушаний и в связи с депутатскими запросами;

последующий контроль - в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов.

Методы государственного финансового контроля (посредст­вом чего контролируют) бывают различными, как правило, — это ревизия, проверка, обследование и анализ.

Ревизия представляет собой систему обязательных контроль­ных действий по документальной и фактической проверке закон­ности, целесообразности и эффективности совершенных в про­веряемом периоде хозяйственных и финансовых операций, а так­же законности и обоснованности действий должностных лиц при их осуществлении. Цель ревизии — соблюдение конкретных про­цедур, норм или правил деятельности, проверка отчетности про­веряемого экономического субъекта, но не проверка его методов управления или организации, если они не противоречат действу­ющему законодательству.

Проверка представляет собой единичное контрольное дейст­вие или исследование состояния дел на определенном участке де­ятельности проверяемого лица.

Обследование - это ознакомление контролирующих органов с состоянием определенного направления или вопроса финансо­во-хозяйственной деятельности проверяемого экономического субъекта.

Анализ является разновидностью финансового контроля, предполагающей детальную проработку документации с целью общей оценки результативности и эффективности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: