Финансовое право как отрасль российского права

Субъекты финансового права

Финансово-правовые нормы и финансовые правоотношения

Система и источники финансового права

Финансовое право как отрасль российского права

Лекция 1. Предмет, система и источники финансового права

Конспекты лекций

Виды термической обработки валков горячей прокатки

1. Термическая обработка чугунных валков.

а) Отжиг для снятия внутренних напряжений – нагрев серых чугунов до 500-570°С, высокопрочных – 550-650°С, легированных – 570-600°С, выдержка 1-8 ч., охлаждение с печью до 200°С, а затем на воздухе.

б) Нормализация – нагрев до 850-950°С, выдержка 1-3 ч и охлаждение на воздухе с последующим высоким отпуском при 650-680°С с выдержкой 1-1,5 ч для повышения прочности и износостойкости; в результате образуется структура П+графит.

в) Объёмная закалка – нагрев до 850-950°С, выдержка 1-3 ч, охлаждение в воде или масле с последующим отпуском при 200-600°С в результате образуется структура М+графит или Т+графит, которая обладает высокой прочностью и износостойкостью.

г) Поверхностная закалка при нагреве газовыми горелками в индукционных установках или электролите до 900-1000°С с охлаждением в воде, масле или масляной эмульсии с последующим отпуском при 200-600°С.

2. Термическая обработка стальных валков:

а) объёмная закалка и отпуск

б) поверхностная закалка и отпуск

в) нормализация и отпуск; для литых валков также проводится двойная нормализация и отпуск


по дисциплине «Финансовое право»

Тематический модуль №1

«Общие основы финансового права»

Специальность 40.05.01 «Правовое обеспечение национальной безопасности»

Обсуждены и одобрены

на заседании кафедры

протокол №____ от «__»______2013 г.

Разработал:

д.п.н., профессор полковник полиции

__________________Е.И. Мещерякова

Воронеж

Для определения предмета регулирования и установления границ этой отрасли права служат определенные критерии, главным из которых является то, что финансовое право регулирует организационные общественные отношения, складывающиеся в процессе финансовой деятельности государства, а нормы финансового права всегда связаны с регулированием отношений по поводу выполняемых в процессе финансовой деятельности государства распределительной, контрольной и иных функций. Финансовое право можно определить как отрасль российского права, нормы которой регулируют общественные отношения, возникающие в процессе формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных финансовых ресурсов государственных и муниципальных образований, необходимых для реализации их функций.

Важнейшие черты отношений, составляющих предмет финансового права, заключаются в том, что они, во-первых, складываются в сфере финансовой деятельности в целях формирования необходимых обществу финансовых ресурсов; во-вторых, в этих отношениях участвуют уполномоченные государственные органы, наделенные соответствующими властными полномочиями по отношению к иным субъектам; в-третьих, объектом таких отношений всегда являются деньги или денежные обязательства, связанные с образованием, распределением и использованием денежных фондов.

С учетом указанных характеристик можно следующим образом определить предмет финансового права: это общественные отношения, складывающиеся в процессе деятельности государства и муниципальных образований, по планомерному формированию, распределению и использованию финансовых ресурсов в целях реализации возложенных на них функций.

Финансовые отношения, являющиеся предметом финансового права, весьма разнообразны, в них можно выделить определенные группы:

1) отношения, складывающиеся между Российской Федерацией, ее субъектами, муниципальными образованиями и административно-территориальными единицами, связанные с распределением финансовых ресурсов;

2) отношения, складывающиеся между государственными органами, с одной стороны, и предприятиями, учреждениями, организациями, с другой – в связи с выполнением последними финансовых обязательств перед государством и муниципальными образованиями, а также распределением и использованием финансовых ресурсов;

3) отношения, складывающиеся между государственными органами, осуществляющими финансовый контроль, и субъектами, в отношении которых он осуществляется и др.

Основным методом финансово-правового регулирования является метод властных предписаний (императивный), проявляющийся в том, что наделенные соответствующими полномочиями органы государства и местного самоуправления предписывают участникам финансовых отношений определенные действия, связанные с формированием, распределением и использованием финансовых ресурсов. Участники финансовых отношений, которым адресованы властные предписания, не находятся в полном подчинении органов, выдающих такие предписания, но зависят от них в своей финансовой деятельности. Помимо метода властных предписаний для финансово-правового регулирования используются методы согласований и рекомендаций, однако их использование носит ограниченный характер.

Финансово-правовое регулирование развивается вместе с изменением социально-экономических и политических условий в Российской Федерации, которые проявляются, во-первых, в установлении равенства прав и финансовых обязанностей перед государством и муниципальными образованиями субъектов правоотношений; во-вторых, в усилении направленности государственного и муниципального финансово-правового регулирования на повышение эффективности всей финансовой системы и ее отдельных сфер; в-третьих, в ориентации такого регулирования на повышение роли субъектов РФ, расширение их самостоятельности и сферы правового регулирования при одновременном укреплении централизованной власти, обеспечивающей единство финансовой системы государства.

Основные принципы, положенные в основу российского финансового права:

1) принцип приоритета в области финансовой деятельности государства представительных органов государственной власти перед исполнительными органами (приоритет публичных интересов) предполагает использование финансово-правовых институтов для государственного регулирования, обеспечивающего решение общенациональных задач. На практике этот принцип проявляется, например, в том, что органы исполнительной власти составляют главные финансовые документы - проекты бюджетов и вносят их на рассмотрение и утверждение органов представительной власти, исполняют бюджеты и затем представляют отчеты об их исполнении органам представительной власти;

2) принцип федерализма состоит в том, что финансово-правовое регулирование должно быть направлено на сочетание общефедеративных интересов с интересами субъектов федерации и муниципальных образований;

3) принцип законности означает, что вся деятельность по формированию, распределению, перераспределению и использованию финансовых ресурсов государства и муниципальных образований должна осуществляться в строгом соответствии с нормами права, основа которых – Конституция РФ, определившая Российскую Федерацию правовым государством (ст.ст.1, 2,15,57 и др.);

4) принцип гласности установлен Конституцией РФ (ст.15) и требует официального опубликования законов, что имеет непосредственное отношение и к законам, регулирующим финансовую деятельность. Этот принцип закрепляется и в финансовом законодательстве (см. ст.28,36 БК РФ, ст.5 НК РФ) и др.

Являясь одной из отраслей российского права, финансовое право тесно связано с другими его отраслями. Прежде всего – с конституционным и административным правом. Финансовое право базируется и развивается на основе норм конституционного права, закрепляющих основы общественного строя Российской Федерации, ее федеративное устройство, систему и принципы организации и деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, организацию финансовой деятельности. К сфере административного права относится регулирование и координация деятельности органов исполнительной власти в процессе реализации ими своих функций. Финансовое право связано и с муниципальным, что обусловлено комплексным характером последнего, вбирающим в себя нормы многих отраслей права. Связь финансового и муниципального права проявляется, в частности, в регулировании отношений органов местного самоуправления в процессе осуществления ими финансовой деятельности. Финансовое и гражданское право связаны уже потому, что в предмет гражданского права наряду с имущественными входят денежные отношения, а государственные органы – субъекты финансовых правоотношений выступают в качестве юридических лиц. Выполняя свои функции по формированию и распределению денежных средств, они вступают и в договорные отношения, для которых характерны равенство, экономическая обособленность сторон. Финансовое право связано и с другими отраслями российского права.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: