Тезисы
Содержание, значение, задачи финансовой политики. Финансовая стратегия и тактика. Условия, необходимые для реализации финансовой политики. Направления финансовой политики. Финансовая политика РФ на современном этапе. Проблемы налоговой политики.
4.1 Содержание и значение финансовой политики государства
Финансовая политика большинства развитых стран до 70-х гг. базировалась на положениях кейнсианской теории регулирования, дополненной неокейнсианцами, управляемыми стабилизаторами (налоговые мероприятия государства), активной бюджетно-фискальной системой (поддержание определенного уровня государственных расходов, регулируемого в зависимости от потребностей общества).
Наряду с этими подходами сторонники неоклассических теорий, отстаивая основной принцип невмешательства государства в экономику, выступали за сокращение общего объема государственных расходов, изменение их структуры в сторону увеличения удельного веса в «человеческий капитал» (образование, науку) при одновременном снижении общего уровня налогов. В результате в конце 80-х гг. доля расходов всех уровней государственного управления от ВВП европейских стран с «переходной» экономикой в среднем составляла примерно 55%. Эти показатели намного больше соответствующих величин, характерных для развивающихся стран с рыночной ориентацией, в которых они составляют в среднем около 30%, и даже превышают среднее значение, типичное для индустриализованных стран (примерно 40%).
|
|
С другой стороны, эти цифры представляются не столь значительными, если их сопоставить с аналогичными показателями для ряда индустриальных стран с высокоразвитыми системами социального обеспечения. Например, в 1988 г. доля расходов всех уровней правительства в ВВП Нидерландов, Норвегии и Швеции была равна примерно 60%, а Австрии, Бельгии, Ирландии и Люксембурга превышала 50% (Чу Ке-Янг, Хольцман Роберт. Государственные расходы: аспекты политики // Налогово-бюджетная политика в странах с экономикой переходного периода / Под ред Вито Танзи. М.: МВФ, 1993. С. 302.).
Поэтому важнейшим вопросом стратегии экономических реформ является вопрос о границах и формах вмешательства государства в управление национальной экономикой, чтобы государство стало выполнять другие функции хозяйственной жизни, соответствующие условиям и потребностям трансформации и постепенно приближающиеся к функциям государства рыночной экономики.
В современных условиях для создания эффективной системы управления финансами, благоприятного «финансового климата» требуется разработка национальной финансовой политики, направленной на дальнейшее совершенствование финансовой системы, завершение налоговой и бюджетной реформы, обеспечение сбалансированности финансовых интересов предприятий и государства, развитие финансовых рынков, расширение финансового инструментария и доступности финансовых ресурсов, предотвращение оттока капитала и уклонения от уплаты налогов.
|
|
Среди слагаемых финансовой политики важное значение принадлежит обоснованной фискальной политике. Она представляет собой совокупность финансовых мероприятий государства в области налогов и расходов для сдерживания колебаний совокупного спроса, воздействия на уровень занятости, инфляции и других макроэкономических показателей экономики. Фискальная политика, наряду с кредитно-денежной политикой, — один из двух главных относительно самостоятельных инструментов регулирования рыночной экономики.
Различают автоматическую и дискреционную финансовые политики. Автоматическая финансовая политика выражается в действиях, обеспечивающих автоматическое изменение налоговых поступлений и государственных расходов в результате изменения объема производства и доходов. Например, при экономическом спаде доходы предприятий и частных лиц сокращаются, следовательно, автоматически сокращаются и налоговые поступления.
Дискреционная финансовая политика предполагает принятие специальных решений для смягчения последствий экономического цикла. В ее арсенале такие инструменты, как осуществление дополнительных государственных расходов в производственной и социальной сферах, а также изменение в налоговой системе.
Налоговая политика — система мероприятий, проводимых государством в области налогов, составная часть фискальной политики. Проведение конкретной налоговой политики связано с реализацией фискальной и регулирующей функций налогов. Современные теории налогообложения рекомендуют ограничить налоговые привилегии, полностью отказаться от индивидуальных льгот.
Практическая реализация той или иной налоговой политики в зависимости от ее целей включает маневрирование соотношением прямых и косвенных налогов, использование налогов разной степени прогрессии, применение различных моделей фискального федерализма во взаимосвязи с бюджетной политикой.
Бюджетная политика — совокупность принимаемых решений, осуществляемых органами законодательной (представительной) и исполнительной власти мер, связанных с определением основных направлений бюджетных отношений и выработкой конкретных путей их использования в интересах граждан, общества и государства. Функциональный аспект бюджетной политики включает:
· политику в области доходов бюджета (фискальную);
· политику в области расходов бюджета;
· политику в области сбалансированности бюджета и эффективного управления государственным (муниципальным) долгом;
· политику в области межбюджетных отношений.
Временной аспект бюджетной политики состоит в бюджетной стратегии, рассчитанной на перспективу, и бюджетной тактики, ориентированной на проведение мероприятий в конкретном финансовом периоде. Основу бюджетной политики составляют стратегические направления экономической и социальной политики государств. Именно они определяют размеры и пропорции централизуемых государством финансовых ресурсов, перспективы использования бюджетных средств в интересах решения главных экономических и социальных задач.
В разработке бюджетной политики участвуют законодательные (представительные) органы власти. Приоритет в разработке бюджетной политики принадлежит Президенту РФ, который в Бюджетном послании Федеральному Собранию РФ задает ее стратегические и краткосрочные ориентиры. Бюджетная политика включает политику бюджетных доходов и расходов, управление государственным долгом и государственными активами, бюджетный федерализм и систему управления государственными финансами.
|
|
Субъектами финансовой политики являются органы законодательной (представительной) и исполнительной власти, которые определяют и утверждают ее основные направления. Объектом финансовой политики является совокупность финансовых отношений и финансовых ресурсов
По целевым установкам финансовая политика подразделяется на финансовую стратегию и тактику. В настоящее время к финансовой стратегии относится завершение налоговой и бюджетной реформы, развитие пенсионной реформы и реформы социальной сферы.
Примером финансовой тактики являются снижение ставки НДС и ЕСН, упорядочение бюджетного процесса. Бюджетная политика государства находит отражение в Бюджетном послании Президента Федеральному собранию РФ, Программе социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу.
Особенностью современного этапа финансовой политики является то, что она должна учитывать требования глобализации финансовых процессов. По этому поводу отмечается, что геофинансовая экономика — это особая целостность, которая базируется на:
· глобальном контроле над деньгами и их потоками (глобальный монетаризм);
· кредите, организованном во всемирном масштабе;
· глобальном контроле за движением фиктивного капитала (на рынке ценных бумаг);
· глобальной ренте («виртуальной» по форме).
В результате национальные финансовые рынки превращаются в интернациональные торговые площадки, на которых хозяйствующие субъекты оперируют виртуальными финансовыми инструментами, в том числе, и деньгами, в рамках национального законодательства (Кочетков Э.Г. Глобалистика: Теория, методология, практика: Учебник для вузов. М.: Изд-во «Норма», 2002. С. 328—359.).
4.2 Направления финансовой политики
В условиях рынка, как принято считать, государственная финансовая политика имеет три основных направления:
|
|
1) совершенствование размещения ресурсов производства товаров и услуг;
2) перераспределение (безвозмездное) определенной части доходов и материальных благ между группами населения под влиянием существующих в данной стране традиций и сформировавшегося общественного мнения;
3) разнообразные меры, направленные на обеспечение устойчивого экономического роста в стране и на прогрессивные изменения в структуре экономики.
За каждым из указанных трех направлений государственной финансовой политики должна быть система конкретных мер.
Так, деятельность государства призвана скорректировать недостатки рыночного механизма как экономической базы общества, и обеспечить его более эффективную работу, лучшее размещение ресурсов между всеми производящими структурами общества, включая корректировку «дефектов» рынка и определение более эффективного сочетания деятельности частного и общественного секторов. Это составляет важнейшую функцию государства и непосредственно связано с использованием государственных финансовых фондов.
Другим важным направлением деятельности государства по регулированию рынка, связанным напрямую с расходованием государственных финансовых ресурсов, является перераспределение доходов между членами общества. С целью снижения социальной напряженности и уровня конфликтности в обществе государство должно большое внимание уделять конечному распределению доходов, а значит, и всех потребительских благ. Рыночный механизм часто дает нежелательные для общества сбои не только в размещении ресурсов, но в распределении доходов между членами общества.
Речь идет о сокращении дифференциации доходов различных групп населения.
В международной практике такой показатель обычно рассчитывается по «десятым» долям, по «децилям». При таком расчете разрыв между бедными и богатыми в России достигает по официальным оценкам до 15—17 раз, что неприемлемо для цивилизованной страны.
В России по-прежнему много бедных людей. По официальным данным, 21 млн россиян получают доходы ниже прожиточного минимума. Это почти в два раза меньше, чем в 2001 г. (40 млн человек). Однако уровень бедности в России — 14,8% населения — выше, чем в развитых странах Европы, и слишком велик, чтобы считать Россию социальным государством. Поэтому Федерация независимых профсоюзов и «Единая Россия» подписали соглашение о сотрудничестве, в котором договорились совместно разработать и принять законы, направленные на повышение доходов и сокращение социального неравенства. Ключевой пункт документа — повышение минимального размера оплаты труда (МРОТ).
МРОТ, заложенный в тарифную сетку, — 2300 рублей. Это всего лишь 15% от средней заработной платы по стране, что значительно ниже, чем во Франции (50%), США (35%) или соседней Эстонии (32%). Зарубежный опыт, как пишут авторы исследования «Заработная плата в России», показал, что увеличение МРОТ повышает уровень доходов низкооплачиваемых слоев населения, сокращает разницу в доходах, препятствует недобросовестной конкуренции. Наконец, такое повышение привлекает часть неактивного населения на рынок труда, что важно в современных российских условиях.
Однако увеличением минимальной оплаты в современной России следует пользоваться крайне аккуратно. Как показал опыт многих стран, в том числе Венгрии и Чехии, рост МРОТ может привести к отказу бизнеса от найма неквалифицированных работников в отраслях с невысокой оплатой труда. Безработица в первую очередь ударит по молодежи, пенсионерам, занятым в образовании, сельском хозяйстве и повысит уровень бедности. Чтобы избежать негативных последствий увеличения МРОТ в России, необходима региональная и отраслевая дифференциация минимальной заработной платы, оптимизация численности бюджетников и отказ от политизации проблемы (Соблазн минимума // Ведомости. 2008. 11 апреля.).
Также необходимо территориальное перераспределение ресурсов, поскольку имеются значительные различия в социальных и экономических условиях между отдельными регионами. Ныне разница в доходах на душу населения между отдельными областями составляет 30—45%. По международным стандартам разрыв в уровнях развития регионов не должен превышать 20%. Анализ зарубежных исследований по проблемам территориального развития свидетельствует о разнообразии методов устранения или сокращения регионального неравенства в развитых странах.
Вызывает безусловный интерес опыт размещения предприятий высокотехнологичных отраслей в экономически и социально отсталых районах с излишками трудовых ресурсов, естественными ограничениями круглогодичной сельскохозяйственной занятости. Одним из методов, широко практикуемых в региональной политике, является создание «полюсов роста»: выбираются пункты, наиболее благоприятные с точки зрения ресурсов или географического положения; со временем каждый такой пункт, будучи обеспечен инфраструктурными сооружениями и производственными предприятиями, преобразуется в «центр развития». Такое преобразование становится важным фактором регионального экономического развития. «Полюсы роста» проблемных регионов призваны постепенно вывести их экономику из состояния депрессии.
Важная часть системы государственного управления территориальным развитием — целевые программы общенационального, регионального, местного уровней. Они весьма распространены в странах ЕС. Через государственные программы стимулируется развитие 40% территорий в Великобритании, 90% — в Норвегии. Программы регионального развития, региональные бюджетные фонды созданы во всех странах ЕС.
Для России механизм государственного регулирования регионального развития должен сочетать эти методы прямого и опосредованного влияния на социально-экономические процессы.
Примерами прямого экономического регулирования являются безвозвратное целевое финансирование, субвенции, субсидии. Опосредованными формами экономического регулирования служат рычаги кредитно-денежной, налоговой, амортизационной, валютной, внешнеэкономической политики, а также развитие малого и среднего бизнеса. По своей специфике малое предпринимательство обладает ярко выраженной региональной ориентацией и активно влияет на оптимизацию структуры региональной экономики. В этих целях необходимо создание гибкой системы предоставления предпринимателям района кредитов (микрокредитов) и финансовой помощи, посредничества в контактах с инвестиционными фондами, лизинговыми и сберегательно-ссудными компаниями, кредитными союзами и на базе коммунальной собственности, формирования поощрительного механизма налогообложения.
Для регулирования государством общей экономической ситуации в стране, направлений и темпов экономического подъема необходимы меры для предотвращения финансовых рисков. По поводу роли государства в экономике и взаимодействия государства и рынка продолжается дискуссия. Так, увеличение доли государственных расходов в составе ВВП в большинстве развитых стран получает разную оценку у отдельных экономистов. Представители ультралиберального направления экономической науки, сторонники полной свободы рынка, считают рост доли государственных расходов негативным фактором, препятствующим успешному экономическому развитию. Они предлагают заменить безвозмездное перераспределение средств государством куплей-продажей тех услуг, которые оказывает государство, передачи частным компаниям производства и реализации соответствующих услуг, как сбор, вывоз и переработка мусора, развитие городского транспорта и т.д. Трудность тут в том, что частные компании рассчитывают на прибыль, и может произойти повышение цен на подобные услуги, если их передать в частный сектор. В некоторых странах такая передача получается, в некоторых — нет (Государственные и муниципальные финансы: учебник / Под ред. проф. С.И. Лушина, проф. В.А. Слепова. М.: Экономистъ, 2006. С. 44—62.).
Остаются вопросы в связи с финансовой глобализацией и открытием российской экономики и ее финансовой системы, попытками интегрироваться в мировую экономику. С одной стороны, отстать от хода глобализации, отрезать себя от передовых технологий в финансовой сфере опасно. С другой стороны, безоглядная либерализация потоков через государственные границы не только товаров, а особенно капиталов, допуск филиалов зарубежных банковских и страховых компаний может привести в серьезным неприятностям. Особо стоит для России проблема привлечения иностранного капитала в форме прямых инвестиций, необходимых для технической модернизации и долгосрочного экономического роста.
По поводу участия России в международном движении капиталов отмечается, что доля России в мировом торговом обороте за последнее десятилетие изменялась незначительно — в интервале от 1,2 до 1,55% (в 2003 г. она составила 1,3%).
В мировых потоках инвестиций, направляемых за рубеж, потоки российских инвестиций более заметны. В списке стран, лидирующих в мире по прямому зарубежному инвестированию, в 2002—2003 гг. Россия входила в первую двадцатку, хотя и отставала от лидеров в десятки раз. Россия остается нетто экспортером капитала, что означает превышение объемов вывозимого капитала над поступающими в нее инвестициями. Эта ситуация отразилась в динамике счета операций с капиталом и финансовыми инструментами платежного баланса. На протяжении пореформенного периода он в основном сводился с дефицитом, но многократно сократился: с 211,7 млрд. долларов в 2000 г. (максимальное значение за период наблюдений) — до 0,8 млрд. долларов в 2003 г., и вновь возрос в 2004 г. (основные показатели послекризисного развития РФ в 1999—2007 гг. приведены в табл. 4.1(Мау В. Экономическая политика 2007 год: успехи и поиски // Вопросы экономики. 2008. № 2. С. 24.).
Таблица 4.1
Основные экономические показатели послекризисного периода (1999—2007 гг.)
Экономические показатели | Годы | |||||
ВВП, млрд руб. | 32988,6 | |||||
ВВП на душу населения, долл. | ||||||
Инвестиции в основной капитал, млрд руб. | 670,4 | 1165,2 | 1504,7 | 4580,5 | ||
Накопленный иностранный капитал в экономике РФ, млрд долл. | 11,8 | 142,9 | 197,8 | |||
Внешнеторговый оборот, млрд долл. | 115,1 | 149,9 | 280,6 | 369,2 | 468,6 | 578,0 |
Экспорт, млрд долл | 75,6 | 105,0 | 183,2 | 243,8 | 303,9 | 353,1 |
Индекс потребительских цен, в % к декабрю предыдущего года | 136,5 | 120,2 | 111,7 | 110,9 | 109,0 | 111,9 |
Индекс цен производителей промышленных товаров, в % к декабрю | 170,7 | 131,9 | 128,8 | 113,4 | 110,4 | 125.1 |
Общая численность безработных, млн человек | 9,4 | 7,6 | 5,6 | 5,3 | 4,6 | |
Среднемесячная номинальная начисленная зарплата, руб. | ||||||
Международные резервные активы, млрд долл. | 12,5 | 28,0 | 124,5 | 182,2 | 303,0 | 476,4 |
Индекс РТС | 614,11 | 1125,6 | 1921,92 | 2290,51 | ||
Совокупный объем средств Стабилизационного фонда, млрд руб. | 614,11 | 1125,6 | 1921,92 | 2290,51 |
Источник: Социально-экономическое положение России. Январь — ноябрь 2007 г. М.: Росстат, 2007.
4.3 Взаимосвязь финансовой и денежно-кредитной политики
В современных условиях необходимо проведение единой монетарной политики во взаимодействии с финансовой политикой. Так, отмечается, что финансовая политика, обслуживая стадию распределения общественного продукта, тесно связана с бюджетным механизмом, формированием доходов государственных субъектов, регулированием минимального уровня оплаты труда, налогообложением юридических и физических лиц. Денежно-кредитная политика акцентирует свое внимание на процессах перераспределения общественных благ, регулировании денежного оборота в наличной и безналичной форме, достаточных для совершения кругооборота и оборота капиталов. Банки, обслуживая воспроизводственный процесс в целом, работают главным образом в сфере обмена, другие же финансовые институты решают задачи в сфере распределения общественного продукта (Лаврушин О.И. Взаимодействие денежно-кредитной и финансовой политики // Финансы и кредит. 2006. № 1. С. 2.).
Инструменты денежно-кредитного регулирования представлены в табл. 4.2.
Таблица 4.2