Политика управления капиталом

Форфейтинг

Форфейтинг (англ. forfeiting, фр. à fortrait - целиком) – это покупка обязательств, погашение которых происходит на определенный период в будущем без права регресса (оборота) на любого предыдущего должника.

Форфейтинг представляет собой финансовую операцию по рефинансированию дебиторской задолженности по экспортному товарному кредиту путем передачи (индоссамента) переводного векселя в пользу банка (форфейтинговой компании) с уплатой последнему комиссионного вознаграждения. Банк-форфейтор берет на себя обязательство по финансированию экспортной операции путем выплаты по учтенному векселю (простому или переводному), который гарантируется предоставлением аваля банка страны импортера. В результате форфейтирования задолженность покупателя по коммерческому кредиту трансформируется в задолженность финансовую (в пользу банка). Покупка векселей оформляется стандартным договором, где содержатся точное описание сделки, сроки, издержки, гарантии и пр.

Форфейтинг соединяет элементы учета векселей (с их индоссаментом только в пользу банка) и факторинга (к которому предприятия-экспортеры прибегают в случае высокого кредитного риска).

· Учетные ставки по форфейтинговым операциям выше, чем по другим формам кредитования.

Капитал является одним из факторов производства наряду с природными и трудовыми ресурсами.

Капитал – общая стоимость средств в денежной, материальной и нематериальных формах, инвестированных в формирование его активов.

В современной научной экономической литературе капитал классифицируют по различным признакам:

По принадлежности предприятию – собственный, заемный капитал;

По целям использования – производительный капитал, ссудный капитал, спекулятивный капитал;

По объектам инвестирования - основной и оборотный капитал;

По форме нахождения в процессе кругооборота – капитал в денежной форме, капитал в производственной форме, капитал в нематериальной форме;

По формам собственности – частный капитал, государственный капитал;

По организационно-правовым формам деятельности – акционерный капитал; паевой капитал; индивидуальный капитал;

Капитал в процессе использования осуществляет кругооборот. Каждый оборот состоит из ряда стадий:

На первой стадии капитал в денежной форме инвестируется в операционные активы, преобразуясь в производительную форму.

На второй стадии производительный капитал преобразуется в товарную форму

На третьей стадии товарный капитал при мере реализации продукции превращается в денежную форму.

Средняя продолжительность оборота капитала предприятия характеризуется периодом его оборота в днях, а также числом оборотов.

Любое предприятие нуждается в источниках средств, чтобы финансировать свою деятельность. Привлечение того или иного источника финансирования связано для предприятия с определенными затратами: акционерам нужно выплачивать дивиденды, банкам проценты за предоставленные ими ссуды и т.д. Общая сумма средств, которую нужно уплатить за использование определенного объема финансовых ресурсов, выраженная в процентах к этому объему, называется ценой капитала. Цена капитала не сводится только к исчислению процентов, которые нужно уплатить владельцам финансовых ресурсов, но также характеризует ту норму рентабельности инвестированного капитала, которую должно обеспечивать предприятие, чтобы не уменьшить свою рыночную стоимость.

Следует различать два понятия - «цена капитала данного предприятия» и «цена предприятия в целом как субъекта на рынке капиталов». Первое понятие количественно выражается в сложившихся на предприятии относительных годовых расходах по обслуживанию своей задолженности перед собственниками и инвесторами. Второе - может характеризоваться различными показателями, в частности величиной собственного капитала. Оба этих понятия количественно взаимосвязаны. Так, если предприятие участвует в инвестиционном проекте, доходность которого меньше, чем цена капитала, цена предприятия по завершении этого проекта уменьшится. Таким образом, цена капитала является ключевым элементом при реализации финансовой политики предприятия и показателем ее эффективности.

Цена капитала предприятия складывается под влиянием многих факторов, главными из которых являются:

• общее состояние финансовой среды, в том числе финансовых рынков;

• конъюнктура товарного рынка;

• средняя ставка ссудного процента, сложившаяся на финансовом рынке;

• доступность различных источников финансирования для конкретных предприятий;

• рентабельность операционной деятельности предприятия;

• уровень операционного рычага;

• уровень концентрации собственного капитала;

• соотношение объемов операционной и инвестиционной деятельности;

• степень риска осуществляемых операций;

• отраслевые особенности деятельности предприятия, в том числе длительность производственного и операционного циклов, и др.

Определение стоимости капитала предприятия проводится в несколько этапов.

На первом этапе осуществляется идентификация основных компонентов, являющихся источниками формирования капитала фирмы. На втором — рассчитывается цена каждого источника в отдельности. На третьем — определяется средневзвешенная цена капитала на основании удельного веса каждого компонента в общей сумме инвестированного капитала. На четвертом — разрабатываются мероприятия по оптимизации структуры капитала и формированию его целевой структуры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: