Методы и модели, используемые в долгосрочном финансовом планировании

Рис. 3.1. Инфраструктура процесса финансового планирования предприятия


Политическая информация

1. Качественные методы:

n Метод Делфи (метод экспертных оценок).

n Мнения специалистов.

n Голосование (упорядоченный опрос) торговых агентов.

n Изучение покупателей.

2. Количественные методы:

n Прогнозирование на основе данных прошлых периодов:

- скользящее среднее,

- классическая декомпозиция,

- анализ трендов,

- анализ временных рядов,

- экспоненциальное сглаживание.

n Причинно-следственное прогнозирование (регрессионный анализ):

- простая регрессия,

- множественная регрессия,

- эконометрическое моделирование.

Процесс прогнозирования включает в себя шесть основных этапов, показанных на рис. 3.2.

                   
         
  Постанов-ка целей
Выбор горизонта прогнози-рования
Выбор метода прогнози-рования
Сбор релеван-тных данных, осуществле-ние прогноза
Определение необходимых допущений и их анализ
Оценка результа-тов


Рис. 3.2. Стадии прогнозирования

К основным методам и моделям долгосрочного финансового планирования относятся:

q Аналитические (метод процентных изменений);

q Эконометрические (корреляционный и регрессионный анализ, прогнозирование временных рядов и др.);

q Математические (различные модели и методы оптимизации.

Модели могут сильно отличаться по сложности, но почти все из них будут включать следующие элементы:

q Прогноз объема продаж;

q Прогнозные отчеты;

q Планирование активов;

q Планирование источников финансирования;

q Регулирующий элемент (переменная) – «пробка»;

q Предположения об экономической среде.

Наибольшее распространение получили аналитические методы планирования, основанные на процентных зависимостях. Сущность таких моделей заключается в анализе взаимосвязей между ожидаемым объемом продаж, а также активами и финансированием, необходимыми для его реализации. В результате такой модели разрабатывается прогнозный баланс, план прибылей и убытков и план движения денежных средств.

Важным моментом данного метода является использование компенсирующей переменной – «клапана» («пробки»). Под ней понимается определенный источник или источник внешнего финансирования, к которым можно прибегнуть в случае недостатка финансовых ресурсов, либо направления использования средств в случае их избытка.

Например, предприятие с большим количеством инвестиционных возможностей и ограниченными денежными потоками может попытаться получить дополнительный собственный или заемный капитал. Другие предприятия с небольшими возможностями роста и значительными притоками денежных средств могут получить излишек и, например, выплатить дополнительные дивиденды. В первом случае компенсирующей переменной является внешнее финансирование, а во втором - дивидендные выплаты.

План должен учитывать состояние и прогноз внешней экономической среды для выбранного временного горизонта. К наиболее важным предположениям относятся прогнозы значений процентных и налоговых ставок, а также уровень инфляции.

При использовании метода процентной зависимости от объема продаж можно рассчитать потребность в дополнительном внешнем финансировании (EFN) по следующей формуле:

(3.1)

где AS - активы баланса, которые меняются в зависимости от объема продаж

LS – пассивы баланса, которые меняются в зависимости от объема продаж

S1 - прогнозируемый объем продаж

S0 - фактический объем продаж

Int - ставка процентов к уплате

t – ставка налога на прибыль

PR – коэффициент дивидендных выплат (постоянная величина)

При этом коэффициент дивидендных выплат (PR), то есть доля дохода, расходуемая на выплату дивидендов, рассчитывается по формуле:

(3.2)

где EPS – доход на акцию,

DIV – дивиденд на акцию

RR - коэффициент реинвестирования

При прочих неизменных условиях, чем выше темпы роста продаж или активов, тем больше будет потребность во внешнем финансировании.

В моделях может использоваться предположение, что активы являются фиксированным процентом продаж. Однако данное допущение является во многих случаях неподходящим. Если оборудование предприятия загружено на 100% мощности, тогда наращивание объемов реализации требует увеличения внеоборотных активов. Но на практике часто существует избыток производственных мощностей, и производство может быть увеличено, например, за счет дозагрузки имеющегося оборудования.

3. 3. Темпы роста организации: факторы, их определяющие, методика расчета

Существует прямая связь между ростом предприятия и внешним финансированием. Эта взаимосвязь выражается с помощью специальных показателей:

· коэффициента внутреннего роста,

· коэффициента устойчивого роста.

Коэффициент внутреннего роста – это максимальный темп роста, который предприятие может достигнуть без внешнего финансирования. Другими словами, предприятие может обеспечить подобный рост, используя только внутренние источники финансирования.

Формула для определения коэффициента внутреннего роста имеет следующий вид:

(3.3)

где ROA - чистая рентабельность активов (Чистая прибыль / Активы),

RR - коэффициент реинвестирования (капитализации) прибыли

Коэффициент устойчивого роста показывает максимальный темп роста, который предприятие может поддерживать без увеличения финансового рычага. Его значение может быть вычислено по формуле:

(3.4)

где ROE – чистая рентабельность собственного капитала.

или

(3.5)

где ROS – чистая рентабельность продаж (Чистая прибыль/Выручка)

PR – коэффициент выплаты дивидендов

D/E – финансовый рычаг (Заемный капитал/Собственный капитал)

A/S – капиталоемкость (Актив/Выручка)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: