Тема 1 Возникновение и развитие логистики

1.1 Современная трактовка терминов «логистика», «управление цепями поставок»

Ввиду актуальности исследуемой проблематики, в процессе своего развития логистика стала объектом внимания многих экономистов, пытавшихся охарактеризовать ее сущность. Некоторые из существующих определений логистики приведены в таблице 1.1.

Таблица 1.1 – Определения термина «логистика»

Источник Определение
   
Совет логистического менеджмента США (Council of Logistics Management – CLM), 1986г. «Логистика есть процесс планирования, выполнения и контроля эффективного, с точки зрения снижения затрат, потока запасов сырья, материалов, незавершенного производства, готовой продукции, сервиса и связанной информации от точки зарождения до точки потребления (включая импорт, экспорт, внутренние и внешние перемещения) для целей полного удовлетворения требований потребителей» [7, с.2].
Совет логистического менеджмента США (Council of Logistics Management – CLM), уточненное определение 1998г. Логистика – это часть процесса в цепочках поставок, в ходе которого планируется, реализуется и контролируется эффективный и производительный поток товаров, их запасы, сервис и связанная информация от точки их зарождения до точки поглощения (потребления) с целью удовлетворения требований потребителей [1, с.53].
Европейская логистическая ассоциация (ELA).Terminology in Logistics. ANNEX Dictionary. – European Logistics Association, 1994. «Логистика (бизнес-логистика) – организация, планирование, контроль и выполнение товарного потока от проектирования и закупок, через производство и распределение до конечного потребителя с целью удовлетворения требований рынка с минимальными операционными и капитальными затратами» [7, с.2].
Пол Конверс и Питер Дракер (США), 1986г. «Логистика – «последний рубеж экономии затрат»; «непознанный материк экономики» [6, с.12]
Родников А.Н. Логистика: Терминологический словарь, 1995г. «Логистика – наука о планировании, контроле и управлении транспортированием, складированием и другими материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения сырья и материалов до производственного предприятия, внутризаводской переработки сырья материалов и полуфабрикатов, доведения готовой продукции до потребителя в соответствии с интересами и требованиями последнего, а также передачи, хранения и обработки соответствующей информации» [5].
В.И. Сергеев - МЦЛ ГУ-ВШЭ, 2000г. «Логистика - наука об управлении материальными потоками, потоками услуг и сопутствующими им потоками в определенной микро-, мезо- или макроэкономической системе для достижения поставленных перед нею целей с оптимальными затратами ресурсов» [4].
Д.Дж. Бауэрсокс, Д.Дж. Клосс, США, 1996г. (российская редакция - 2001г.). Логистика фирмы есть интегрированный процесс, призванный содействовать созданию потребительной стоимости с наименьшими общими издержками. Логистика существует для того, чтобы … достичь заранее согласованного качества обслуживания клиентов на базе накопленной компетентности, доведенной до уровня высокого искусства. Проблема заключается в том, чтобы уравновесить ожидания, связанные с качеством сервиса, и требуемые затраты, согласно намеченным хозяйственным целям [2, с.33].
Эрве Мате и Даниель Тиксье, 2003 г. Логистика – источник повышения производительности[1] и средство дифференциации [13, с.8]. Сейчас логистике придаются стратегические функции, с ней связаны все аспекты деятельности преуспевающей компании. Это – следствие нормальной эволюции теории и практики менеджмента. Цель ее заключается в том, чтобы совместить разумные цены на продукцию с правильной своевременной реакцией на нужды потребителей… Таким образом, постепенно становится возможной автоматическая координация работы цепочки Клиенты-поставщики-производители-распределители. Превращение логистики в один из важнейших факторов роста конкурентоспособности предприятия привело к пересмотру определения этого термина. Вначале под логистикой понималось простое перемещение материалов, теперь же – оптимизация соотношения между поставкой и отгрузкой продукции на предприятие в контексте конкурентной борьбы. Смысл ее – в том, чтобы обеспечить наилучший и быстрый ответ на рыночный спрос при наименьших затратах. Логистика понимается не только как совокупность условий, делающих возможным достижение определенной цели, но и как поиск наиболее выгодного пути к этой цели. В свою очередь, соображения логистики учитываются при определении целей [13, с.8, 9].
Мартин Кристофер, 2004г. Логистика представляет собой процесс стратегического управления закупками, перемещением и хранением материалов, комплектующих и готовых изделий (и соответствующими информационными потоками) организации и ее маркетинговыми каналами, позволяющий максимизировать текущую и будущую рентабельность засчет выполнения заказов и распоряжений с минимально возможными затратами [14, с.13]. Философия, лежащая в основе концепции логистики, представляет планирование и координацию движения материальных потоков от источника их возникновения к пользователю в виде интегрированной системы мер, а не в виде последовательности независимых действий, как это часто было в прошлом. Поэтому при управлении логистикой возникает задача объединения рынка, сбытовой сети, производственного процесса и закупочной деятельности таким образом, чтобы обеспечить обслуживание клиентов на более высоком уровне и с меньшими издержками. Другими словами, необходимо добиться конкурентного преимущества как за счет снижения затрат, так и за счет улучшения сервиса [14, с.23].

Приведенные определения содержат ряд моментов, важных для понимания сущности термина, занимающего центральное место в теории логистики на современном этапе ее развития.

1) Во-первых, они отражают эволюцию теории логистики. На ранних этапах (становление) логистика понималась, прежде всего, как технология (последовательность процедур), позволяющая снижать издержки. Поэтому во многих определениях логистики можно увидеть перечень логистических функций или даже операций являющихся объектами оптимизации.

2) Все приведенные определения указывают на направленность логистики на удовлетворение потребностей потребителей. Д.Дж. Бауэрсокс и Д.Дж. Клосс, М. Кристофер повышенное внимание уделяют сервисным аспектам логистики [2], [14]. Указанные авторы видят предназначение логистики в обеспечении потребителям заранее согласованного качества сервиса (стандартов обслуживания). Таким образом, смещаются акценты в трактовке термина «логистика»: технологические аспекты уходят на задний план; технология рассматривается как средство обеспечения сервиса (обслуживания потребителей), связанное с необходимостью осуществления определенных затрат.

3) Логистика трактуется как наука об обеспечении эффективности. Рассматриваемые определения содержат характеристики результата функционирования экономической системы (удовлетворение потребностей рынка, достижение поставленных целей; достижение заранее согласованного качества обслуживания клиентов) и указывают на необходимость управления затратами, связанными с его достижением.

4) Большинство из приведенных определений содержат указание на объекты управления в логистике (основные и сопутствующие потоки). Современная теория логистики в качестве объектов управления рассматривает четыре вида потоков[2]: материальные, информационные, финансовые и сервисные (процессы оказания услуг).

5) Логистика обладает огромным потенциалом влияния на конкурентоспособность экономической системы при формировании как ценовых конкурентных преимуществ (засчет оптимизации затрат на товародвижение), так и неценовых (засчет улучшения сервисных характеристик стандарта обслуживания потребителей). Эрве Мате и Даниель Тиксье в своей известной работе говорят о логистике как об источнике повышения производительности (эффективности деятельности) и средстве дифференциации товарного предложения компании относительно конкурентов [13, с.8].

В современных условиях логистика становится важным инструментом стратегического управления, так как вносит все больший вклад в достижение долгосрочных целей предприятий (экономических систем). В.И. Сергеев в своей статье «Управление знаниями и подготовка персонала компаний в области логистики и SCM» (2008 г.) определяет предназначение логистики как поддержку выполнения корпоративной стратегии с оптимальными затратами ресурсов при управлении потоками [8, с.1].

Таким образом, предназначение логистики выражается, с одной стороны, в обслуживании потребителей и с другой стороны - в управлении затратами.

 
 


Рисунок 1.1 – Предназначение логистики[3]

Логистика – наука и вид экономической деятельности по управлению основными и сопутствующими потоками в экономических системах различных уровней, направленный на предоставление потребителям желаемых ими (заранее согласованных) стандартов обслуживания при минимально возможных общих издержках экономической системы.

Приведенное определение требует трактовки термина «стандарт обслуживания».

Согласно определению Международной организации по стандартизации ИСО/МЭК (Руководство 2 «Общие термины и определения в области стандартизации и смежных видов деятельности»), стандартизация – деятельность, направленная на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области посредством установления положений для всеобщего и многократного использования в отношении реально существующих или потенциальных задач [16, с.6].

 
 


Рисунок 1.2 – Структура стандарта обслуживания

Понятие «стандарт обслуживания» включает в себя:

1 Товар с подкреплениями (основной продукт или услуга, удовлетворяющие определенную потребность и перечень (ассортимент) дополнительных услуг предоставляемых в составе товара или вместе с товаром) [19, с.540].

2 Важные для потребителя характеристики (критериальные параметры) товара и дополнительных услуг;

3 Количественные значения (оценки) критериальных параметров, согласованные с потребителем (являющиеся условием совершения продажи);

4 Правила оказания услуг (способ выполнения процессов) – логистическая технология – обеспечивающие предоставление потребителю товара и дополнительных услуг с согласованными параметрами при минимально-возможных издержках предприятия (экономической системы выполняющей процессы);

5 Документ предприятия (экономической системы), регламентирующий вышеуказанные элементы стандарта обслуживания.

Современная логистика – находящаяся в постоянном развитии методология, позволяющая, на основе реализации логистических технологий, обеспечивать поддержку корпоративной стратегии с оптимальными затратами ресурсов.

Логистический процесс любой организации (цикл исполнения заказа) требует выполнения большого количества операций, связанных с закупкой ресурсов у внешних поставщиков, управлением запасами, управлением производственными процедурами, складированием и грузопереработкой, транспортировкой, информационным обменом между участниками процесса, решениями об уровне сервиса предоставляемого потребителям.

Как метод управления логистика обеспечивает выбор наиболее рационального способа организации взаимодействий между участниками процесса – логистической технологии. На уровне межорганизационных взаимодействий (цепи поставок) эти способы имеют свою специфику.

В зарубежной и отечественной литературе и логистической практике широко используется понятие логистической цепи / цепи поставок (logistical chain/ supply chain) [1, с.46]. Можно выделить два основных подхода к трактовке термина «цепь поставок»:

- совокупность (последовательность) процессов, выполняемых при доведении товаров определенного товаропроизводителя до определенного потребителя / группы потребителей (сегмента рынка);

- линейно упорядоченное множество участников (звеньев), выполняющих вышеуказанные процессы.

Так в словаре ANNEX (Terminology in Logistics. ANNEX Dictionary. – European Logistics Association, 1994. P. 95) цепь поставок определяется как «объединение всех видов бизнес-процессов (проектирование, производство, продажи, сервис, закупки, дистрибьюция, управление ресурсами, поддерживающие функции), необходимых для удовлетворения спроса на продукцию или сервис – от начального момента получения исходного сырья или информации до доставки конечному потребителю» [1, с.46].

В терминологическом словаре А.Н. Родникова указывается, что «логистическая цепь – линейно-упорядоченное множество физических и / или юридических лиц (поставщиков, посредников, перевозчиков и др.), непосредственно участвовавших в доведении конкретной партии продукции до потребителя» [5, с. 122].

В.И.Сергеев отмечает, что в отечественных определениях особое внимание уделяется линейной упорядоченности процессов в цепи поставок и дает следующее определение рассматриваемого понятия: «Логистической цепью называется множество звеньев логистической системы, упорядоченное по основному[4] или сопутствующему потоку в соответствии с параметрами заказа конечного потребителя внутри функциональной области логистики или логистического канала [1, с.49].

 
 


Рисунок 1.3 – Прямая цепь поставок

 
 


Рисунок 1.4 – Расширенная цепь поставок

В зависимости от количества участников и сложности задач логистической координации процессов, выделяют прямые, расширенные и полные (максимальные) цепи поставок. Структурные схемы прямой и расширенной цепей поставок приведены на рисунках 1.3 и 1.4 [1, с. 90]. Полной (максимальной) называют цепь поставок, включающую все звенья (участников) от приобретения первичных ресурсов (растительное сырье, полезные ископаемые, энергия, первичная информация) до конечного потребления. Одну из широко известных попыток контролировать полную цепь поставок предпринял Генри Форд в 20-е годы ХХ века.

Термин «Управление цепями поставок» («Supply Chain Management» - SCM) получил распространение в конце 80-х годов ХХ века, при этом специалисты делают попытки структурировать, уточнить его трактовку до настоящего времени. Пожалуй, это закономерный процесс, объясняющийся изменением условий осуществления деятельности в области логистики и управления цепями поставок, развитием технологий.

Основные толкования понятия «Управление цепями поставок» (SCM) можно свести к следующим:

SCM – особая философия бизнеса, крупная бизнес-концепция, связанная с управлением потоками продукции, услуг, финансовыми потоками и потоками информации в цепи поставок [1, с. 90].

SCM – функция предприятия, группа процессов по управлению межорганизационными взаимодействиями, выполняемая специализированными подразделениями предприятия.

SCM – логистическая концепция и соответствующая ей группа логистических технологий (совокупность методов), позволяющая эффективно формировать и координировать взаимосвязи между участниками логистического процесса на межорганизационном уровне.

Признанные специалисты в области Supply Chain Management Дуглас Ламберт и Джеймс Сток предостерегают от узкой, функциональной трактовки этого термина, проводя аналогию с использованием понятия «маркетинг». В своей монографии «Стратегическое управление логистикой» они приводят высказывание исполнительного директора одной из корпораций: «Маркетинг – слишком важная вещь, чтобы полностью отдать его в руки отдела маркетинга»; подчеркивают, что «в компании каждый работник должен исходить из запросов потребителей, а поскольку удовлетворение запросов потребителей – это ответственность всех и каждого, то маркетинговая концепция применяется не только в отделе маркетинга» [3, с.53].

Ламберт и Сток представляют управление цепями поставок как управление восемью ключевыми бизнес-процессами:

1) взаимоотношениями с потребителями;

2) обслуживанием потребителей;

3) спросом;

4) выполнением заказов;

5) поддержкой производственных процессов;

6) снабжением;

7) разработкой продукции и доведением ее до коммерческого использования;

8) возвратными потоками [3, с.51].

Модель управления цепями поставок, предложенная Ламбертом и Стоком включает три тесно взаимодействующих элемента:

- структура цепи поставок;

- бизнес-процессы, происходящие в цепи поставок;

- компоненты управления цепью поставок [3, с.54].

В.И. Сергеев, в популярной работе «Корпоративная логистика: 300 ответов на вопросы профессионалов» пишет: «Задача эффективного управления цепями поставок стояла перед предприятиями всегда – независимо от их профиля, национальной или территориальной принадлежности и действующей экономической модели. Современная практика управления цепями поставок неразрывно связана с внутрифирменным планированием и оптимизацией ресурсов, поэтому SCM – это концепция, поддерживающая корпоративную стратегию фирмы и составляющая в информационно-технологическом аспекте часть систем Планирования Ресурсов Предприятия (ERP); причем интегрированный логистический менеджмент поставок – не самоцель, а один из важнейших элементов оптимизации бизнес-процессов компании [1, с.91].

1.2 Возникновение логистики

Термин “логистика” происходит от греческого слова, означающего «искусство вычислять, рассуждать». Еще в период Римской империи существовали чиновники, которые назывались логистами – они занимались распределением продуктов питания [1, с.8], [2, с.9].

Логистика развивалась как военная дисциплина. В конце I тысячелетия нашей эры (Византия, царь Леон VI (865-912 г.г. н.э.)) с логистикой связывали деятельность по обеспечению вооруженных сил материальными ресурсами и содержанию их запасов [6, с.9], [12, с.5].

Создателем первых научных трудов по логистике принято считать французского генерала Антуана Анри Жомини (1779-1869), определявшего логистику как “практическое искусство маневра войсками” [11, с.9-10] и впервые применившего эту науку на практике при планировании обеспечения боеприпасами, продуктами питания, квартирного размещения армии Наполеона.

В России принципы комплексного управления материалопроводящими системами изначально, в соответствии с мировой тенденцией, использовались в военном деле. В середине XIX века под логистикой понималось искусство управления перемещением войск, организация их тылового обеспечения. Однако к концу века термин «логистика» в России широкого применения уже не имел: словарь Брокгауза и Эфрона (Санкт-Петербург, 1896г.) предлагает считать этот термин вышедшим из употребления [7, с.34].

В XX веке принципы логистики стали активно применяться в период II мировой войны и, прежде всего, в снабжении армии США на Европейском театре военных действий.

Постепенное насыщение товарных рынков и обострение конкуренции в послевоенный период, развитие информационных технологий, маркетинговых технологий и международной торговли, а также существовавшие еще в период экономического кризиса 1920-1930-х годов идеи комплексного управления сходными операциями товародвижения [6, с.26] способствовали осознанию активными субъектами рынка огромного потенциала снижения затрат и совершенствования обслуживания потребителей, которым обладает логистическая оптимизация процессов предприятия (экономической системы). В 50-е годы ХХ века, методология управления потоками при организации товародвижения, заимствованная из военной сферы, получает широкое распространение в странах с рыночной экономикой [10, с.10], [6, с.31], [11, с.19].

Формирование собственного терминологического и методологического аппарата приводит к оформлению логистики в самостоятельную экономическую науку и прикладной вид экономической деятельности.

В середине ХХ века в отечественной экономике логистические методы управления товародвижением развивались, в основном, как инструмент государственного планирования: определенный опыт анализа и синтеза макрологистических систем был получен при планировании и реализации народнохозяйственных пятилеток [11, с.14], а на микроуровне – в сфере обеспечения производства. Недостаточная востребованность методологии комплексного управления товародвижением на уровне отдельных хозяйствующих субъектов в сфере снабжения и сбыта, обуславливалась, прежде всего, централизованным характером планирования. В условиях плановой экономики распределение для большинства участников распределительной (сбытовой) цепи было в значительной степени гарантированным. Вместе с тем, использовавшаяся система оценки результатов производственной деятельности, ориентированная на достижение экономии, способствовала развитию логистических технологий именно в производственной сфере. Известны примеры эффективного использования в промышленности отечественных микрологистических систем типа РИТМ, КСОТО, САПР, систем оптимального оперативно-производственного планирования, контроля и управления запасами материальных ресурсов, подобных системам MRP, Kanban и др. [11, с.16].

В сфере обращения отечественной экономики была создана определенная производственно-техническая база, связанная с управлением материальными потоками, которую составляли технологические объекты государственных централизованных, отраслевых, территориальных и ведомственных систем снабжения и сбыта продукции, то есть бывших структур Госснаба, Госстроя, Госагропрома, Госнефтепродукта СССР (объекты складской системы, крупные автоматизированные транспортно-складские комплексы, транспортные узлы и грузовые терминалы, контейнерные пункты, предприятия различных видов транспорта и связи, вычислительные и информационно-диспетчерские центры, объекты оптовой и розничной торговли) [11, с.17]. Указанные объекты были предназначены для поддержки процессов товародвижения в централизованно-планируемых системах снабжения и сбыта, рассчитаны на обслуживание массовых потоков. Формирование рыночной экономики потребовало коренной реорганизации принципов управления товародвижением, новых подходов к управлению взаимодействиями в цепях поставок.

Для полноты картины необходимо отметить, что у термина логистика есть и еще одно толкование. Немецкий философ, математик и языковед Готфрид Вильгельм Лейбниц назвал логистикой математическую логику. Этот термин был официально закреплен за математической логикой в 1904г, на философской конференции в Женеве. В этом значении он используется до сих пор [12, с.4], [11, с.35].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: