Развитие логистики как экономической науки и вида экономической деятельности

В теории логистического менеджмента существует ряд подходов к периодизации развития логистики. В рамках наиболее общего из них, встречающегося, в частности, в работах Л.С.Федорова и Б.А.Аникина [6, с.31], И.А.Леншина [11, с.19], выделяются 3 периода в развитии систем управления товародвижением:

- дологистический (20-50-е годы ХХ века);

- классической логистики (60-70-е годы ХХ века);

- неологистики (с начала 1980-х годов до настоящего времени).

Л.С.Федоров и Б.А.Аникин, в своей периодизации особое внимание уделяют объектам логистической оптимизации и критериям эффективности осуществления логистических операций и функционирования логистических систем.

Вариант периодизации, предложенный В.И.Сергеевым [7], рассматривает 4 периода развития логистики:

- фрагментаризация (20-50-е годы ХХ века);

- становление (60-е годы ХХ века);

- развитие (70-е годы ХХ века);

- интеграция (с начала 1980-х годов до настоящего времени).

В.И.Сергеев делает акцент на факторы, оказавшие влияние на развитие логистической методологии и прикладные аспекты логистической деятельности в различные временные периоды (см. рисунок 1.5).

Оба подхода вполне корреспондируют между собой, и будут использованы в настоящем пособии в качестве основы для изучения эволюции систем товародвижения.


Рисунок 1.5 – Эволюция логистики [7].

Итак, дологистический период (фрагментаризация) характеризуется сосредоточением усилий на оптимизации операций внутри логистических функций[5]. Межфункциональная интеграция пока отсутствует, соответственно синергический эффект от логистического подхода к товародвижению проявляется лишь на функциональном уровне.

Многие исследователи разрабатывающие теоретические аспекты логистического менеджмента [6, с.31], [18, с.47], отмечают важную роль организации транспортных операций и сопутствующей деятельности (экспедирования грузов, проверки грузовых счетов и т.д.), в развитии логистики в этот период. Однако, параллельно в это же время предпринимаются попытки оптимизировать операции и в рамках других логистических функций. Так, предлагаются оптимизационные решения в складировании и грузопереработке, развивается прогнозирование спроса, управление заказами, планирование распределения, управление запасами в сбыте, обслуживание потребителей [2, с.26].

Критерием оптимальности логистической деятельности (функционирования логистики) в этот период являются минимальные затраты на логистическую операцию.

Результаты, полученные рядом фирм от оптимизации перевозок, имевшийся опыт организации материального обеспечения в годы Второй мировой войны, развитие концепции маркетинга [9, с.43,46] и ряд других факторов[6] привели к осознанию того, что в оптимизации функций товародвижения имеется огромный потенциал снижения издержек (и улучшения характеристик предлагаемых потребителям стандартов обслуживания), а, следовательно, – повышения конкурентоспособности фирм.

С этого осознания начинается период классической логистики (становление, развитие) [1], [6, с.32]. Создаются первые логистические системы.

Интеграция функций транспортировки и складирования, а затем – и управления запасами, информационного обмена, планирования распределения[7],

управления обслуживанием, – в сфере хранения и доставки потребителям готовой продукции приводит к формированию логистической системы физического распределения. В начале периода становления логистики трактовки терминов «логистика» и «физическое распределение» совпадают.

 
 


Рисунок 1.6 – Период классической логистики: возникновение логистических систем

Аналогичные процессы происходят и в сфере снабжения предприятия ресурсами – системно оформляется материальный менеджмент. Постепенно (к началу 1970-х годов) эти системы интегрируются (по мере осознания активными субъектами рынка роли процессов снабжения в обеспечении стандартов обслуживания потребителей) и начинают управляться как единое целое, не охватывая лишь сферу производства. Таким образом, в начале периода развития логистики термин «логистика» близок по значению к трактовке отечественного термина «коммерческая деятельность» и означает комплексное управление процессами распределения готовой продукции (товаров) и снабжения предприятия ресурсами. Производственный (операционный) менеджмент в это время не входит в область применения принципов логистики (в основном, из-за технологических ограничений) и развивается как отдельное направление оптимизации.

В конце периода классической логистики (1970-е годы) товаропроизводителями осознаются преимущества зависимых систем распределения: снижение уровня неопределенности информации о спросе (потребностях), сокращение норм запасов, сокращение длительности циклов исполнения заказа и периодов реакции на сбои в работе (повышение функциональности логистических систем). В системах распределения развиваются процессы вертикальной интеграции. Этому способствует и некоторое смягчение антимонопольного законодательства, регламентирующего образование и функционирование экономических союзов в ряде стран с рыночной экономикой.

В начале 1980-х годов – период неологистики (интеграция) – происходит осознание того, что ни одна группа функций предприятия не обеспечена необходимыми ресурсами и возможностями для самостоятельной эффективной работы.. В результате, логистическая система охватывает все предприятие, получает распространение “комплексный подход” к управлению товародвижением, предусматривающий гармонизацию (согласование) интересов всех функциональных подразделений (служб) [1], [6, с.33-34].

В настоящее время концепция логистики выходит за пределы экономической среды и учитывает экологические, социальные, политические факторы. Таким образом, если характеристикой предъявляемого спроса являются повышенные требования, например, к экологичности самого продукта и операций товародвижения, то, для обеспечения сбыта, этим требованиям придется соответствовать, даже при необходимости повышения затрат.

Еще одной особенностью современного этапа развития логистического менеджмента является повышение роли международной логистики. Облегчив компаниям стран-участников экономических союзов (страны Европейского Союза; США и Канада), взаимное проникновение на внутренние рынки, глобализация бизнеса, с одной стороны, обострила конкуренцию, с другой стороны – усложнила организацию товародвижения. На международной арене логистическая деятельность стала более комплексной, а такие проблемы, как размещение производства и центров дистрибьюции, выбор видов транспорта, типов сервиса, методов управления запасами, проектирование адекватных коммуникационных и информационных систем, потребовали новых навыков логистического управления. С начала 1990-х годов стали активно разрабатываться и внедряться международные программы и проекты, в которых логистике отводится важная роль (в Европе это TEDIM, UNCTAD, TACIS) [1], [7].


Тема 2 Объекты управления в логистике. Логистические процессы

2.1 Объекты управления в логистике. Понятие и виды потоков

Основу логистического управления организацией (цепью поставок, экономической системой) составляют принципы системного анализа и процессного подхода к управлению. Основываясь на указанных принципах, осуществим декомпозицию логистического процесса и логистической системы на составляющие их элементы.

 
 


Рисунок 2.1 – Объекты управления в логистике [7, с.5].

Объектом управления в логистике является поток. Л.Б. Миротин и В.И.Сергеев в своей работе «Основы логистики» дают общее определение потока: «…совокупность объектов, воспринимаемая как единое целое, существующая как процесс на некотором временном интервале и измеряемая в абсолютных единицах за определенный период времени» [4, с.39]. В современной теории логистики в качестве объектов управления рассматриваются четыре вида потоков: материальные, информационные, финансовые, сервисные [7, с.5].

Материальным потоком называют товарно-материальные ценности, рассматриваемые в процессе приложения к ним различных логистических операций и отнесенные к определенному интервалу времени [1, с.69]; находящиеся в состоянии движения материальные ресурсы, незавершенное производство и готовую продукцию, к которым применяются логистические виды деятельности, связанные с их физическим перемещением в пространстве [7, с.5].

Для эффективного выбора методов и формирования процедур управления материальными потоками их классифицируют по ряду признаков [1], [6], [7], [10], [12].

Информационный поток – это поток сообщений в устной, документной (бумажной, электронной) и других формах, сопутствующий материальному или сервисному потоку в рассматриваемой логистической системе, предназначенный, в основном, для реализации управленческих функций [1, с.13].

Финансовый поток – это направленное движение финансовых ресурсов, связанное с материальными, информационными или сервисными потоками, как в рамках логистической системы, так и вне её [1, с.9].

Сервисные потоки с позиций логистики – это потоки услуг, генерируемые логистической системой в целом или ее подсистемой (звеном, элементом) с целью удовлетворения внешних или внутренних потребителей организации бизнеса [1, с. 8].

Потоки, осуществляемые по основному виду деятельности организации, называются основными. Основными могут быть материальные или сервисные потоки (соответственно, в организациях производящих продукцию или оказывающих услуги). Потоки, генерируемые или поглощаемые в процессе товародвижения по основному потоку, называют сопутствующими. Сопутствующими могут быть как материальные (вспомогательные материалы, инструмент, остатки и отходы) и сервисные (работы и услуги со стороны, услуги вспомогательного характера, оказываемые собственным подразделениям), так и информационные или финансовые потоки.

2.2 Логистические процессы: логистические операции, логистические функции, сферы логистики, логистический процесс организации, логистический процесс цепи поставок

Сущность процессного подхода к организации товародвижения составляет взаимодействие логистических операций в рамках реализации логистических функций и взаимодействие логистических функций в логистическом процессе.

Под логистической операцией, в соответствии с [1, с. 16], понимается элементарное действие (группа действий) по преобразованию параметров основных и/или сопутствующих потоков, не подлежащее дальнейшей декомпозиции в рамках рассматриваемой логистической системы.

В соответствии с [1, с. 19], логистическая функция рассматривается как обособленная совокупность логистических операций, выделенная с целью повышения эффективности, управления логистическим процессом и степени управляемости логистикой организации бизнеса.

Логистическая функция – группа операций, выделенная по принципу общности решаемых задач. При проектировании логистических процессов операции группируют в функции:

- так как данная группа операций играет важную роль в достижении целей организации (экономической системы);

- так как организация владеет или собирается владеть эффективными методами выполнения этой группы операций (элементами логистической технологии);

- так как данную группу операций планируется закрепить за определенным персоналом (подразделениями или специалистами);

- так как планируется организовать учет и контроль издержек, связанных с выполнением данной группы операций;

- так как для автоматизации данной группы операций планируется использовать отдельный блок (модуль) информационной системы предприятия.

В отечественной теории логистики большинством авторов [10, с. 72], [6, с. 13-14], [12, с. 37] выделяются следующие логистические функции:

- управление закупками;

- транспортировка;

- управление запасами;

- управление производственными процедурами;

- распределительная логистика;

- логистика складирования;

- информационная логистика;

- логистический сервис.

- логистика обратных потоков (поддержка возврата товаров; сбор и утилизация возвратных отходов).


Рисунок 2.2 – Логистические процессы организации и цепи поставок

Д.Дж. Бауэрсокс, Д.Дж. Клосс выделяют следующие логистические функции [2]:

- формирование логистической инфраструктуры;

- информационный обмен;

- транспортировка;

- управление запасами;

- складское хозяйство, грузопереработка и упаковка.

При осуществлении товародвижения логистические функции взаимодействуют, образуя логистические процессы (рисунок 1.8).

А.Н. Родников [5, с. 123] определяет логистический процесс как «…упорядоченную на оси времени последовательность логистических операций, направленную на обеспечение потребителей продукцией соответствующего ассортимента и качества в нужном количестве, в нужное время и место». В.И. Сергеев [7, с. 61] трактует этот термин следующим образом: «Логистический процесс – определенным образом организованная во времени последовательность выполнения логистических операций / функций, позволяющая достигнуть заданные на плановый период цели логистической системы или ее сетевых (функциональных) подразделений».

Д.Дж.Бауэрсокс и Д.Дж.Клосс называют упорядоченное взаимодействие логистических функций в процессе управления определенным материальным потоком «функциональным циклом логистики» («циклом исполнения заказа») [2, с. 67].

Для управления им, в логистическом процессе выделяют три большие части – Д.Дж.Бауэрсокс называет их «составляющими логистики» [2, с. 57], Ю.М.Неруш «частями системы логистики» [9, с. 11], В.В.Дыбская «базисными функциональными областями логистики» [17, с. 8], А.М. Гаджинский «функциональными областями логистики» [12, с. 100], Л.Б.Миротин и В.И.Сергеев «функциональными областями логистики» или «сферами логистики» [4, с. 76], [7, с. 23-24] – это физическое распределение, обеспечение производства и снабжение. С учетом работ указанных авторов [2], [7], [9], [12], [17] особенности рассматриваемых сфер логистики можно охарактеризовать следующим образом.

 
 


Рисунок 1.9 – Сферы логистики

Физическое распределение– часть логистического процесса (сфера логистики, область взаимодействия логистических функций), включающая в себя все логистические функции и операции, связанные с физическим перемещением, хранением и управлением запасами готовой продукции (товаров) в товаропроводящих структурах товаропроизводителей и рыночных посредников.

Обеспечение производства – часть логистического процесса (сфера логистики), включающая в себя все логистические функции и операции, связанные с обеспечением подразделений логистической системы ресурсами, имеющимися на предприятии (внутри системы).

Снабжение – часть логистического процесса (сфера логистики), включающая в себя все логистические функции и операции, связанные с обеспечением предприятия (экономической системы) ресурсами, приобретаемыми у внешних поставщиков.

Цикл исполнения заказа на предприятии начинается в сфере физического распределения. Если предприятие может исполнить заказ из имеющегося остатка готовых товаров, то функциональный цикл логистики ограничивается циклом физического распределения и включает: обработку заказа, комплектование (комплектацию) отправки, отгрузку и доставку партии товаров потребителю.

При невозможности выполнить заказ из запаса товаров, имеющегося в сфере физического распределения, запускается (генерируется, активируется, инициируется) цикл обеспечения производства: на основе используемой логистической технологии передается информация о производственных заданиях, из запасов незавершенного производства, материалов и сырья, имеющихся на предприятии изготавливаются недостающие единицы заказанных изделий

Если запасов ресурсов на предприятии (внутри системы) недостаточно для исполнения заказа – генерируется цикл снабжения: размещаются заказы у поставщиков необходимых ресурсов, организуется доставка ресурсов на предприятие, их приемка и размещение на хранение.

На уровне цепи поставок можно выделить, соответственно, процессы полной цепи поставок, процессы сфер цепи поставок, функциональные процессы цепи (процессы, выполняемые функциональными участниками цепи поставок) и внутренние процессы функциональных участников (степень декомпозиции зависит от специфики исследуемой проблемы). Неполные цепи поставок в процессе товародвижения могут интегрироваться между собой, образуя, в конечном итоге полную цепь поставок. Поэтому процессы полной цепи поставок можно рассматривать как процессы нулевого уровня по отношению к процессам неполных цепей поставок.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: