Тема 3 Системный подход в логистике

3.1 Понятие и свойства систем

Основополагающую роль в управлении товародвижением на современном этапе развития теории и практики данной предметной области играет использование принципов системного подхода к управлению. Становление системного подхода обычно связывают с именами Александра Богданова и Людвига фон Берталанфи. Фундаментальная, насыщенная многочисленными примерами из различных областей знания, работа А.А.Богданова была написана в 1913 – 1917 г.г., а на немецком языке была издана в 1926г. Несмотря на близость основных понятий, введенных этими учеными, утвердилась и является в настоящее время общепринятой, терминология, предложенная Л. Берталанфи в предвоенные годы и окончательно сформулированная уже после войны [29, с. 13]. Толчок активному развитию системного подхода дало исследование процессов управления в биологических организмах и объектах искусственного происхождения, опубликованное Норбертом Винером в 1948 г., которое наглядно показало наличие единых законов и принципов функционирования объектов различного происхождения и назначения.

Философский словарь под редакцией М.М Розенталя определяет систему как «…множество элементов, находящихся в отношениях и связях между собой, которое образует определенную целостность, единство», а также отмечает, что «…для большинства систем естественной, технической и общественной природы характерно наличие в них процессов передачи информации и управления» [33, с. 365].

Работы А.М. Гаджинского [12, с.77], Л.Б. Миротина, В.И. Сергеева [7, с.116] позволяют определить четыре свойства, которыми должен обладать объект, чтобы его можно было назвать системой:

- возможность декомпозиции на элементы и целостность, подчиненность общей цели;

- наличие устойчивых взаимосвязей между элементами;

- упорядоченный, иерархический характер взаимосвязей;

- наличие (возникновение) интегративных качеств (свойств, присущих системе, но не присущих её элементам).

Указанные системные признаки в полной мере проявляются в логистических системах.

Логистическая система функционирует как единое целое, обеспечивая согласованное, комплексное управление процессами товародвижения. Вместе с тем, всегда можно осуществить декомпозицию данной системы на элементы ее составляющие: на микроуровне ими будут отдельные подразделения организации (предприятия), реализующие логистические функции; на макроуровне (уровне цепи поставок) – производственные предприятия, торговые и функциональные логистические посредники.

Возможность согласованного управления товародвижением свидетельствует о наличии связей между элементами логистической системы. Характер связей на микроуровне определяется внутрипроизводственными отношениями и отражающими их документами (стандартами, приказами, распоряжениями), на макроуровне – заключенным договором.

Наличие упорядоченных связей позволяет структурировать систему, определив роль и место каждого элемента в логистическом процессе (полномочия, обязанности, ответственность).

И, наконец, интегративные качества логистической системы выражаются в способности осуществлять процессы товародвижения наиболее эффективно, которая проявляется в системе в целом, при комплексном управлении товародвижением (управлении, ориентированном на процесс), и не проявляется при изолированном, функционально-ориентированном управлении в рамках отдельных звеньев и элементов системы. Для характеристики интегративных качеств логистических систем в теории логистики используется принцип «семи R» («логистический микс»): Right product (продукт), Right quantity (количество), Right condition (качество), Right place (место), Right time (время), Right customer (потребитель), Right cost (затраты) [6, с.90]. Что означает способность логистической системы поставлять продукт нужный конкретному потребителю, в необходимом количестве, нужного качества, в нужное место, в нужное время и при минимально-необходимом уровне затрат.

Рисунок 3.1 – Маркетинговый и логистический микс организации (экономической системы)

Логистическая система – адаптивная (самонастраивающаяся и самоорганизующаяся) система с обратной связью, выполняющая те или иные логистические функции и логистические операции, состоящая, как правило, из нескольких подсистем и имеющая развитые связи с внешней средой [А.Н.Родников].

Логистическая система – относительно устойчивая совокупность звеньев (структурных / функциональных подразделений компании, а также поставщиков, потребителей и логистических посредников), взаимосвязанных и объединенных единым управлением логистическим процессом для реализации корпоративной стратегии организации бизнеса Логистическая система - совокупность логистической сети и системы администрирования, формируемая компанией для реализации своей логистической стратегии (тактики) [В.И.Сергеев].

Таким образом, логистическая система может быть определена как упорядоченная совокупность звеньев (на уровне предприятия – функциональные подразделения, на уровне цепи поставок – логистические системы товаропроизводителей и функциональных посредников), объединенных единым логистическим процессом, обладающая способностью поставлять продукт нужный конкретному потребителю, в необходимом количестве, нужного качества, в нужное место, в нужное время и при минимально-необходимом уровне затрат, то есть, позволяющая достигать целей организации в области управления товародвижением.

3.2 Структура логистических систем организации и цепи поставок: элемент, звено, подсистема логистической системы, логистическая система, цепь поставок

Исследование товародвижения в организации с позиций системного подхода позволяет выделять в структуре логистической системы ряд составляющих.

Звено логистической системы можно определить как часть логистической системы, в которой осуществляется преобразование потоков (основных или сопутствующих), то есть выполняется операция или функция.

В системах с большим количеством составляющих, выполняющих процессы с высокой степенью детализации операций, в рамках звена могут быть выделены элементы. Соответственно, элемент логистической системы - часть логистической системы, в которой выполняется операция или группа операций.

В.И. Сергеев [4, с.46] определяет элемент как «..низший уровень декомпозиции логистической системы…», «…неделимую в рамках поставленной задачи администрирования и проектирования логистической системы часть звена логистической системы». Вместе с тем, в сложных системах теоретически можно ввести и иерархию элементов; при этом важно помнить, что такое наращивание структуры, как правило, ведет к удорожанию системы.

 
 


Рисунок 2.3 – Декомпозиция логистической системы организации

При выделении в структуре системы стратегического уровня функции могут быть объединены в подсистемы. Подсистема логистической системы – часть логистической системы, в которой выполняется одна или несколько функций. В качестве подсистемы может быть выделена и одна функция (например, управление информационным обменом), если данной функции в организации придается стратегическое значение, если в рамках данной функции достигнут высокий уровень компетентности и руководство компании обращается именно к этой функции при решении проблем общесистемного уровня.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: