Принципы построения грузовых тарифов

1. На основании среднесетевой себестоимости.

При разработке тарифов за основу принимается среднесетевая себестоимость перевозки отдельных грузов. Тарифы едины для всей сети железных дорог, территориальных различий нет. Этим обеспечивается равный уровень платы за перевозку грузов во всех районах страны.

В то же время себестоимость перевозок грузов на разных дорогах различна. В результате при перевозке грузов прибыль, а следовательно, и уровень рентабельности на дорогах различны.

Формула для расчета тарифной ставки:

,

где С – среднесетевая себестоимость перевозки;

П – прибыль.

2. Разделение тарифа на две составляющие:

И – за использование инфраструктуры и локомотивов;

В – за использование вагонов:

.

3. Построение тарифа на двухставочной основе.

Тарифные схемы проектируются на двухставочной основе:

– ставка за начально-конечные операции возмещает расходы, руб., на станциях отправления и назначения;

– ставка за движенческие операции возмещает расходы, руб., по перемещению груза в поездах и обработке его в пути следования:

,

где – тарифная ставка, руб.;

– затраты на начально-конечные операции, руб.;

L – дальность перевозки, км;

– затраты на движенческие операции, руб.

Влияние расстояния на тарифную ставку иллюстрирует рис. 2.

Тарифная ставка должна быть больше себестоимости, тогда это дает возможность получения прибыли.

Провозная плата, руб., рассчитывается по формуле

,

где П – провозная плата, руб.;

P – масса груза, т;

L – расстояние, км;

K инд – коэффициент индексации.

В современных экономических условиях тарифная система должна быть гибкой и приспособленной к изменениям рынка.

a нк/ L
в дв
в дв
L, км
  Ст, руб.

Рис. 2. Зависимость тарифной ставки от расстояния перевозки

Целесообразно применять исключительные тарифы при:

§ значительных объемах перевозок крупным грузоотправителем;

§ перевозке грузов в устойчивых порожних направлениях;

§ отправлении грузов отправительскими маршрутами, т. е. составами определенной массы и длины.

Для грузов, которые характеризуются значительной неравномерностью отправления (лесные, строительные), необходимо применять исключительно повышенные тарифы, которые используются и при выполнении нерациональных перевозок.

Тарифную политику необходимо совершенствовать. Над этим работают экономисты всех стран мира. Тарифная политика – важный элемент общегосударственной экономической политики.

Тарифы являются частью стоимости всех товаров, грузов. В настоящее время транспортная составляющая по всем грузам составляет в России в среднем 20 %, что несколько выше среднемирового уровня.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: