Многообразие перевозимых грузов определяет структуру парка грузовых вагонов.
Грузовые вагоны должны быть приспособлены для перевозки определенных грузов и обеспечивать:
§ рациональное использование грузоподъемности вагонов;
§ сохранность перевозимых грузов;
§ минимальные транспортные расходы;
§ минимальную стоимость постройки;
§ минимальную массу тары вагона;
§ механизацию погрузочно-разгрузочных работ.
Грузовые вагоны по условиям эксплуатации можно классифицировать по следующим признакам:
§ по типу вагона и способу загрузки (рис. 4);
§ по назначению;
§ по конструкции вагонов (грузоподъемность, количество осей, тара, объем кузова, площадь пола).
|
Рис. 4. Классификация вагонов по их типу
По типу вагоны могут быть:
КР, ПЛ, ПВ – универсальные вагоны.
ПВ предназначены для перевозки массовых навалочных грузов, лесных грузов, среднетоннажных контейнеров (СТК).
ПЛ – это вагоны для перевозки крупнотоннажных контейнеров, длинномерных и громоздких грузов.
|
|
Транспортеры – специализированные вагоны для перевозки негабаритных и тяжеловесных грузов.
КР – для перевозки ценных грузов и грузов, боящихся атмосферных осадков.
Изотермические вагоны предназначены для перевозки скоропортящихся грузов; зерновозы – для перевозки зерна; цементовозы – для перевозки цемента; цистерны – для перевозки наливных грузов (нефти, спирта, молока).
Думпкары – специализированный подвижной состав (ПС) – для строительных грузов.
По назначению вагоны подразделяются:
– на универсальные (65 %) – КР, ПВ, ПЛ.
Их достоинства:
§ перевозка различных грузов;
§ механизация погрузочно-разгрузочных работ;
§ сокращение простоя за счет максимальной механизации погрузочно-разгрузочных работ;
§ меньшие расходы на строительство и ремонт по сравнению со специализированными вагонами.
Недостатки:
§ неполное использование грузоподъемности;
§ худшие условия механизации погрузочно-разгрузочных работ;
§ большой простой вагонов;
– специализированные (35 %) – цистерны, изотермические, зерновозы, цементовозы.
Достоинства:
§ перевозка определенного или однообразного груза;
§ лучшее использование грузоподъемности;
§ повышенная сохранность перевозимого груза;
§ механизация погрузочно-разгрузочных работ;
§ сокращение простоя вагонов за счет полной механизации погрузочно-разгрузочных работ;
Недостатки:
§ большой порожний пробег;
§ большая стоимость строительства и ремонта;
§ большие расходы на содержание.
По конструкции вагоны подразделяются на следующие группы:
|
|
1) крытые (КР), платформы (ПЛ), полувагоны (ПВ);
2) окатышевозы, вагоны для перевозки автомобилей, думпкары;
3) цистерны, вагоны-зерновозы, вагоны-минераловозы, фитинговые платформы, содовозы;
4) вагоны-цементовозы, контейнеровозы, транспортеры с числом осей до 12 включительно;
5) рефрижераторные вагоны, транспортеры с числом осей 16 и более;
6) вагоны-термосы.
По количеству осей вагоны могут быть: 4-осные – 93 % всего парка; 8-осные ПВ, Ц (цистерны) – 7 %; многоосные транспортеры до 32 осей.
Грузоподъемность вагона – максимально допустимая нагрузка на конструкцию данного подвижного состава при условии полного обеспечения безопасности движения поездов. Для 4-осных вагонов она составляет 65–75 т, для 8-осных – 120–140 т, для транспортеров до 500 т.
Повышение грузоподъемности эффективно, т. к. при этом:
§ снижается себестоимость перевозки грузов (увеличивается Р ст, снижаются расходы на топливо и маневровую работу);
§ увеличивается масса поезда;
§ уменьшается длина поезда.
От конструкции вагонов грузового парка зависит успешное выполнение грузовых операций, сохранность грузов. Поэтому к конструкции вагонов предъявляются следующие эксплуатационные и экономические требования:
§ минимальная стоимость постройки;
§ небольшая масса тары при достаточной прочности вагона;
§ максимальное использование грузоподъемности и вместимости;
§ максимальное обеспечение сохранности груза;
§ комплексная механизация погрузочно-разгрузочных работ;
§ сокращение простоя под грузовыми операциями.
Контейнеры также делятся на группы:
1-я – массой брутто до 5 т;
2-я – 10–24 т включительно;
3-я более 24 т.