Вагоны грузового парка

Многообразие перевозимых грузов определяет структуру парка грузовых вагонов.

Грузовые вагоны должны быть приспособлены для перевозки определенных грузов и обеспечивать:

§ рациональное использование грузоподъемности вагонов;

§ сохранность перевозимых грузов;

§ минимальные транспортные расходы;

§ минимальную стоимость постройки;

§ минимальную массу тары вагона;

§ механизацию погрузочно-разгрузочных работ.

Грузовые вагоны по условиям эксплуатации можно классифицировать по следующим признакам:

§ по типу вагона и способу загрузки (рис. 4);

§ по назначению;

§ по конструкции вагонов (грузоподъемность, количество осей, тара, объем кузова, площадь пола).

 
 
40 % крытые: КР, изотермические, зерновозы, цементовозы, цистерны


Рис. 4. Классификация вагонов по их типу

По типу вагоны могут быть:

КР, ПЛ, ПВ – универсальные вагоны.

ПВ предназначены для перевозки массовых навалочных грузов, лесных грузов, среднетоннажных контейнеров (СТК).

ПЛ – это вагоны для перевозки крупнотоннажных контейнеров, длинномерных и громоздких грузов.

Транспортеры – специализированные вагоны для перевозки негабаритных и тяжеловесных грузов.

КР – для перевозки ценных грузов и грузов, боящихся атмосферных осадков.

Изотермические вагоны предназначены для перевозки скоропортящихся грузов; зерновозы – для перевозки зерна; цементовозы – для перевозки цемента; цистерны – для перевозки наливных грузов (нефти, спирта, молока).

Думпкары – специализированный подвижной состав (ПС) – для строительных грузов.

По назначению вагоны подразделяются:

– на универсальные (65 %) – КР, ПВ, ПЛ.

Их достоинства:

§ перевозка различных грузов;

§ механизация погрузочно-разгрузочных работ;

§ сокращение простоя за счет максимальной механизации погрузочно-разгрузочных работ;

§ меньшие расходы на строительство и ремонт по сравнению со специализированными вагонами.

Недостатки:

§ неполное использование грузоподъемности;

§ худшие условия механизации погрузочно-разгрузочных работ;

§ большой простой вагонов;

специализированные (35 %) – цистерны, изотермические, зерновозы, цементовозы.

Достоинства:

§ перевозка определенного или однообразного груза;

§ лучшее использование грузоподъемности;

§ повышенная сохранность перевозимого груза;

§ механизация погрузочно-разгрузочных работ;

§ сокращение простоя вагонов за счет полной механизации погрузочно-разгрузочных работ;

Недостатки:

§ большой порожний пробег;

§ большая стоимость строительства и ремонта;

§ большие расходы на содержание.

По конструкции вагоны подразделяются на следующие группы:

1) крытые (КР), платформы (ПЛ), полувагоны (ПВ);

2) окатышевозы, вагоны для перевозки автомобилей, думпкары;

3) цистерны, вагоны-зерновозы, вагоны-минераловозы, фитинговые платформы, содовозы;

4) вагоны-цементовозы, контейнеровозы, транспортеры с числом осей до 12 включительно;

5) рефрижераторные вагоны, транспортеры с числом осей 16 и более;

6) вагоны-термосы.

По количеству осей вагоны могут быть: 4-осные – 93 % всего парка; 8-осные ПВ, Ц (цистерны) – 7 %; многоосные транспортеры до 32 осей.

Грузоподъемность вагона – максимально допустимая нагрузка на конструкцию данного подвижного состава при условии полного обеспечения безопасности движения поездов. Для 4-осных вагонов она составляет 65–75 т, для 8-осных – 120–140 т, для транспортеров до 500 т.

Повышение грузоподъемности эффективно, т. к. при этом:

§ снижается себестоимость перевозки грузов (увеличивается Р ст, снижаются расходы на топливо и маневровую работу);

§ увеличивается масса поезда;

§ уменьшается длина поезда.

От конструкции вагонов грузового парка зависит успешное выполнение грузовых операций, сохранность грузов. Поэтому к конструкции вагонов предъявляются следующие эксплуатационные и экономические требования:

§ минимальная стоимость постройки;

§ небольшая масса тары при достаточной прочности вагона;

§ максимальное использование грузоподъемности и вместимости;

§ максимальное обеспечение сохранности груза;

§ комплексная механизация погрузочно-разгрузочных работ;

§ сокращение простоя под грузовыми операциями.

Контейнеры также делятся на группы:

1-я – массой брутто до 5 т;

2-я – 10–24 т включительно;

3-я более 24 т.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: