Эти приводы применяют в главных контроллерах, с помощью которых осуществляют реостатный пуск и переключение тяговых двигателей с одного соединения на другое. На электровозах ЧС4Т, ЧС2, ЧС2Т, ЧС4, ЧС6 применяют многопозиционные приводы с коленчатыми валами, а на отечественном моторва-гонном подвижном составе — приводы системы Л. Н. Решетова.
Приводы с коленчатыми валами имеют по четыре цилиндра, расположенных в картере 12 либо V-образно (рис. 175, а), либо звездообразно (рис. 175, б). Движение поршней 3,6, 9 и 10 цилиндров 2, 5, 8 и 11 передается шатунами коленчатому валу 4, который через зубчатую передачу вращает кулачковый вал главного контроллера. Управляют приводом двумя сдвоенными электромагнитными вентилями, в каждом из которых конструктивно объединены клапаны включающего ВВ и выключающего ВКВ вентилей с общим электромагнитом.
На нулевой позиции катушки вентилей / и 7 не возбуждены, сжатый воздух через выключающие клапаны поступает в цилиндры 2 и 8; цилиндры 5 и 11 сообщаются с атмосферой. Коленчатый вал 4 находится в положении /. При возбуждении катушки вентиля 7 цилиндр 8 сообщается с атмосферой, в цилиндр 5 поступает сжатый воздух. Коленчатый вал 4 поворачивается иа 90°, занимая положение //. Вал в этом положении
фиксируется противодавлением поршня цилиндра 5. При дополнительном возбуждении катушки вентиля 1 цилиндр 2 сообщается с атмосферой, а в цилиндр // поступает сжатый воздух. Коленчатый вал 4 поворачивается снова на 90°, занимая положение ///, в котором и фиксируется противодавлением поршня цилиндра 11. Если разомкнуть цепь катушки вентиля 7, цилиндр 5 сообщится с атмосферой, а в цилиндр 8 поступит сжатый воздух. Коленчатый вал 4 займет положение IV, в котором и будет фиксирован противодавлением поршня цилиндра //. При дальнейшем управлении вентилями / и 7 положения коленчатого вала 4 повторяются, кулачковый вал переходит с одной позиции на другую.
Привод с коленчатым валом сложен по конструкции и имеет большую массу и размеры. Однако коленчатый вал может вращаться в двух направлениях, т. е. возможно реверсирование, что является достоинством привода.
Значительно проще по конструкции привод одностороннего вращения системы Л. Н. Решетова. Этот привод состоит из трехконечной звезды 2 (рис. 176, а), двух цилиндров с поршнями / и 5, соединенными рейкой 4. Звезде 2 напрессована на вал 3, который через зубчатую передачу соединен с кулачковым валом реостатного контроллера. На рейке 4 смонтированы ролики 7 и 8. Профиль выступов звезды 2 несимметричен относительно впадин и сдвинут так, что когда один из роликов находится во впадине, другой оказывается не против вершины выступа, а несколько ниже. Управляют приводом с помошью вентилей 6 и 9 включающего действия.
При возбужденной катушке вентиля 9 сжатый воздух перемешает поршень 1 вместе с рейкой 4 в крайнее правое положение. Если прервать цепь катушки вентиля 9 и возбудить катушку вентиля
6 (рис. 176, б), сжатый воздух будет давить на поршень 5 и заставит его, а вместе с ним рейку и поршень 1 перемещаться в крайнее левое положение. При этом ролик 7 приблизится к лучу звезды 2 и далее, катясь по нему, заставит ее вращаться против часовой стрелки. Вместе со звездой будет вращаться шестерня, а следовательно, и кулачковый вал реостатного контроллера. Звезда и кулачковый вал при дальнейшем питании катушки вентиля 6 (рис. 176, б и в) будут вращаться до тех пор, пока ролик
7 не упрется во впадину звезды 2, фиксируя ее. Это соответствует полному ходу штока внутри цилиндра от правого крайнего положения к левому, причем ролик 8 (см. рис. 176, о) установится несколько выше вершины третьего выступа звезды Если при этом кулачковый вал стремится повернуться дальше, т. е. проскочить соответствующую позицию, то нажатие ролика 7 на впадину звезды противодействует этому и вал остановится только в определенном положении.
Последующее вращение кулачкового вала может быть достигнуто поступательно-возвратным перемещением рейки внутри цилиндра, что возможно лишь при прекращении питания катушки вентиля 6 и возбуждении катушки вентиля 9. Под воздействием ролика 8 звезда, а следовательно, и кулачковый вал будут вращаться в том же направлении до тех пор, пока ролик 8 не установится во впадину между двумя выступами звезды (рис. 176, г и д). При каждом продольном ходе рейки от одного положения к другому поступательно-возвратное движение поршней преобразуется во вращательное движение звезды, причем каждому ходу поршней соответствует поворот звезды на '/б окружности (на 60°).
Кулачковый вал контроллера соединен со звездой зубчатой передачей, передаточное отношение которой выбирается так, что при повороте звезды на 60° вал поворачивается на 20°; это соответствует одной позиции кулачкового вала. Кулачковый вал на следующую позицию установится только при обратном продольном ходе рейки, для чего необходимо возбудить катушку вентиля 6 и разомкнуть цепь катушки вентиля 9. Поочередное питание катушек достигается с помощью переключателя вентилей.
Приводы Л. Н Решетова имеют переключатели вентилей рычажного (первых выпусков), кулачкового и бесконтактного типов. Переключатель кулачкового типа состоит из трех кулачковых шайб, насаженных на вал привода, и трех кулачковых контакторов. Шайбы поочередно нажимают на кулачковые контакторы, замыкающие цепь питания катушек вентилей, подъемных, реле ускорения и реле времени.
В приводе Л. Н. Решетова система преобразования поступательного движения поршней во вращательное движение звезды сочетается в единое целое с системой фиксации позиций, причем возможность проскакивания позиций из-за неисправности привода исключается. Кроме того, в приводе для перехода иа каждую следующую позицию используется полный рабочий ход, благодаря чему объем цилиндров может быть значительно меньше, чем в приводах с промежуточной фиксацией. Для снижения потерь трения в самом приводе и повышения точности взаимного расположения отдельных деталей в нем широко применены подшипники качения. Звезда помещена в литой кожух, заполненный смазкой, что снижает потери на трение в самом приводе.
Особенностями этого привода являются:
обязательное равенство углов между всеми позициями кулачкового вала, в том числе между последней и 1-й позициями; угол между ними должен быть 360°/п, где п — целое число; при сложных переключениях для перехода с одной позиции иа другую может быть использован двойной угол и соответственно два хода поршней;
при прекращении процесса пуска на любой рабочей позиции привод не может быть возвращен в нулевое положение иначе как путем вращения его вхолостую вперед до окончания полного оборота кулачкового вала на 360°. Это свойственно всем приводам, имеющим вращение в одном направлении.