Кто оценивает

- преподаватель

- группа экспертов

- самооценивание

Проблему оценивания знаний студентов можно рассмотреть в нескольких аспектах. Во-первых, это можно сделать с точки зрения субъекта оценивания. Субъектами оценивания устного ответа могут выступать конкретный преподаватель, экспертная группа и сами студенты. Рассмотрим отдельно каждый из этих вариантов.

1. Наиболее знакома современной студенческой аудитории оценка преподавателем знаний студента, продемонстрированных во время устного ответа. Такая оценка привлекательна своей привычностью, быстротой (поскольку ответ студента оценивается сразу). Она не требует предварительной кропотливой подготовки заданий для студентов - вполне можно обойтись сформированными в экзаменационные билеты итоговыми вопросами по курсу. Большинство преподавателей доверяют такой форме оценивания, поскольку убеждены, что с опытом у них вырабатываются определенные «внутренние» критерии оценивания, которым они доверяют.

Однако хотелось бы отметить существенные минусы такого оценивания. Оно грешит субъективностью и непрозрачностью, тем самым создавая почву для конфликтов, связанных с оспариванием несправедливой с точки зрения студента оценки. Сложность разрешения подобных конфликтов состоит в том, что ни одна из конфликтующих сторон не располагает вескими аргументами для отстаивания собственной точки зрения. К тому же такое оценивание может носить авторитарный характер, и в данном случае студент, который рассчитывает на позитивную оценку, будет стараться ответить не то, что он действительно знает, а то, что от него «ожидает» преподаватель.

2. Ответы студентов может оценивать экспертная группа. В данном случае процедура оценивания значительно демократизируется, принимается коллегиальное решение, ответственность за которое пропорционально распределяется между всеми экспертами. Однако при реальном воплощении такой формы оценивания возможно возникновение следующих проблем: доминирование в группе (когда действительно решающим будет мнение эксперта с самым высоким статусом), специфика межличностных отношений в группе экспертов, формальный подход к формированию оценивающей группы (в которой далеко не все окажутся действительно компетентными).

3. Еще одним вариантом может быть самооценивание. В данном случае вся ответственность за выставление оценок возлагается на самих студентов. Такая форма выглядит наиболее демократично, позволяет преодолеть авторитарность оценки преподавателя, включить в процесс оценивания всю группу студентов. Оценивание становится частью процесса обучения, поскольку студенты, проанализировав ответы друг друга, учатся видеть свои ошибки. Однако с использованием такой формы оценивания следует быть достаточно осторожным. Она требует тщательного продумывания самой процедуры, для того, чтобы нейтрализовать возможность конфликтов между студентами по поводу выставленных оценок, а также избежать неадекватности в оценивании.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: