double arrow

Контроль в учебном процессе

1

Литература

Контроль в учебном процессе.

2. Оценивание учебной работы студентов (магистрантов) и её специфика в новой парадигме преподавания.

Ващук В.В. Методика преподавания социологии. – М.: МПГУ, 2005. – 85 с.

Елсуков А. Н. Методика преподавания социологии в высшей школе. Учебное пособие для вузов – Минск. - Издательство: МАТИЦА, 2003. - 240 стр.

Нетрадиционые методы преподавания социологии /Ковалева И.Д. и др. – Харьков, 2001. – с. 328.

Руденко Р.И. Практикум по социологии = Sociology, tests, tables, tasks: [Для вузов]. - М.: ЮНИТИ-Дана, 1999.

Социология в аудитории: искусство коммуникации: Научно-методическое пособие для преподавателей. - Харьков, 2004. – 266 с.

В словаре иностранных слов термин «контроль» (франц. - controle) включает в себя следующие значения:

1) проверка, наблюдение с целью проверки;

2) люди, осуществляющие эту функцию.

В словаре русского языка С.И. Ожегова:

1) проверка;

2) учреждение, осуществляющее проверку;

3) лица, осуществляющие проверку.

Как видим, общий смысл един. Контролировать - значит удостоверяться в выполнении какого-либо вида работы. Контроль имеет место в обучении, в воспитании, в общественной сфере, на производстве. Он имеет свои специфические черты (контроль в виде ОТК на производстве, пограничная контрольная служба, на транспорте и т.д.).




Нас интересует контроль в учебном процессе. Здесь он выполняет три функции:

• управленческую (например, переводные экзамены);

• дидактическую (плохие оценки по предмету у всех студентов должны насторожить администрацию и самого преподавателя, который мог избрать неудачную методику изложения учебной дисциплины);

• воспитательную (поощрение, наказание).

Иногда студенту снижают оценку за плохое поведение, хотя поведение и знание - совершенно разные вещи.

Термины оценка и отметка не синонимы.

Оценка- развернутая характеристика успешности деятельности учащегося (аналог объективки), отметка - ее символическое отражение (в описательной либо цифровой форме).

Педагоги часто подменяют эти понятия, не делая между ними различий.

В педагогике различают 3 вида контроля:

• нормативный (для определения уровня знаний);

• сравнительный (для сравнения уровней знаний учащихся);

• контроль как показатель индивидуального развития личности (для сравнения этого процесса в динамике).

Контроль бывает сплошной (100% охват) и выборочный (избирательный подход).

В 20-е годы в стране практиковался бригадный метод обучения, в ходе которого по опросу одного учащегося оценка ставилась всему классу (группе студентов).

Погоня за количественными и качественными показателями порождает обман, лицемерие, недобросовестность и другие низменные черты. Такие случаи хорошо описаны у Н.Г. Помяловского («Очерки бурсы»), К.С. Станиславского («Моя жизнь в искусстве»), Д.И. Фонвизина («Дневник»), В.В. Вересаева («Записки врача»), Н.И. Пирогова («Дневник старого врача») и других авторов.



При формальном подходе к контролю обмануть проверяющего несложно: достаточно заранее распределить вопросы и спрашивать по ним либо ориентироваться при опросе только на сильных студентов. Подобным образом организованная активность есть ни что иное, как подлог, очковтирательство, манипулирование общественным мнением.

По срокам проведения контроль бывает исходный, текущий, промежуточный и заключительный.

Исходный контроль позволяет выявить степень готовности ученика к текущему занятию (читал ли он литературу, разобрался ли в ней, с какими столкнулся трудностями и т.д.).

Текущий контроль определяет степень равномерности работы учащихся, а заодно побуждает последнего регулярно трудиться.

Промежуточный контроль проводится после прохождения каких-то крупных разделов темы или дисциплины.

Заключительный контроль подводит общий итог работы. В ходе контроля выставляются оценки. Хотя сразу же отметим, что они абсолютно не коррелируются со способностями учащихся.



Существует традиционные и нетрадиционные формы контроля.

К первым относятся устный, письменный опросы, определение практических навыков, ко вторым - тестовый, рейтинговый, которые могут осуществляться по специальным вопросникам либо ситуационным задачам из области предстоящей профессиональной деятельности.

Каждый из видов контроля имеет свои положительные и отрицательные свойства. Разберем эти вопросы по порядку.

Устный контроль:

положительные черты:

• привычный проводится в форме диалога;

• возможность задавать дополнительный вопрос;

• многое зависит от памяти, эрудиции и интереса к предмету;

• можно в случае неудачи взять второй билет;

• можно регулировать время своего прихода на сдачу зачета (экзамена);

• есть относительная возможность выбора экзаменатора.

отрицательные черты:

• ограниченность времени для общения;

• наличие элемента лотереи;

• (не все вопросы равноценны по сложности);

• присутствует субъективизм педагога

• затруднена апелляция при плохой оценке;

• в билетах дана малая выборка вопросов (3-4 из 300 и более);

• не всегда совпадают по времени обучение с итоговым контролем (особенно при фронтальном методе обучения);

• влияние психоэмоционального фактора и здоровья на качество обучения;

• использование в качестве страховки шпаргалок.

Знакомство с зарубежным опытом показывает, что экзаменационные строгости в их формальном виде малоэффективны. В США и Англии экзамены нередко проводятся в помещении библиотек, где при подготовке к ответу студент волен пользоваться любой литературой, включая учебную и справочную. Опытный педагог всегда отличит думающего студента от того, кто любым способом стремится преодолеть экзаменационный барьер. Как бы высоко ни ценилась память, понимание существа вопроса намного предпочтительнее. Именно на этот критерий ориентируются зарубежные коллеги, занятые в системе образования.

При устном контроле много времени уходит на организационные мероприятия (подготовка билетов, аудитории, групп, экзаменаторов, распределение времени).

В дореволюционной России экзамен по терапии сдавался в течение двух дней: в первый проверялась теория, во второй - практика.

При опросе экзаменуемых во внимание принимались наградные листы, научные публикации, изготовленные учебные пособия (рисунки, таблицы, муляжи, препараты).

В советский период стали ориентироваться на массовый поточный метод подготовки специалистов, а экзамен проводить - целыми курсами в течение рабочего дня. Очевидно, полагали, что количество подготовленных специалистов само по себе перейдет в качество работы службы здравоохранения. Однако этот закон диалектики на практике не сработал.

Письменный контроль

Достоинства:

• привычный;

• достаточно много времени отведено на выполнение задания;

• есть возможность апелляции при конфликтной ситуации;

• более спокойная психологическая обстановка;

недостатки:

• сложно организовать контроль;

• много времени уходит на проверку работ;

• возможность «подправить нужные работы, либо преднамеренно не заметить допущенных ошибок;

• возможность скрытой подсказки (взглядом, эмоционально, словесно).

Оценка практических навыков

Этот контроль непосредственно на рабочем месте (в лаборатории, в больничной палате, в поликлинике). Проверяются мануальные навыки (вкупе с теоретическими познаниями), психология общения и профессиональные правила, культура речи. Очень важно обращать внимание на мотивацию, личностные качества младших коллег, их отношения к самообразованию и самовоспитанию. В целях интеллектуального развития учащихся желательно обращаться к литературе отечественных и зарубежных авторов, к «непрограммным» материалам.

Тестовый контроль

Он сегодня наиболее популярен. В вузовской практике мы чаще всего используем тесты 4-х видов:

- на выборку правильного ответа из числа предложенных;

- на сопоставление;

- на подбор элементов (или одного из них к определенному понятию, термину);

- на логическое сопоставление двух суждений.

Методика эта хорошо вам знакома по личному опыту. При выполнении такого задания выделяется достаточное количество времени (дается примерно одна минута на один вопрос). Если в опросном листе представлено 50 вопросов и каждый из них оценивается в 2 балла, то общий подсчет производится по 100 балльной системе.

Набрав 45 баллов из 100 возможных, студент получает «неуд», 65 - «удовлетворительно», 80 - «хорошо» и выше - «отлично». Такая оценочная шкала предпочтительней, нежели наша, пятибалльная (а в принципе – четырех балльная), когда педагог затрудняется, что поставить студенту за ответ - 3 или 4.

Раньше оценки могли выставляться и по типу описательного критерия: зачет-незачет, удовлетворительно/неудовлетворительно; отлично, хорошо, удовлетворительно и неудовлетворительно; знает - не знает, а то и еще более пространно - «программу освоил», «может быть допущен к самостоятельной работе», «думается, состоялся как специалист» и т.п. С подобной практикой мы столкнулись при изучении первых лет деятельности интернатуры (1967-1972 гг.).

Нужно отметить, что за рубежом правом составлять тесты наделены только авторы учебников и руководств. У нас эта работа пущена на самотек. Мы не затрагиваем вопросы, связанные с анализом тестирования на интеллектуальное развитие (1Q), рейтинговые методы, поскольку они детально рассмотрены другими авторами.

Некоторые педагоги XIX века предлагали оценки заменить развернутыми характеристиками успеваемости учащихся (П.Ф. Каптерев). В наше время против использования оценок в младших классах выступает Ш.А. Амонашвили. Однако какую бы оценку ни получил ученик, она всегда будет иметь относительную ценность. Существует масса примеров, когда слабоуспевавшие школьники и студенты в последующем становились видными деятелями науки и культуры, крупными общественниками и признанными руководителями производства. Этих вершин они достигли собственным трудом и нередко вопреки стараниям педагогов.

На некоторых кафедрах МПГУ студентам оценки на экзаменах выставляются «автоматом» на основании учета работы учащихся в течение всего учебного года. Как правило, их получают молодые люди, добросовестно изучавшие предмет и пользующиеся доверием педагогов. Число таких лиц невелико, что вполне нормально.

2. Оценивание учебной работы студентов (магистрантов) и её специфика в новой парадигме преподавания

Новая парадигма высшего образования главный лозунг которой – «От преподавания к учению» - предполагает отказ от одностороннего подхода к работе в аудитории. Главной задачей образовательного процесса становится не начитывание материала лектором, а учебная деятельность студентов (магистрантов).

Каждому из нас знакомо чувство постепенного «погружения» в аудиторию, сотворения уютной коммуникативной среды, ключевыми константами которой являются взаимоуважение, доверие, желание идти на контакт. И вот наконец-то все это возникло, все работает так, как хотелось бы, вы общаетесь и получаете удовольствие от творческих озарений, мозгового штурма и ролевых игр. Но над всем этим висит «дамоклов меч» - необходимость вернуться к традиционным ролям «преподаватель» - «студент» и «с высоты» своей позиции оценить работу студентов. Собственно говоря, все позитивные результаты общения могут быть прерваны и даже перечеркнуты отметкой, самой необходимостью ее «выводить».

Однако если к оцениванию подойти не менее творчески, чем к организации самого процесса обучения, то и выставление оценки может стать частью образовательного процесса, ее неотъемлемым и весьма весомым компонентом.

Учебные результаты, подлежащие оцениванию, составляют длинный перечень, зависящий от преподавателя, особенностей самого предмета, требований ВУЗа и прочих. Основными критериями, которые используются наиболее часто, являются: содержание, логика изложения, объем, аргументация, структура, творческий подход, креативность, наличие самостоятельных выводов и аргументации, анализа литературы.

При этом можно выделить две базовые формы презентации знаний:

Устный ответпрактикуют как без подготовки, так и с подготовкой (в том числе с письменным (опорным) текстом - основой самого ответа). В последнем случае к ответу предъявляются более высокие требования: оценивается как содержание, так и форма ответа; устный ответ и письменный текст сравниваются между собой и т.д.

Существуют требования к оцениванию ответа и в нашем университете (См.: работу Варчука В.В.).

Письменный ответ:контрольная работа, эссе, реферат, рецензия, аннотация, практическая работа, экспресс-контроль, «летучки», статья, письменный экзамен.

Существует множество конкретных методик оценивания тех или иных видов студенческой работы по курсу. Постараемся рассмотреть детальнее различные моменты, связанные с процессом оценивания, отталкиваясь от следующих смысловых компонентов - «кто оценивает», «что оценивается» и «как оценивается».



1




Сейчас читают про: