Организационная структура управления (ОСУ) представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов и звеньев управления.
Вопрос 1. Понятие организационной структуры.
Функция организовывания (организация деятельности) предполагает:
• выделение элементов (звеньев) управления;
• упорядочение связей между звеньями и работниками, занятыми решением управленческих задач.
ОСУ выражает отношение власти и подчинения, которые юридически закрепляются в нормативных документах (устав, положение о подразделениях, должностные инструкции и т. п.).
Элементы — это службы, группы и работники, выполняющие те или иные функции управления в соответствии с принятыми принципами специализации.
Звенья включают несколько элементов.
Под уровнем управления понимают совокупность звеньев управления, занимающих определенную иерархическую ступень в ОСУ.
Выделяют:
• институциональный (решение корпоративных стратегических задач): директор, совет директоров;
• управленческий (решение стратегических и тактических функциональных задач): руководители функциональных подразделений;
|
|
• технический управленческий уровень (решение оперативных и тактических задач): начальники отделов и цехов, мастера и др.
Отношения между элементами поддерживаются благодаря связям, которые принято подразделять на:
• горизонтальные и вертикальные;
• линейные и функциональные;
• формальные и неформальные;
• прямые и косвенные.
Построение организационной структуры предполагает:
• группировку (департамезации) всех видов работ по функциям, видам продукции, географическим признакам, по потребителям, этапам производства и т. п.;
• формирование соответствующих звеньев (отделов, рабочих групп и определения индивидуальных исполнителей);
• распределение полномочий и ответственности между звеньями;
• формирование каналов коммуникаций и механизмов
координации.
Полномочия — это ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия подчиненных на выполнение определенных задач. Задачи вместе с полномочиями могут быть делегированы (переданы) лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение.
Ответственность — это обязанность выполнять задачи и отвечать за их решение.
Власть — это право влиять на поведение других людей и заставлять их действовать в определенном направлении.
Исторически сложились следующие виды основных организационных структур.
Линейная организационная структура относится к простейшему виду бюрократических структур, в ней воплощены принципы централизма и единоначалия. Руководитель наделен всеми видами полномочий и осуществляет единоличное руководство. Руководитель несет полную ответственность за результаты деятельности вверенного ему объекта.
|
|
Каждый подчиненный имеет только одного руководителя, а каждый руководитель - нескольких подчиненных в соответствии с нормами управляемости. Поэтому рост предприятия ведет к увеличению числа уровней управления.
Линейная структура формируется по производственному признаку с учетом степени концентрации производства, технологических особенностей, ассортимента выпускаемой продукции.
ЛР — линейные руководители.
Простота структуры влечет за собой как достоинства, так и недостатки.
Достоинства:
• оперативность принятия и реализации управленческих решений;
• относительная простота реализации функций управления;
• четко выраженная ответственность.
Недостатки:
• разобщенность горизонтальных связей в производственных системах;
• множество контактов с подчиненными, информационная перегрузка;
• при большом числе уровней управления удлиняется процесс принятия и реализации управленческих решений;
• увеличение количества уровней управления при росте организации;
• жесткость структуры.
Область применения:
• предприятия с численностью до 300-500 человек с высоким уровнем технологической и предметной специализации (металлообработка, оказание однородных услуг, сборка и т. п.);
• предприятия местной промышленности (изготовление продукции из местного сырья, производство товаров широкого потребления); стабильность внешней среды.