№ этапа | Наименование этапа | Сущность процесса | Характер участия государства |
1. | производство | распределение созданного продукта на фонд возмещения и национальный доход | Налогообложение добавленной стоимости и добывающих отраслей, регулирование цен естественных монополий, субсидирование производителей, порядок амортизации и др. |
2. | распределение национального дохода | формирование фонда накопления и фонда потребления | льготное налогообложение капитальных вложений, государственные инвестиционные программы, система государственного заказа, стимулирование накоплений и резервов и др. |
3. | обмен | купля-продажа товаров и услуг на рынке | налогообложение оптовой и розничной торговли, регулирование цен, регулирование арендной платы и др. |
4. | потребление | формирование фонда общественного и личного потребления, а также сбережений населения | расходы государственного бюджета и внебюджетных фондов, стимулирование и страхование сбережений, льготное налогообложение системы образования, культуры и др. |
Регулирующая функция – прямое и/или косвенное вмешательство государства в процессы воспроизводства посредством применения целого спектра форм и методов финансового распределения, которые в совокупности оказывают существенное стимулирующее воздействие на деятельность трудовых коллективов, предприятий, отраслевых комплексов. Финансы – это не механический инструмент перемещения стоимости, но инструмент регулирования социально-экономических процессов. К разным сферам деятельности и разным субъектам применяются различные формы финансового и нефинансового воздействия (налоги, льготы, санкции, цены и т.д.). Основная цель регулирования – стимулирование роста и потребления. Конкретные формы финансового регулирования обусловлены национальными, историческими, культурными, политическими, социальными условиями, а также необходимостью решения текущих задач.
|
|
Контрольная функция проявляется в деятельности субъекта управления. Контроль – неотъемлемая функция управления, она опосредует все этапы финансового распределения – от планирования до оценки результатов. Контроль имеет двойственное назначение:
1) проверка эффективности той или иной формы финансового распределения, оценка степени достижения поставленных задач, анализ затрат и результатов. По результатам контроля вносятся соответствующие корректирующие меры, направленные на повышение эффективности финансового регулирования;
2) проверка исполнения финансового законодательства.
Цель контроля – выявление отклонений достигнутых показателей от запланированных, установление причин отклонений и принятие оперативных управленческих решений.
Следует отметить, что перечисленные функции являются неотъемлемыми для всех форм финансовых отношений и представляют собой проявление единого механизма – распределение национального дохода.