Вопрос № 6. Внимание и представления

Вниманиеэто направленность психики (сознания) на определенные объекты, имеющие для личности устойчивую или ситуативную значимость, сосредоточение психики (сознания), предполагающее повышенный уровень сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности.

Характеризуя внимание как сложное психическое явление, выделяют ряд функций внимания. Сущность внимания проявляется, прежде всего, в отборе значимых, релевантных, т. е. соответствующих потребностям, соответствующих данной деятельности, воздействийи игнорировании (торможении, устранении) других — несущественных, побочных, конкурирующих воздействий. Наряду с функцией отбора выделяется функция удержания (сохранения) данной деятельности (сохранение в сознании образов, определенного предметного содержания) до тех пор, пока не завершится акт поведения, познавательная деятельность, пока не будет достигнута цель. Одной из важнейших функций внимания является регуляция и контроль протекания деятельности.

Внимание может проявляться как в сенсорных, так и мнемических, мыслительных и двигательных процессах.

Свойства внимания объем, сосредоточенность (концентрация), распределяемость, устойчивость, колебание, переключаемость.

Объем внимания измеряется тем количеством объектов, которые воспринимаются одновременно. Объединенные по смыслу объекты воспринимаются в большем количестве, чем не объединенные. У взрослого человека объем внимания равен 4—6 объектам.

Концентрация внимания есть степень сосредоточения сознания на объекте (объектах). Чем меньше круг объектов внимания, чем меньше участок воспринимаемой формы, тем концентрированнее внимание.

Распределение внимания выражается в умении одновременно выполнять несколько действий или вести наблюдение за несколькими процессами, объектами. В некоторых профессиях распределение внимания приобретает особенно важное значение. Такими профессиями являются профессии шофера, летчика, педагога.

Устойчивость внимания не означает сосредоточенности сознания в течение всего времени на конкретном предмете или его отдельной части, стороне. Под устойчивостью понимается общая направленность внимания в процессе деятельности. На устойчивость внимания значительное влияние оказывает интерес.

Свойством, противоположным устойчивости, является oтвлекаемость.

Физиологическое объяснение отвлекаемости — это или внешнее торможение, вызванное посторонними раздражителями, или продолжительное действие одного и того же раздражителя.

К свойствам внимания относится и переключение внимания. Переключение внимания состоит в перестройке внимания, в переносе его с одного объекта на другой.

Представления — это относительно устойчивые субъективные образы объективных предметов и явлений, которые в данный момент не вызывают ощущений у человека и не воспринимаются им. Физиологическим механизмом образования и сохранения представлений являются следы в соответствующих частях коры головного мозга. Эти следы создаются в процессе работы анализаторов. Следовательно, чем больше у человека ощущений и чем разнообразнее их сочетание, тем полнее его восприятие и четче представление конкретного предмета или явления.

Представления иногда подразделяют по характеру ощущений на зрительные, слуховые, обонятельные, двигательные (кинестезические) и другие виды. Полнота представлений, их четкость и точность во многом зависят от участия разнообразных ощущений и восприятий и от повторений ощущений и восприятий одних и тех же или сходных предметов и явлений от содержания задач, решаемых человеком, от его общей направленности и ряда других причин.

В соответствии с характером психической деятельности представления человека можно подразделять на две большие группы: единичные и обобщенные.

Единичные представления характеризуются тем, что в них отражаются конкретные предметы и явления в конкретной обстановке. Так, например, если солдат представляет себе лицо, позу и вообще внешний вид своего друга в строю или командир представляет себе подчиненного на занятии, где он его воспринимал, то представления такого рода будут единичными.

Обобщенные представления в свою очередь подразделяются на два вида.

К первому относятся те, в которых отражаются конкретные предметы и явления вне конкретной обстановки. Представления такого рода можно условно сравнить с фотографией человека без фона, точнее, на однообразном сером, черном или каком-либо другом гладком фоне фотокарточки или пленки.

Ко второму виду обобщенных представлений относятся схематические представления, которым свойственно не только отвлечение от конкретной обстановки.

Схематические представления наиболее обобщенны, они находятся на высшем уровне своего развития и являются ступенью перехода познания человека от чувственного к абстрактно-логическому отражению реальной действительности.

Все представления человека существуют в определенной совокупности, которой присуща закономерная, относительно устойчивая и дифференцированная система связей (ассоциаций). Существует три основных вида связей: по смежности, по сходству, по контрасту.

Ассоциации (связи) по смежности могут быть пространственными и временными. К пространственным относятся связи между представлениями предметов и явлений, которые воспринимались в непосредственной близости друг от друга, рядом, по соседству. Восприятия, породившие эти представления, не обязательно должны были совпадать во времени.

К временным ассоциациям относятся связи представлений тех предметов и явлений, которые воспринимались в одно и то же время или непосредственно следовали одно за другим.

Ассоциации по сходству, в отличие от ассоциаций по смежности, вызывают представления сходных, ранее воспринимавшихся предметов и явлений. Если представление пулемета взывает представление автоматической малокалиберной пушки или автомата, то зависит это от активизации ассоциаций по сходству. Это тоже можно использовать при объяснении воинам изучаемого ими оружия.

Ассоциации по контрасту характеризуются тем, что представление большого может вызвать представление малого, темного — светлого, близкого — далекого, холодного — горячего, тяжелого — легкого, опасного — безопасного и т. п. И на это положение психологии необходимо опираться в обучении и воспитании воинов, особенно там, где необходимо противопоставление.

В отличие от ассоциаций животных, ассоциации представлений человека могут быть созданы и активизированы не только непосредственным воздействием раздражителей внешней и внутренней среды на органы ощущений, т. е. не только в работе первой сигнальной системы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: