Вопрос № 9. Речь

Речь — это язык в действии. Язык — система знаков, включающая слова с их значениями и синтаксис — набор правил, по которым строятся предложения. Сло­во является разновидностью знака, поскольку последние при­сутствуют в различного рода формализованных языках.

Выделяют следующие основные функции языка: 1) сред­ство существования, передачи и усвоения общественно-исто­рического опыта; 2) средство общения (коммуникации); 3) ору­дие интеллектуальной деятельности (восприятия, памяти, мышления, воображения).

Выполняя первую функцию, язык служит средством коди­рования информации об изученных свойствах предметов и явле­ний. Посредством языка информация об окружающем мире и самом человеке, полученная предшествующими поколениями, становится достоянием последующих поколений.

Выполняя функцию средства общения, язык позволяет ока­зывать воздействие на собеседника — прямое (если мы прямо указываем на то, что надо сделать) или косвенное (если мы со­общаем ему сведения, важные для его деятельности, на кото­рые он будет ориентироваться немедленно и в другое время в соответствующей ситуации).

Речь имеет три функции: сигнификативную (обозначения), обобщения, коммуникации (передачи знаний, отношений, чувств).

Сигнификативная функция отличает речь человека от ком­муникации животных. У человека со словом связано представ­ление о предмете или явлении. Взаимопонимание в процессе общения основано, таким образом, на единстве обозначения пред­метов и явлений воспринимающим и говорящим.

Функция обобщения связана с тем, что слово обозначает не только отдельный, данный предмет, но и целую группу сход­ных предметов и всегда является носителем их существенных признаков.

Третья функция речи — функция коммуникации, т. е. пере­дачи информации. Если первые две функции речи могут быть рассмотрены как внутренняя психическая деятельность, то ком­муникативная функция выступает как внешнее речевое поведе­ние, направленное на контакты с другими людьми. В коммуни­кативной функции речи выделяют три стороны: информаци­онную, выразительную и волеизъявительную.

Информационная сторона проявляется в передаче знаний и тесно связана с функциями обозначения и обобщения.

Выразительная сторона речи помогает передать чувства и отношения говорящего к предмету сообщения.

Волеизъявительная сторона направлена на то, чтобы под­чинить слушателя замыслу говорящего.

Виды речевой деятельности и их особенности. В психологии различают два основных вида речи: внешнюю и внутреннюю. Внешняя речь включает устную (диалогическую и монологическую) и письменную. Диалог — это непосредствен­ное общение двух или нескольких человек.

Диалогическая речь — это речь поддерживаемая; собеседник ставит в ходе ее уточняющие вопросы, подавая реплики, может помочь закончить мысль (или переориентировать ее).

Разновидностью диалогического общения является беседа, при которой диалог имеет тематическую направленность.

Монологическая речь — длительное, последовательное, связное изложение системы мыслей, знаний одним лицом. Она также развивается в процессе общения, но характер общения здесь иной: монолог непрерываем, поэтому активное, экспресивно-мимическое и жестовое воздействие оказывает выступающий. В монологической речи, по сравнению с диалогической, наиболее существенно изменяется смысловая сторона.

Письменная речь представляет собой разновидность моно­логической речи. Она более развернута, чем устная монологи­ческая речь? Это обусловлено тем, что письменная речь предпо­лагает отсутствие обратной связи с собеседником. Кроме того, письменная речь не имеет никаких дополнительных средств воз­действия на воспринимающего, кроме самих слов, их порядка и организующих предложение знаков препинания.

Внутренняя речь — это особый вид речевой деятельности. Она выступает как фаза планирования в практической и теоре­тической деятельности. Поэтому для внутренней речи, с одной стороны, характерна фрагментарность, отрывочность. С другой стороны, здесь исключаются недоразумения при восприятии ситуации. Поэтому внутренняя речь чрезвычайно ситуативна, в этом она близка к диалогической. Внутренняя речь формирует­ся на основе внешней.

Перевод внешней речи во внутреннюю (интериоризация) со­провождается редуцированием (сокращением) структуры внеш­ней речи, а переход от внутренней речи к внешней (экстериоризация) требует, наоборот, развертывания структуры внутренней речи, построения ее в соответствии не только с логическими, но и грамматическими правилами.

Информативность речи зависит прежде всего от ценности сообщаемых в ней фактов и от способности ее автора к сообще­нию.

Понятность речи зависит,во-первых, от ее смыслового со­держания, во-вторых, от ее языковых особенностей и, в-треть­их, от соотношения между ее сложностью, с одной стораны, и уровнем развития, кругом знаний и интересов слушателей — с другой.

Выразительность речи предполагает учет обстановки выс­тупления, ясность и отчетливость произношения, правильную интонацию, умение пользоваться словами и выражениями пе­реносного и образного значения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: