Вопрос № 10. Воображение

Воображение — это необходимый элемент творческой дея­тельности человека, выражающийся в построении образа про­дуктов труда, а также обеспечивающий создание программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характе­ризуется неопределенностью.

Воображение тесно связано с мышлением. Подобно мышле­нию, оно позволяет предвидеть будущее.

Что же общего между мышлением и фантазией и к чему сводятся различия между ними? Так же как и мышление, воображение возникает в проблемной ситуации, т. е. в тех случаях, когда необходимо отыскать новые решения; так же как и мышление, оно мотивируется потребностями личности. Реальному процессу удовлетворения потребностей может пред­шествовать иллюзорное, воображаемое удовлетворение потреб­ностей, т. е. живое, яркое представление той ситуации, при которой эти потребности могут быть удовлетворены. Но опере­жающее отражение действительности, осуществляемое в про­цессах фантазии, происходит в конкретнообразной форме, в виде ярких представлений, в то время как опережающее отра­жение в процессах мышления происходит путем оперирования понятиями, позволяющими обобщенно и опосредствованно поз­навать мир.

Таким образом, в проблемной ситуации, которой начинается деятельность, существуют две системы, опережения сознанием результатов этой деятельности: организованная система обра­зов (представлений) и организованная система понятий. Воз­можность выбора образа лежит в основе воображения, воз­можность новой комбинации понятий лежит в основе мышления. Часто такая работа идет сразу в “двух этажах”, так как сис­темы образов и понятий тесно связаны — выбор, например способа действия, осуществляется путем логических рассуж­дении, с которыми органически слиты яркие представления того, как будет осуществляться действие.

Творческое воображение, в отличие от воссоздающего, пред­полагает самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных и ценных продуктах деятельности. Возникшее в труде творческое воображение остается неотъем­лемой стороной технического, художественного и любого иного творчества, принимая форму активного и целеустремленного оперирования наглядными представлениями в поисках путей удовлетворения потребностей.

Как же возникают образы фантазии, ориентирующие чело­века в его практической и творческой деятельности, и каково их строение? Процессы воображения имеют аналитико-синтетический характер, как и процессы восприятия, памяти, мышления. Уже в восприятии и памяти анализ позволяет выделять и со­хранять некоторые общие, существенные черты объекта и от­брасывать несущественные.

Основная тенденция воображения — преобразование пред­ставлений (образов), обеспечивающее в конечном счете созда­ние модели ситуации заведомо новой, ранее не возникавшей.

Характеризуя воображение со стороны его механизмов, не­обходимо подчеркнуть, что его сущность составляет процесс преобразования представлений, создание новых образов на ос­нове имеющихся. Воображение, фантазия — это отражение ре­альной действительности в новых, неожиданных, непривычных сочетаниях и связях. Если придумать даже что-то совершенно необычайное, то при тщательном рассмотрении выяснится, что все элементы, из которых сложился вымысел, взяты из жизни, почерпнуты из прошлого опыта, являются результатами пред­намеренного или непреднамеренного анализа бесчисленного множества фактов.

Наиболее элементарная форма синтезирования образов — агглютинация — предполагает “склеивание” различных, в по вседневной жизни не соединяемых качеств, свойств, частей.

Путем агглютинации строятся многие сказочные образы (ру­салка, избушка на курьих ножках, Пегас, кентавр и т. д.), она используется и в техническом творчестве (например, танк-ам­фибия, соединяющий качества танка и лодки, аккордеон — сочетание фортепьяно и баяна).

Близка агглютинации как форме преобразования представ­ления гиперболизация, которая характеризуется не только уве­личением или уменьшением предмета (великан — огромный как гора и мальчик с пальчик), но и изменением количества частей предмета или их смещением: многорукие богини в индийской мифологии, драконы с семью головами и т. д.

Возможный путь создания образа фантазии — заострение, подчеркивание каких-либо признаков. При помощи этого прие­ма создаются дружеские шаржи и злые карикатуры.

В том случае, если представления, из которых конструируется образ фантазии, сливаются, различия сглаживаются, а черты сходства выступают на первый план, это способствует осуще­ствлению схематизации.

Наконец, синтез представления в воображе­нии может быть произведен при помощи типизации, широко ис­пользуемой в художественной литературе, скульптуре, живопи­си, для которых характерно выделение существенного, повто­ряющегося в однородных фактах и воплощение их в конкрет­ном образе.

Течение творческого процесса предполагает возникновение множества ассоциаций (однако их актуализация отличается от того, что наблюдается в процессах памяти). Направление, которое приобретает ход ассоциаций, оказывается подчинено потреб­ностям и мотивам творчества.

Воображение, имеющее исключительно важное значение для осуществления и организации деятельности, само формируется в различных видах деятельности и затухает, когда ребенок пе­рестает действовать. На протяжении дошкольного детства про­исходит постепенное превращение воображения ребенка из дея­тельности, которая нуждается во внешней опоре (прежде всего на игрушки), в самостоятельную внутреннюю деятельность, по­зволяющую осуществлять элементарное словесное (сочинение сказок, историй и стихов) и художественное (рисунки) творче­ство.

В дошкольном возрасте фантазия выступает как одно из важнейших условий усвоения общественного опыта. Правиль­ные, адекватные представления об окружающем утверждают­ся в сознании ребенка, будучи пропущены сквозь призму воображения. В этом отношении весьма показательны так назы­ваемые перевертыши, к которым испытывают тяготение все дети (четырехлетняя девочка поет: “Дам кусок молока и кув­шин пирога”).

Фантазия выступает необходимым элементом творческой деятельности в искусстве и литера­туре. Важнейшая особенность воображения, уча­ствующего в творческой деятельности художни­ка или писателя, — его значительная эмоцио­нальность. Образ, ситуация, неожиданный поворот сюжета, возникающий в голове писателя, оказываются пропущенными сквозь своего рода “обогащающееся устройство”, которым слу­жит эмоциональная сфера творческой личности. Переживая чувства и воплощая их в художественные образы, писатель, художник и музыкант заставляют читателей, зрителей, слушателей, в свою очередь, переживать, страдать и радоваться. Бур­ные чувства гениального Бетховена, музыкально-образно вы­раженные в его симфониях и сонатах, вызывают ответные чув­ства у многих поколений музыкантов и слушателей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: