Внешнеторговая политика государства

Лекция №7

Вопрос о том, в какой степени государство должно вмешиваться в регулирование внешней торговли, дискуссируется, как уже отмечалось выше, в течении столетий. С одной стороны, свободный выход предприятий на внешний рынок, самостоятельное определение партнера по сделке, открытие внутреннего рынка для иностранной конкуренции способствует росту эффективности экономики. Однако открытие экономики вовсе не означает отказ государства от регулирования торговли, защиты местных производителей.

Протекционизм –это политика, проводимая государством, в интересах защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции.

В комплексе инструментов протекционистской внешнеторговой политики выделяют прежде всего ввозные (импортные) таможенные пошлины.

Ввозные пошлины на импортные товары –это налоги в госбюджет, уплачиваемые импортерами продукции в процентах от цены товара или в денежных единицах в зависимости от количества, веса и других характеристик товара, пересекающего границу.

Таможенные пошлины на импортные товары удорожают их и делают сене конкурентоспособными с местными аналогичными товарами. Кроме защитной функции, таможенные пошлины выполняют фискальную функцию, т.е. мобилизуют доходы в бюджет.

Особые импортные таможенные пошлины противодействуют ввозу товаров по искусственно низким (демпинговым) ценам. Такие пошлины называют антидемпинговыми.

Демпинг — продажа товаров по искусственно заниженным ценам. Демпинговые цены существенно ниже рыночных цен, а иногда даже ниже, чем себестоимость товара или услуги.

Компенсационные пошлины –это пошлины на импортные товары, произведенные или экспортируемые при использовании субсидий государства.

В период рыночных реформ был принят закон РФ «О таможенном тарифе» (1993), который устанавливает правила обложения товаров пошлинами при пересечении ими границ России. В этом законе установлены адвалорные (в процентах к таможенной стоимости), специфические (в определенной денежной сумме за единицу облагаемого товара) и смешанные таможенные пошлины. Уровень таможенных пошлин дифференцирован в зависимости от степени обработки товара и от страны его происхождения. При этом базовыми являются пошлины на продукцию стран, пользующихся режимом наибольшего благоприятствования.

Принцип наибольшего благоприятствования в торговле означает, что страны обязуются устанавливать на взаимопоставляемые товары пошлины не выше тех, которые применяются к товарам любой третьей страны, что обеспечивает недискраминационный характер торговли.

Для стран, не пользующихся таким режимом, ставки ввозных пошлин увеличены в 2 раза по сравнению с базовыми, а для развивающихся установлены преференциальные пошлины (75% от базовых ставок).

Товары из наименее развитых стран (их 46) ввозятся беспошлинно.

Особенностью таможенного режима России является использование не только импортных, но и экспортных (вывозных) пошлин. Их задача –противодействовать опустошению внутреннего рынка в ситуации, когда внутренние цены экспортируемых товаров значительно ниже мировых цен, и обеспечить дополнительные доходы бюджета. В настоящее время такие пошлины установлены на нефть, нефтепродукты, природный газ, металлы и другие товары.

Кроме таможенных пошлин, государство использует для регулирования внешней торговли так называемые нетарифные инструменты. Среди них –выдача разрешений (лицензий) на право импорта и экспорта, установление квот (предельных объемов) ввоза и вывоза товаров, заключение с внешнеторговым партнером соглашений о том, что он «добровольно» ограничит экспорт тех или иных товаров, использование практики установления так называемых минимальных импортных цен, технических и санитарных стандартов и норм.

В настоящее время в целях либерализации внешней торговли правительство последовательно снижает ставки таможенных пошлин. По мнению некоторых экономистов, снижение пошлин приводит к значительным потерям для бюджета, спаду во многих отраслях и увеличению количества безработных в связи с неконкурентоспособностью многих российских товаров, особенно бытовой техники, продукции текстильной и обувной промышленности, автосборочных производств. Эти экономисты указывают так же на жестокость внешнеторговой политики многих развитых стран относительно российских товаров. Так, на ввозимую из России в США сталь американскими властями установлена минимальная импортная цена, которая на 30% выше чем реальная рыночная цена, и это делает российскую сталь неконкурентоспособной на американском рынке. Страны ЕС устанавливают антидемпинговые пошлины на импорт азотных удобрений из России, составляющие 30-50% от цены этих удобрений. Российские экспортеры доказывают, что эти цены не являются антидемпинговыми, а их относительно низкий уровень объясняется сравнительной дешевизной газа и электроэнергии, формирующим значительную часть издержек производства удобрений.

Другие экономисты делают акцент на том, что либерализация импорта и таможенных пошлин должны способствовать снижению цен на импортные товары, росту благосостояния страны, усиления конкуренции, с тем чтобы заставить остальных национальных производителей повысить эффективность своей деятельности и снизить издержки. Это должно так же обеспечить рациональное распределение ресурсов между наиболее эффективными видами производств. Либерализуя внешнюю торговлю, правительство России создало предпосылки для вступления нашей страны во Всемирную торговую организацию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: