Причины аварии и травматизма при эксплуатации грузоподъемных машин.
Анализ опасности, связанный с эксплуатацией ГПМ.
Опасности:
1. непреднамеренный контакт человека с движущимися частями оборудования
2. возможные удары от падающих предметов при обрыве поднимающихся грузов
3. высыпание части груза
4. падение грузоподъемного механизма
5. наезд и удары при столкновении с передвижными ГПМ
6. шаговое напряжение, напряжение прикосновения
7. опасность возникновения пожара в случае неудовлетворительного состояния, в случае искр от ЛЭП.
Краткая характеристика опасностей:
Опасность опрокидывания крана – возникает из за:
- неправильной расчет крана на опрокидывание,
- состояние и устройство площадок, на которых выполняются грузоподъемные работы,
- несоблюдение норм определенных в регламенте проведения работ.
Опасность падения груза:
- неправильная страховка груза,
- разрыв канатов или неисправность грузозахватных механизмов,
- несоблюдение техники безопасности и инструкций.
Основные причины аварии грузоподъемных машин:
- неисправность или отсутствие приборов и устройств безопасности,
- умышленное отключение приборов безопасности путем заклинивания контактов защитных панелей связи,
перегрузки кранов по грузоподъемности,
допуск кранов к работе без проведения их технического свидетельствования (срок истек),
- эксплуатация крана с истекшим сроком эксплуатации,
- установка стреловых кранов на площадках с уклоном превышающем паспортную величину для данного крана, на свежее насыпанном не утрамбованном грунте, вблизи котлованов или траншей на недопустимом расстоянии,
- отсутствие должного контроля со стороны отдела ОТ за персоналом, соответствие требованиям инструкций по ТБ,
- не обеспечение обслуживания и ремонта грузоподъемных кранов, обученным и аттестованным персоналом,
- не проведение периодической проверки знаний и инструктажей,
- человеческий фактор, выражающийся в нарушении обслуживающим персоналом трудовой и производственной дисциплине,
- допуск работы крана при метеоусловиях (скорость ветра) превышающих допустимые условия.
Дерево причин травмирования человека вследствие неправильной эксплуатации ГПМ.
Травмирование человека вследствие падения груза и ГПМ
![]() | |||
![]() |
падение груза или



нет обозначения несоблюдение ТБ
опасной зоны или или




разрыв нарушение падение


строп крепления крана
отсутствие снято


несоблюдение ТБ незнание ТБ
нарушение производственной
износ перегруз дисциплины
![]() |
неправильное поломка
крепление крепления
![]() |
неподготовленная неверный



площадка расчет
ошибка расчет не


производился
ошибка халатность
стропальщика
Эксперты считают, что от 50 до 60 % случаев происходят по вине работающих. Операторы кранов не обращают внимания на грузоподъемность. Много ошибочных действий. Крановщики работают по две смены подряд.
Применение старых кранов.
Срок службы автокранов грузоподъемностью до 10 т 10 лет, свыше 10 т – 16 лет. Если срок службы крана, указанный изготовителем, истек, то в соответствии с законом позволяет его владельцу продолжать его эксплуатацию, для этого необходимо разрешение независимой экспертизы.
Если техническое состояние будет признано удовлетворительным, то срок его службы Ростехнадзор продлевает на 2 года (максимум на 4 года).
Аварии, причины, следствия за 2009 год при эксплуатации ГПМ смертельно травмированы 96 человек. Лифты – 10 смертей в год, ГПМ – 80 смертей.
Краны:
1. Автокраны – 32%
2. Башенные – 23%
Примеры аварий:
16.02.2006 Авария автомобильного крана (падение стрелы), несчастный случай со смертельным исходом.



