Основные показатели материально-технической базы, работы флота и портов

Для морского транспорта характерны следующие показатели материально-технической базы, работы флота и портов.

Водоизмещение судна D — масса вытесненной судном воды — равно массе судна в тоннах.

Полная грузоподъемность, или дедвейт судна D B, — это максимальное количество груза в тоннах Q, а также запасы топлива q т, воды q в и грузов снабжения q сн, которые может принять судно:

D в = Q + q т + q в + q сн.

Чистая грузоподъемность судна D ч — это максимальное количество груза (без воды, топлива и грузов снабжения) в тоннах, которое судно может принять к перевозке:

D ч = D в – (q т + q в + q сн).

Грузовместимость судна — объем всех грузовых помещений судна в кубических метрах.

Регистровая вместимость судна (объем судна) — мерительное свидетельство. Регистровая вместимость может быть валовой или полной (брутто) и чистой (нетто). Измеряется объемной регистровой тонной, равной 2,83 м3.

Валовая (полная) регистровая вместимость судна W бр — объем, получаемый в результате обмера помещений под верхней палубой и крытых надстроек и рубок.

Чистая регистровая вместимость судна W нт — объем коммерческих эксплуатируемых помещений судна. Используется как показатель для расчета сборов и пошлин в морских портах.

Зависимость между чистой и валовой регистровой вместимостью, полной грузоподъемностью (дедвейтом) и водоизмещением может характеризоваться формулой

W нт = 2/З W = 4/9 D в = 8/27 D.

Рейс судна — время, затрачиваемое судном от начала погрузки в порту отправления до постановки судна под новую погрузку.

Продолжительность рейса судна включает в себя ходовое и стояночное время. Ходовое время зависит от протяженности рейса и скорости хода судна, стояночное — от производительности погрузо-разгрузочных средств, а также уровня организации обслуживания судна в портах.

Различают простые, сложные и круговые рейсы. При перевозке грузов или пассажиров между двумя портами рейс судна называют простым. При перевозке грузов между несколькими портами, в каждом из которых производится погрузка или выгрузка, рейс называют сложным. Если судно перевозит груз между двумя или несколькими портами и возвращается в порт первоначального отправления, то такой рейс называется круговым.

Коэффициент ходового времени К х — отношение ходового времени t x в общей продолжительности рейса Т р:

К х = t х / Т р.

Коэффициент балластного пробега К б определяется делением балластного пробега L б на общий пробег судна L:

К б = L б / L.

Коэффициент загрузки судна ε заг показывает степень использования грузоподъемности судна на момент отхода из порта. Определяется делением массы фактически принятого судном груза Q ф на чистую грузоподъемность судна:

ε заг = Q ф / D ч.

Коэффициент загрузки характеризует степень использования грузоподъемности лишь в простых рейсах, т. е. на отдельных переходах. В круговых или сложных рейсах, когда суда могут плавать с различной загрузкой и совершать переходы в балласте, применяется коэффициент использования грузоподъемности судна.

Коэффициент использования грузоподъемности судна ε ч определяется отношением тонно-миль ∑ Ql к тоннаже-милям ∑ Dч Li.

.

Производительность 1 т грузоподъемности судна в сутки μ тс — комплексный показатель, характеризующий использование его производственной мощности на перевозках в сутки. Определяется отношением тонно-миль ∑ Ql к числу затраченных тоннаже-суток ∑ D ч Т э за определенный период времени:

μ тс = Ql /D ч Т э.

Фактическое количество флота, занятого на перевозках в течение всего календарного периода, определяется следующими формулами:

по количеству судов

,

где Тэ1, Тэ2,..., Тэn — время, в течение которого каждое судно было занято на перевозках, сут.;

по общей грузоподъемности

D ч взв = ∑ D ч Т э / 365,

где ∑ D ч Т э — время нахождения судна или флота в эксплуатации соответственно в судо-сутках или тоннаже-сутках.

Грузооборот порта Q n — общее количество грузов, проходящее через его причалы за определенный период времени (чаще всего за год).

Показателями, характеризующими производственную мощность каждого технологического перегрузочного комплекса (ТПК) порта, являются пропускная способность и установленная мощность.

Пропускная способность ТПК П тпк — это максимальное количество груза, которое ТПК может погрузить (выгрузить) на суда за соответствующий период (год, квартал, месяц).

Установленная мощность Q opt — это оптимальное количество груза, которое целесообразно перегружать ТПК при сложившейся структуре грузооборота. Фактический грузооборот порта может быть выше его установленной мощности, но не выше пропускной способности.

Пропускная способность порта П п складывается из пропускных способностей отдельных ТПК.

Валовая интенсивность грузовых работ М вал характеризует интенсивность обработки и обслуживания судна в порту. Рассчитывается как отношение количества груза, погруженного (выгруженного) на судно ∑ Q п(в) к полному времени пребывания судна в порту t ст, т. е. от момента окончания швартовки к причалу до момента отхода из порта:

М вал = ∑ Q п(в) / ∑ t ст.

Чистая интенсивность грузовых работ Мч характеризует интенсивность погрузочно-разгрузочных работ. Рассчитывается как отношение количества груза, погруженного (выгруженного) на судно ∑ Q п(в) ко времени стоянки под грузовыми и другими (совмещенными с грузовыми) операциями по обслуживанию судна ∑ t гр оп.

М ч = ∑ Q п(в) / ∑ t гр оп.

Помимо общих экономических показателей, применяемых на всех видах транспорта, таких как себестоимость перевозок и погрузочно-разгрузочных работ, производительность труда при перевозках грузов и пассажиров, а также на погрузочно-разгрузочных работах, на морском транспорте одними из наиболее важных являются валютно-финансовые показатели. К ним относятся:

- валовой доход в иностранной валютеF в, который слагается из провозных плат, арендной платы, услуг пассажирам, торговли, демереджа и т. д.;

- расходы судна в иностранной валютеR в, включающие в себя расходы, связанные с заходами в иностранные порты и временем нахождения в заграничных водах;

- чистая валютная выручка, или чистый доход в иностранной валюте F ч инв — важнейший показатель работы судна в заграничном плавании. Рассчитывается как разность между доходами и расходами в иностранной валюте:

F ч инв = ∑ F в - ∑ R в;

- валютная эффективность Вэ определяется делением расходов в рублях ∑ R руб на чистую валютную выручку F ч инв.

В э = ∑ R руб / F ч инв.

Это один из важнейших валютных показателей, характери­зующих результаты работы флота.

36. Номенклатура грузов, транспортируемых трубопроводным транспортом.

Трубопроводный транспорт, вид транспорта, осуществляющий передачу на расстояние жидких, газообразных или твердых продуктов по трубопроводам.

Трубопровод, сооружение из труб, соединенных чаще всего сварными, реже - фланцевыми, резьбовыми и др. стыками для транспортировки жидкостей, газов, суспензий, контейнеров и др. под действием разности давлений в различных сечениях. В зависимости от вида транспортируемого продукта трубопровод получает более узкое название: газопровод, нефтепровод, нефтепродуктопровод, конденсатопровод, углепровод, водопровод, аммиакопровод, трубопровод контейнерного транспорта и т.д.

Магистральный трубопроводный транспорт является важнейшей составляющей топливно-энергетического комплекса России. В стране создана разветвленная сеть магистральных нефтепроводов, нефтепродуктопроводов и газопроводов, которые проходят по территории большинства субъектов Российской Федерации.

37. Материально-техническая база железнодорожного транспорта. Виды вагонов.

Материально-техническая база железных дорог состоит из следующих элементов:
- путь и путевое хозяйство;
- хозяйство электроснабжения;
- хозяйство СЦБ и связи;
- вагоны и вагонное хозяйство;
- локомотивы и локомотивное хозяйство;
- станции;
- товарные конторы;
- грузовое и весовое хозяйство.
Перевозка товаров по железной дороге производится в вагонах. В некоторых случаях для осуществления коммерческой деятельности предприятию более выгодно иметь собственный парк вагонов. В любом случае для более рационального использования железнодорожного подвижного состава предприниматель должен знать основные характеристики вагонов. Вагоны - основные перевозочные средства железных дорог. Различают грузовые, пассажирские и специальные вагоны. Совокупность вагонов называют парком. Грузовой парк вагонов состоит из пяти основных видов (родов) вагонов:
1. крытые вагоны используются для перевозки широкой номенклатуры грузов, требующих защиты от воздействий окружающей природной среды;
2. платформы - вагоны с низкими бортами или без бортов, предназначены для перевозки длинномерных и громоздких грузов, не требующих особых мер безопасности перевозки (лесных и строительных грузов, труб, рельсов, некоторых видов машин и агрегатов);
3. полувагоны - вагоны с бортами и без крыши, используются для перевозки навалочных и сыпучих грузов (уголь, руда, зерно и т. п.);
4. цистерны используются при транспортировке массовых жидких грузов (преимущественно нефти и нефтепродуктов, а также химических и пищевых грузов);
5. изотермические вагоны (рефрижераторы) - вагоны со специальным термоизолированным кузовом и устройствами, обеспечивающими стабильность заданных отрицательных (летом) и положительных (зимой) температур для перевозки скоропортящихся грузов.
Вагоны характеризуются грузоподъемностью и вместимостью, массой тары и другими параметрами.
Грузоподъемность вагона - масса груза, которая может быть погружена в вагон в соответствии с его техническими характеристиками (прочностью его ходовых частей, рамы, кузова). Вместимость - физический объем вагона.

38. Материально-техническая база воздушного транспорта.

Виды подвижного состава

Техническую основу воздушного транспорта составляют летательные аппараты, аэропорты, воздушные линии (трассы), авиаремонтные заводы.

Парк воздушных судов составляют в основном самолеты и вертолеты.

Самолет - это аппарат, полет которого становится возможным благодаря взаимодействию силы тяги двигателя и подъемной силы крыла, которое возникает во время движения. Самолет состоит: из планера, тяговых двигателей, шасси, и комплекса агрегатов, приборов, которые обеспечивают функционирование всех систем самолета и управления [4].

Вертолет - аппарат, подъем и полет которого осуществляется, с помощью воздушного винта с лопастями, закрепленного на вертикальном валу.

Имеют место конструкции вертолетов с двумя несущими винтами, которые вращаются в разных направлениях и расположенные по оси или на особенных валах, отделенных один от другого.

В зависимости от назначения и отрасли применения летательных аппаратов они делятся на: пассажирские, грузовые, комбинированные (грузопассажирские), специального назначения (сельскохозяйственные, санитарные, пожарные и др.), а также учебно-тренировочные.

Технико - эксплуатационные параметры летательных аппаратов: вместимость (для пассажирских); грузоподъемность (для грузовых); скорость; дальность(беспосадочного полета).

По скорости самолеты разделяют на: со скоростями меньше скорости звука, и на сверхзвуковые.

В зависимости от дальности беспосадочного полета самолеты магистральных соединений распределяют на:

1) дальние (L = 6000 км и больше);

2) средние (L =2 500 - 6000 км);

3) близкие (L = 1000 - 2500 км);

4) местные воздушные линии (L = до 1000 км).

Выше названные параметры находятся в тесной связи с типом и мощностью силовой установки, а также с максимальной взлетной массой (весом) самолета, которые также относятся к важным характеристикам летательных аппаратов.

Распределение самолетов по взлетной массе и классам:

- больше 75 т относятся к І классу;

- от 30 до 75 т относятся к ІІ классу;

- от 70 до 30 т относятся к ІІІ классу;

- менее 10 т относятся к IV классу.

Взлетная масса определяет тип и вид наземных сооружений гражданской авиации (аэропортов, аэродромов).

Вертолеты разделяют на три весовых категории:

1) легкие - с взлетной массой до 4 т;

2) средние - с взлетной массой от 4 до 12 т;

3) тяжелые - с взлетной массой больше 12 т.

Вертолетные станции в зависимости от годового объема пассажироперевозок разделяют на три класса:

І класс - с объемом пассажирских перевозок больше 30 тыс. чел.;

ІІ класс - от 15 до 30 тыс. чел.;

ІІІ класс - до 15 тыс. чел.

4. Аэропорты: классификация, структура, специальные территории

Воздушное соединение между населенными пунктами осуществляется по постоянным маршрутам, которые называются авиалиниями или воздушными линиями. Авиалиния - это направление (курс) полета воздушного судна.

В воздушном пространстве авиалинии ограничивают коридор для полета воздушного судна, который называют воздушной трассой. Воздушные трассы подразделяют на: 1) международные; 2) государственные; 3) местные [5].

Главным элементом авиатранспортной системы страны, которая состоит из сети воздушных трасс, является аэропорт.

Аэропорт - это транспортное предприятие, которое осуществляет регулярные воздушные перевозки пассажиров, багажа, грузов и почты и организует обслуживание полетов воздушных судов.

Для обеспечения транспортной работы гидросамолетов используют гидроаэропорты.

Аэропорты также как и воздушные трассы подразделяют на: международные; государственные; местные.

Классификация аэропортов осуществляется по: 1) объемам транспортной работы; 2) видам обслуживания перевозок; 3) транспортному назначению; 4) расположению относительно воздушных линий [14].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: