При работе имеет место скольжение витков червяка вдоль контактных линий. Поэтому потери на трение по сравнению с другими передачами увеличены.
В общем случае суммарный КПД:
ηΣ = ηп ∙ ηзв ∙ ηρ, где
ηп – КПД пары подшипников;
ηзв – КПД зубчато-винтовой передачи
(, где ψw – угол наклона зубьев; φ’ – угол трения);
ηρ – КПД, учитывающий перемешивание масла.
Суммарный КПД ηΣ = 0,75 ÷ 0,92.
Для увеличения КПД червячной передачи необходимо увеличивать z1 или уменьшать q.
Тепловой расчёт червячной передачи.
Выделяемая в червячной передаче тепловая мощность равна:
Qm = (1 - ηΣ) ∙ P1, где
ηΣ – суммарный КПД;
P1 – мощность, которая подводится к ведущему валу передачи.
Мощность теплоотдачи:
Q0 = A ∙ Kt ∙ (tм – tв) ∙ (1 + λ), где
Kt – коэффициент теплоотдачи;
А – площадь поверхности корпуса редуктора, отдающая тепло;
λ – коэффициент, учитывающий отвод тепла через днище;
tм – температура масла;
tв – температура охлаждающей среды.
В случае воздушного охлаждения tм = 110°С; tв = 20°С.
Ременная передача.
Ременная передача – передача, которая состоит из ведущего и ведомого шкивов и ремня.
Преимущества ременной передачи:
1) простота;
2) возможность обеспечения больших межцентровых расстояний (до 15 м);
3) высокая частота вращения;
4) плавность и бесшумность работы;
5) хорошие демпфирующие свойства передачи.
Недостатки ременной передачи:
1) низкая долговечность ремня;
2) большие (по сравнению с зубчатыми передачами) нагрузки на подшипники;
3) непостоянство передаточного отношения из-за проскальзывания ремня;
4) чувствительность передачи к влаге и нефтепродуктам.
Обычно, передаваемая мощность ременной передачи не превышает 50 кВт. Как правило, ременную передачу используют первой в общей кинематической цепи.
Ремни бывают плоские, клиновые, поликлиновые, круглые.
Геометрические соотношения.
Межосевое расстояние a ≥ 1,5 ∙ (d1 + d2) – плоскоременная передача.
a ≥ 0,55 ∙ (d1 + d2) + h – клиноременная передача, где h – высота клинового ремня.
Длина ремня определяется по следующей формуле:
После определения расчётной длины её округляют до ближайшего стандартного значения.
Минимальный угол обхвата для плоскоременной передачи – 150°, для клиноременной – 110°.
Силы в передачах.
Для работы ремень предварительно натягивают, создавая усилие F0.
В процессе работы передачи усилия в ремне изменяются и становятся равными:
F1 = F0 + Ft/2 – для набегающей ветви;
F2 = F0 - Ft/2 – для cбегающей ветви.
При облегании ремнём шкива в ремне возникают центробежные силы:
Fv = ρ ∙ A ∙ V2, где
ρ – плотность ремня;
А – площадь поперечного сечения ремня;
V – линейная скорость ремня.
Условно считают, что сила Fп действует по линии центров и её рассчитывают по формуле: Fп = 2 · F0 · sin (α1/2).
Обычно, усилия, действующие на подшипники, больше тяговых усилий примерно в 3 раза: Fп ≥ 3 ∙ Ft.
Скольжение ремня по шкивам.
Существует 2 вида скольжения:
1) упругое (обусловлено разницей усилий в ветвях ремня);
2) пробуксовка.
Имеет место явление, когда скорости перемещения ремня и шкива существенно отличаются друг от друга.
По мере роста величины Ft величина дуги покоя будет уменьшаться.
Когда αп1 и αп2 равны 0, то имеет место пробуксовка.
Передаточное отношение ременной передачи.
Линейная скорость обода шкива.
где
ξ – коэффициент, характеризующий проскальзывание ремня.
Так как проскальзывание ремня зависит от режима нагружения, то U не является постоянным.
- упругое скольжение.
Расчёт ременных передач.
Основной расчёт ременных передач – на тяговую способность.
Проверочный расчёт ременных передач – на долговечность.
Тяговая способность ремня обусловлена сцеплением ремня со шкивом.
Долговечность ремня – свойство сопротивляться усталостному разрушению.