Расчёт на прочность цилиндрических косозубых передач.
Цилиндрические косозубые передачи – передачи, у которых зубья расположены по винтовым линиям на делительном цилиндре.
Особенность цилиндрических косозубых передач: зубья входят в зацепление не по всей длине.
Профиль косого зуба в нормальном сечении MN совпадает с профилем прямого зуба аналогичного модуля.
Нормальный модуль m для косозубых передач соответствует стандарту для прямозубых передач и является исходной величиной при геометрических расчётах.
Основные зависимости для косозубых цилиндрических передач:
Эквивалентное колесо.
Эквивалентное колесо – виртуальное прямозубое колесо, профиль зуба которого совпадает с заданным, а прочностные показатели идентичны показателям рассматриваемого колеса.
В зоне контакта эквивалентный делительный диаметр →
Зацепление конических колёс эквивалентно зацеплению цилиндрических колёс, но с большими диаметрами и большим количеством зубьев.
|
|
Эквивалентное число зубьев эквивалентных колёс:
Следовательно, коэффициент перекрытия конической передачи больше, чем цилиндрической при том же количестве зубьев.
Геометрические характеристики зубьев косозубой передачи совпадают с геометрическими характеристиками зубьев цилиндрической прямозубой передачи.
Действительное число зубьев меньше виртуального →
Обычно, угол β = 8 ÷ 20°.
Расчёт на прочность косозубых колёс.
Он соответствует расчёту на прочность прямозубых колёс с подстановкой параметров эквивалентного колеса.
Методика расчёта:
1) определяется межосевое расстояние, исходя из условия контактной прочности;
2) выполняется прочности на изгиб.
Значения коэффициентов берутся с учётом следующих факторов:
1) косозубая передача обладает большей плавностью хода и, соответственно, меньшей величиной коэффициента внутренней динамической нагрузки;
2) большая длина контактных линий;
3) более благоприятное сочетание радиусов кривизны профилей зуба;
4) большее сопротивление усталости при изгибе.
Формула для расчёта по контактным напряжениям идентична прямозубым передачам (σн).
Проверочный расчёт на изгиб.
где
YFS – коэффициент, учитывающий форму зуба (его выбирают, исходя из величины эквивалентного числа зубьев) → YFS = f(zν);
Yβ – коэффициент, учитывающий наклон зубьев (Yβ = 1 – β / 100°);
Yε – коэффициент, учитывающий перекрытие зубьев (Yε = 0,65).
Расчёт на прочность конических прямозубых передач.
Развернув дополнительный конус и дополнив до полной окружности, получим эквивалентное цилиндрическое колесо.
|
|
Расчёт на контактную прочность.
Особенность формулы:
берётся виртуальное передаточное отношение
θ – коэффициент, учитывающий вид колёс (для прямозубых конических колёс
θ = 0,85).
Особенности расчёта на изгиб.
Расчёт аналогичен расчёту прямозубых цилиндрических колёс.
где
θF – коэффициент, учитывающий несущую способность конических колёс;
m – модуль, измеренный в нормальном среднем сечении конического колеса.
Силы в зацеплении зубчатых передач.
Силы взаимодействия принято определять в полюсе зацепления.
- окружная сила.
- радиальная сила.
Для исключения осевой силы (Fa) применяют шевронные передачи, в которых колёса, являющиеся одной деталью, состоят из 2-х частей с противоположными наклонами зубьев. В шевронных передачах один из валов выполняется плавающим.