Резьбовые соединения.
В состав резьбовых соединений входят болты, винты, шпильки, гайки.
Классификация резьб.
Основным элементом соединения является резьба, которая получается путём прорезания или накатки на поверхности детали по винтовой линии канавок.
-1- В зависимости от формы поверхности, на которой образуется резьба, различают цилиндрические и конические резьбы.
-2- В зависимости от профиля различают треугольные, трапециевидные, упорные, прямоугольные резьбы.
-3- В зависимости от направления винтовой линии различают правые и левые резьбы.
-4- В зависимости от числа заходов различают однозаходные и многозаходные резьбы.
-5- В зависимости от назначения различают крепёжные, крепёжно-уплотнительные и преобразующие движение резьбы.
Достоинства резьбовых соединений:
1) простота конструкции и технологичность;
2) удобство сборки, разборки и регулировки;
3) высокая нагрузочная способность;
4) малая стоимость.
Недостатки резьбовых соединений:
1) высокая концентрация напряжений.
|
|
Геометрические параметры резьбы.
d – номинальный диаметр резьбы;
d1 – внутренний диаметр резьбы;
d2 – средний диаметр резьбы (толщина витка равна ширине впадины);
Р – шаг резьбы (расстояние между одноимёнными точками профиля).
Ph = z · P – ход резьбы;
α – угол профиля резьбы;
γ – угол наклона боковой стороны профиля;
ψ – угол подъёма резьбы.
Основные типы резьб:
1) метрическая резьба → α = 60°, γ = 30° (профиль обеспечивает возможность создания больших осевых сил и самоторможение; в качестве основной крепёжной резьбы применяют метрические резьбы с крупным шагом; резьбы с мелким шагом применяются в случаях действия переменных нагрузок для обеспечения гарантированного самоторможения; основная характеристика → d и Р);
2) дюймовая резьба → α = 55° (вместо шага задаётся число витков на один дюйм);
3) трубная резьба → α = 55° (резьба имеет закруглённые выступы и впадины и выполняется без осевых и радиальных зазоров; для высоких давлений применяется трубная коническая резьба);
4) трапециаидадьная резьба → α = 30°, γ = 15° (используется для передачи реверсивного движения под нагрузкой → ходовые винты станков, винты домкратов);
5) упорная резьба → рабочая сторона профиля γ = 3° (используется в передачах «винт-гайка» при больших осевых односторонних нагрузках).
Соединение винтом → винт вворачивается непосредственно в резьбовое отверстие детали (гайка отсутствует).
В машиностроении используют соединения шпильками.
Силовые соотношения в винтовой паре.
φ – угол трения;
ψ – угол подъёма резьбы.
|
|
Ft = F · tg(φ + ψ); φ = arctg f – это справедливо для прямоугольной резьбы, у которой γ = 0. Для иных резьб φ = arctg f’ = arctg(f / cos γ).
f’ – приведённый угол трения.
Момент завинчивания.
Момент на ключе (момент завинчивания) равен
T = Fp · l = F0 · [0,5 · d2 · tg(ψ+φ’) + 0,25 · f · (D0+d0)].
Расчёт резьбовых соединений на прочность.
Прочность является основным критерием работоспособности резьбового соединения.
Стандартные болты, винты и шпильки с крупным шагом являются равнопрочными на разрыв стержня по резьбе, на срез резьбы и на отрыв головки. Основной расчёт выполняется по одному критерию – по прочности нарезанной части на растяжение.