Нормативно-законодательная база бюджетного процесса

Тема 10. ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА И УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ

План.

1 Нормативно-законодательная база бюджетного процесса

2. Бюджетная политика и ее связь с основными показателями функционирования национальной экономики

3 Государственное регулирование бюджетного дефицита и государственного долга

Бюджет как объект управления изучается с трех сторон его проявления:

- По своей сути бюджет – это самостоятельная категория, которая рассматривает отношения между государством, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами - с другой.

- По форме бюджет – это финансовый план, представляющий собой роспись расходов и доходов.

- По своему материальному содержанию бюджет – это централизованный фонд финансовых ресурсов.

Можно выделить 3 группы органов управления бюджетом (рис.1).

К первой группе относятся органы законодательной и исполнительной власти (Верховная Рада – ведущий орган в управлении бюджетом). Местные бюджеты утверждаются местными законодательными органами. Органы исполнительной власти (Кабинет Министров Украины, госадминистрации) обеспечивают подготовку проекта соответствующего бюджета и его исполнения.

Ко второй группе – органы оперативного управления бюджетом (Министерство Финансов Украины, Республики Крым; областные финансовые управления г.г. Киева и Севастополя); Контрольно-ревизионная служба Украины, Государственное казначейство, Государственная налоговая администрация, Счетная палата.

К третьей группе – относятся органы нефинансового контроля. Выполняя возложенные на них функции, они тесно связаны с бюджетом.

I подгруппа – Таможенный комитет, органы юстиции, природоохранные органы, инспекции;

II подгруппа – относятся различные управленческие структуры, прежде всего отраслевые министерства и ведомства, а также предприятия и организации, руководители которых наделены функцией распорядителя средств, т.е. получают деньги из бюджета и осуществляют финансирование ведомственных предприятий. Эти органы связаны с бюджетом по линии финансирования расходов.

Рисунок 37 – Органы управления государственным бюджетом

В современной экономической литературе существует единая точка зрения на содержание бюджетного процесса – это процесс составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов всех уровней от начала составления бюджетов до утверждения отчетов об их исполнении.

Весь бюджетный процесс проходит под контролем ВР Украины. Это дисциплинирует работу всех органов управления, связанных с бюджетным процессом. Все стадии бюджетного процесса повторяются систематически ежегодно. Бюджет составляется и утверждается на год, который называется бюджетным годом или бюджетным периодом. На Украине он совпадает с календарным годом: с 1 января по 31 декабря.

Нормативные документы (рисунок 38).

Рисунок 38 – Нормативные документы бюджетного процесса

Основным регулирующим документом является Закон о Госбюджете Украины, который принимается ежегодно и действует в течение бюджетного года. В нем находят отражение такие данные:

- предельный размер дефицита Госбюджета и источники их покрытия;

- доходы Госбюджета в соответствии с бюджетной классификацией;

- расходы Госбюджета в соответствии с бюджетной классификацией;

- доходы и расходы целевых общегосударственных фондов, включенных в состав Госбюджета;

- суммы дотаций, субвенций, субсидий и размеры отчислений от регулирующих доходов в бюджеты АРК, областей, г. Киева и Севастополя;

- размер оборотной кассовой наличности Госбюджета Украины;

- суммы изъятия средств из местных бюджетов в пользу Госбюджета;

- решения по бюджетным займам;

- изменения, которые произошли в налоговом законодательстве;

- другая информация.

Бюджетная классификация – единое систематизированное группирование доходов, расходов (в том числе кредитование за вычетом погашения) и финансирование бюджета по признакам экономической сущности, функциональной деятельности, организационного устройства и другим признакам в соответствии с законодательством Украины и международными стандартами.

Структура действующей бюджетной классификации установлена постановлением Верховной Рады Украины от 12.07.1996 года «О структуре бюджетной классификации Украины» и введена с 1 января 1998 года приказом Министерства финансов Украины от 3 декабря 1997 г. № 265.

С 1 июля 1993 г. в соответствии с Указом Президента Украины «О порядке исполнения Государственного бюджета Украины» от 18.06.1993 г. № 219/93 было решено, что Министерство финансов Украины будет осуществлять финансирование расходов в пределах имеющихся финансовых ресурсов в Государственном бюджете Украины.

Это означало, что с этого момента в Украине стал применяться единый метод бюджетного финансирования – перечисление средств со счета бюджета на бюджетные счета распорядителей средств.

Счётная палата (СП) Верховной Рады Украины – это постоянно действующий высший орган государственного финансово-экономического контроля, образованный Верховной Радой Украины, и подотчетный ей. Счетная палата осуществляет свою деятельность самостоятельно, независимо от каких-либо других органов государства.

С момента образования Государственного казначейства Украины в 1995 г. начался постепенный переход от банковской к казначейской системе кассового исполнения бюджета.

Государственное казначейство – система органов государственной исполнительной власти при Министерстве финансов.

Финансирование из бюджета осуществляется через банки, назначенные КМУ и НБУ. В соответствии с Постановлением КМУ и НБУ «Об усовершенствовании кассового исполнения Государственного бюджета Украины» от 21 января 1998 г. № 68 финансирование министерств и ведомств осуществляется органами казначейства через учреждения НБУ, Государственный экспортно-импортный банк Украины, через банки «УСБ», «ПИБ», «Аваль».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: