double arrow

Бюджетная политика и ее связь с основными показателями функционирования национальной экономики

Основные параметры бюджета представлены на рисунке 41.

Бюджетный дефицит (BD) — сумма превышения расходов госу­дарства над его доходами в пределах финансового года.

BD = G - T. (104)

Бюджетный избыток сумма превышения доходов государ­ства над его расходами в пределах финансового года. Если бюджет­ный дефицит по определению отрицательная величина, то бюджет­ный избыток — положительная.

Различают структурный и циклический дефицит. Структурный дефицит представляет собой разность между те­кущими государственными расходами и доходами, которые могли бы поступить в бюджет в условиях полной занятости при существую­щей системе налогообложения.

Циклической дефицит представляет собой разность между фак­тическим и структурным дефицитом.

Государственный долг — сумма накопленных бюджетных дефи­цитов за минусом бюджетных избытков.

Рисунок 41 – Бюджетные параметры

Ключевой вопрос бюджетной политики — должен ли бытьбюджет сбалансирован или сбалансированность бюджета должна быть подчинена целям стабилизации экономики. Существует три основных концепции: ежегодное балансирование бюджета, циклическое балансирование и концепция функциональных финансов.

Такая политика имеет свое теоретическое обо­снование в виде известной концепции, получившей название рикардианства. Суть ее сводится к следующему.


Схема ежегодного балансирования представлена на рисунке 42.

Рисунок 42 – Схема ежегодного балансирования бюджета

Экономические субъекты действуют рационально и адекватно оценивают текущие и будущие события. Тогда, исходя из твердого убеждения, что любые долги надо рано или поздно отдавать, они любой прирост задолженности государства воспринимают как при­рост налогов в будущем, так как другого, кроме налогов, источника доходов у государства нет.

В первом периоде государство собрало налоги Т1, а объём закупок составил G1, во втором периоде оно собрало налогов Т2 и осуществило закупки на сумму G2. В связи с тем, что правительство может допустить бюджетный дефицит, либо превышение доходов над расходами, налоги и затраты в каждый отдельный период не обязательно должны быть тесно взаимосвязанными.

Необходимо проанализировать, как налоговые поступления в течение обоих периодов соотносятся с государственными закупками в эти же периоды. Заметим, что в первый период бюджетный дефицит равен государственным расходам за вычетом налогов. Таким образом:

BD=G1-T1, (105)

где D - дефицит.

Правительство финансирует этот дефицит путём продажи соответствующего количества государственных облигаций. Во второй период государство должно собрать необходимую для выплаты задолженности (включая накопленные проценты) и для оплаты государственных закупок за второй период сумму налогов.

Исходя из этого:

T2=(1+r)D+G2, (106)

где r - ставка процента.

Для того, чтобы показать алгебраически зависимость между налогами и объёмом закупок, объединим два вышеприведённых уравнения. Подставив во второе уравнение величину D из первого уравнения, получим:

T2=(1+r)(G1-T1)+G2.(107)

Это уравнение показывает зависимость между объёмом закупок и налоговыми поступлениями в каждый из периодов. После ряда алгебраических преобразований получим:

T1+T2/(1+r)=G1+G2/(1+r) (109)

Это уравнение и является государственным бюджетным ограничением. Оно показывает, что приведённая стоимость государственных закупок равна текущей приведённой стоимости налоговых поступлений.

Государственное бюджетное ограничение показывает, как нынешние изменения в бюджетно-налоговой политике связаны с изменениями политики в будущем. Если правительство сокращает налоги первого периода без сокращения закупок, то оно входит во второй период с долгом по государственным облигациям. Наличие этого долга вынуждает правительство выбирать между сокращением закупок и повышением налогов.

Рикардианство отрицает также положительные эффекты стабилизационной фискальной политики. Так, рост госрасходов не приводит к стимулированию совокупного спроса вследствие эффекта вытес­нения инвестиций, снижение же налогов приводит не к росту потре­бительских расходов, а к росту сбережений, так как экономические субъекты должны быть готовы к повышению налогов в будущем.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: