Механизм самовоспроизводства государственного долга

Государственное регулирование бюджетного дефицита и государственного долга

О размере задолженности и величине дефицита бюджета судят по доле этих показателей в валовом национальном продукте, однако вопрос о критическом значении показателей остается открытым, так, в некоторых странах размер государственного долга превышает по­ловину ВНП, а расходы на его обслуживание приближаются к деся­той части всех расходов бюджета. Однозначно можно утверждать следующее: размер государственного долга становится непосильным бременем для бюджетной системы, если процентные выплаты по нему настолько велики, что становятся основной причиной дефицита гос­бюджета. Поэтому при анализе динамики государственной задолжен­ности дефицит госбюджета разделяется на общий и первичный.

Первичный дефицит представляет собой общий дефицит, умень­шенный на сумму процентных выплат по государственному долгу. Именно первичный дефицит необходимо рассматривать как инстру­мент стабилизационной политики. Если же при большой величине государственной задолженности общий дефицит бюджета в значи­тельной части направляется на выплату процентов по государствен­ным ценным бумагам, то такая ситуация должна рассматриваться как критическая для финансовой системы страны.

BDобщий = (G + N) – T (110)

BDпервичный = G – T (111)

N = D*r (112)

где N – выплаты по обслуживанию долга.

BDпервичный ­ гос.займы ­ D ­ N ­ BDобщий ­ гос.займы ­ D ­ и т.д.

Если реальная ставка % r превышает темпы роста реального ВНП, то увеличение государственного долга становится неуправляемым: весь прирост реального ВНП уходит на выплату %% по обслуживанию долга и возрастает соотношение (долг/ВНП).

Для прогнозирования динамики соотношения (долг/ВНП) используется зависимость:

(113)

где ∆l - изменение соотношения долг/ВНП;

l - исходное значение соотношения долг/ВНП;

∆Y/Y – темп роста реального ВНП.

s - доля первичного бюджетного излишка в ВНП.

Для снижения соотношения (долг/ВНП) необходимо:

1) r меньше ∆Y/Y

2) увеличение s должно быть постоянным.

Увеличение налогов является для правительства одним из способов получения необходимых доходов для выплаты %% по обслуживанию долга. Т.е. правительство должно собрать в виде налогов сумму не меньшую чем N. Таким образом соотношение (N/ВНП) является нижней границей ставки подоходного налога.

Таблица 2 - Показатели функционирования бюджета

Показатели            
Доходы бюджета 37.1 30.1 28.2 25.2 28.9 36,1
Расходы бюджета 41.9 36.8 30.4 26.7 28.3 36,7
Дефицит бюджета 4.9 6.6 2.2 1.5 (0.6) 0,6

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: