Развитие и формирование государственного долга в России

Раздел 1. 1. Введение. Общее понятие о государственном долге

Бессчастнова В.Д.

(Ф.И.О., должность, ученая степень, ученое звание)

доцент

САМАРА 2012

1.Развитие и формирование государственного долга в России.

2.Понятие и формы государственного долга

3.Классификация государственного долга.

4.Современное состояние государственного долга России.

5.Социально-экономическое значение государственного долга.

Введение. Бюджетный кодекс Российской Федерации предусматривает разделение государственного долга на внутренний и внешний. Внутренний долг включает в себя обязательства Правительства Российской Федерации в российских рублях, а внешний - обязательства в иностранной валюте.

В последние годы наметилась тенденция к сокращению внешнего долга Российской Федерации. В 2000 году он составил 139 млрд. долларов США. В начале 2004 года внешний долг Российской Федерации оценивался суммой, эквивалентной 120 млрд. долларов США. По состоянию на 1 января 2011 года объем внешнего долга – 39,9 млрд.дол., на 1 января 2012 г – 35,8 млрд. долларов США.

По состоянию на 1 июля 2011 г. объем государственного долга Российской Федерации составил 4,6 трлн. руб., в том числе государственный внутренний долг – 3,6 трлн. руб., государственный внешний долг – 36,8 млрд. долл. США (эквивалентно 1,0 трлн. руб.). В предстоящий период объем государственного долга будет ежегодно возрастать, достигнув к концу 2014 года уровня 12 трлн. руб. или 17% ВВП. При этом объем внешних обязательств государства вырастет почти в 2 раза, составив около 2,0 трлн. руб., внутренних – в 2,8 раз, достигнув почти 10 трлн. руб.

Низкие показатели государственного долга выгодно отличают Россию от значительного большинства, как развитых стран, так и государств формирующихся рынков. При этом, однако, кредитные рейтинги, присвоенные России ведущими международными агентствами (BBB с позитивным прогнозом от Fitch, Ваа1 со стабильным прогнозом от Moody’s и ВВВ со стабильным прогнозом от Standard&Poor’s), свидетельствуют о том, что наша страна явно недооценена.

Исходя из параметров, заложенных в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации в 2012-2014 гг., и с учетом планируемых объемов заимствований, в предстоящий период значения показателей долговой устойчивости Российской Федерации будут по-прежнему вне опасных зон. Вместе с тем, по ряду параметров имеющийся «запас прочности» не может рассматриваться как безусловный в плане обеспечения долговой устойчивости Российской Федерации.

Кредитная история России началась в 1769г., когда Екатерина II (правила в 1762-1796 гг.) сделала первый заем в Голландии. Тогда ведение воин и материальная поддержка русской политики в Польше вызывали крайнее напряжение государственных финансов. 2 апреля 1769г. Екатерина II дала Сенату Указ, в котором определялись условия займа. Всего Екатерина II за время своего правления осуществила 20 займов на общую сумму 75 млн. руб. Причем эти «екатерининские» займы были полностью погашены только в 1891 г. Старейшими займами в составе русского государственного долга оставались 6%-ные займы 1817-1818 гг. Их нарицательный капитал составлял 93 млн. руб., а непогашенная часть к 1 января 1913г. Равнялась 38 млн. руб.

На протяжении всего XIX в. И в начале XX в. Расходы государства превышали его доходы. Во второй половине XIXв. правительство активно финансировало строительство железных дорог, а аткже выкупало в казну частные линии.

Стремясь сгладить влияние экстраординарных расходов на структуру бюджета, оно разделяло бюджет на обыкновенный и чрезвычайный. Первый пополнялся из традиционных источников доходов (налоги, акцизы и проч.), доходную часть второго на 90% составляли средства, полученные от внутренних и внешних займов. Именно заемные средства шли на финансирование строительства железных дорог, ведение войн и борьбу со стихийными бедствиями. При благоприятном положении часть чрезвычайного бюджета шла на покрытие расходов по долгосрочной оплате государственных займов. Платежи по займам (проценты и погашение) осуществлялись за счет обыкновенного бюджета.

Выпуск новых займов в непосредственной компетенции царя и министерства финансов. Однако после созыва Государственной думы 1906г. Депутаты получили утверждать каждый конкретный заем. Время и условия займа по-прежнему определялись по решению правительства.

По большой часть Государственных долгов выплачивалось 4% годовых, а сумма всех бумаг с такой доходностью составляла более 2,8 млрд. золотых руб. – около 2/3 всего рынка.

Все ценности, размещаемые в то время на рынке, разделялись на три категории:

краткосрочные;

долгосрочные;

бессрочные;

Срок обращения краткосрочных обязательств ограничивался законом и колебался от 3 месяцев до 1 года. Купюры выпуска не должны были превышать 500 руб. Право эмиссии по краткосрочным обязательствам предоставлялось лично министру финансов с условием, что общая сумма обязательств одномоментно не превысит 50 млн. руб. В 1905г. Права министра были расширены до 200 млн. руб. с правом выпуска краткосрочных обязательств, в том числе и на иностранных рынках. Государственное казначейство и частные лица имели право учитывать эти обязательства в Государственном банке, проценты считались в виде дисконта.

Основу государственного долга составляли долгосрочные и бессрочные займы. Долгосрочные займы могли заключаться на достаточно длинные сроки – 50-80 лет. Практиковался выпуск бессрочных обязательств, когда государство обязывалось выплачивать только договорной процент, т.е. для держателя заем становился рентой. Правительство оставляло за собой право принудительной скупки данного инструмента по нормированной стоимости. В этом случае заем погашался тиражами. Иногда государство скупало облигации на бирже.

Также осуществляло формальное определение внутренних и внешних займов. Первые ориентировались на иностранного покупателя и обращение за границей. Вторые были рассчитаны на российский рынок. Такое деление не имело никакого экономического значения, так как ограничений на покупку иностранных выпусков для российских подданных и внутренних иностранцев не существовало.

В своде основных государственных законов Государства Российского в редакции от 23 апреля 1906 г. Имелась статья 114: «При обсуждении государственной росписи не подлежат исключению или сокращению назначения на платежи по государственным долгам и по другим принятым на себя Российским Государством обязательствам». Законодатели заранее пресекали соблазн нарушить одно из основных правил рынка – платить вовремя и полностью.

В начале XX в. Российское правительство все же сумело создать репутацию надежного заемщика, который действует на рынке государственного долга аккуратно, не злоупотребляя своим государственным статусом.

Заимствование финансовых ресурсов использовалось с разными целями и далеко не всегда для реализации какого-либо конкретного проекта. Интересы финансовой стабильности, пусть даже в краткосрочном периоде, имели первостепенное значение. Это позволяло до 1917 г. Следовать выработанной экономической политике, не меняя ее курса. Отказавшись платить долги своим и иностранным гражданам, правительство Советской России заложило основу финансовой «культуры». В результате облигации, выдаваемые как часть заработной платы, оказались просто бумажками.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: