Структура и классификация рынков.
Рынок имеет довольно сложную структуру и охватывает своим влиянием все сферы экономики. Структуру рынка можно рассматривать по следующим критериям:
1. По экономическому назначению объектов рыночных отношений (схема):
- рынок товаров и услуг (рынок средств производства, предметов потребления, информации, различных услуг и т.д.);
- рынок рабочей силы;
- финансовый рынок (денежный, валютный, рынок капиталов, кредитов, ценных бумаг);
- рынок недвижимости (рынок жилья, нежилой недвижимости, земли).
2. По пространственному признаку:
- городские (местные);
- региональные;
- межрегиональные;
- национальные;
- международные (мировые).
3. По степени ограниченности конкуренции:
- монопольные;
- олигопольные;
- межотраслевые;
4. По видам субъектов рыночных отношений:
- розничной торговли – когда покупателями выступают отдельные граждане;
- оптовой торговли – когда в качестве покупателей и продавцов выступают предприятия и организации;
- государственных закупок сельхозпродукции – когда покупателем выступает государство, а продавцами – производители сельскохозяйственной продукции (колхозы, совхозы, фермеры и т.д.).
|
|
5. По степени соблюдения законности:
- легальные, официальные;
- нелегальные, «теневые», «черные» и т.д.
6. По степени организованности:
- организованные (открытые, публичные, конкурентные рынки, на которых операции совершаются в соответствие с правилами, установленными государством и соглашениями его участников);
- неорганизованные (подразумевают любые формы дискриминации).
7. По характеру обращения товаров:
- первичные – когда на рынок выносится новый товар;
- вторичные – купля-продажа уже находившихся в обращении товаров.
Основными законами рыночной экономики являются законы спроса и предложения. Закон спроса гласит – при прочих равных условиях покупатель приобретает больше товаров при понижении цен и наоборот (меньше – при их повышении).
Кроме цен на величину спрос влияют и другие факторы, которых называют неценовыми. К ним относятся качество продукции, уровень денежных доходов покупателей,величина цен на взаимозаменяемые и взаимодополняемые товары и услуги, количество покупателей, сезонность, мода, предпочтения и др.
Спрос является функцией всех этих факторов:
QD = f (Р, I, Z, W, Psub, Pcom, N, В),
где QD – спрос; Р – цена; I – доход; Z – вкусы; W – ожидания (waiting); Psub – цена на товары-субституты; Pcom – цена на комплементарные товары; N – количество покупателей; В – прочие факторы.
Закон предложения – если прочие условия остаются неизменными, то продавец создает и предлагает для реализации больше товаров при повышении цен и меньше – при их снижении.
|
|
К неценовым факторам предложения относят: налоги и дотации; число продавцов; психологический фактор (ожидание изменения цен); технология производства и пр.
Величина предложения является функцией всех этих факторов:
Qs = f (P, Pr, К, Т, N, В),
где Pr – цены ресурсов; К – характер применяемой технологии; Т – налоги и субсидии; N – количество продавцов; В – прочие факторы.