Натуральное и товарное хозяйство

История человеческой цивилизации выделяет две основные формы хозяйствования: натуральное хозяйство и товарное. Натуральное хозяйство возникло во времена первобытнообщинного строя, существовало в античные века и при феодализме, определенные его элементы существуют и в настоящее время (некоторые африканские и азиатские страны).

Основные черты натурального хозяйства:

1) представляет собой замкнутую систему экон. отношений и движения экон. благ: кто производит блага, тот и распределяет и потребляет их;

2) объемы производства продукции малы вследствие низкого уровня вооруженности труда и его организации;

3) отсутствует специализация производства, т.е. одним производителем или группой лиц производятся все необходимые блага.

Общественное разделение труда и специализация во многом способствовали становлению и развитию более прогрессивному способу хозяйствования – товарному хозяйству.

Более развитой формой хозяйствования является товарное хозяйство. Под товарным производством понимается организация общественного хозяйства, при которой продукты труда производятся отдельными обособленными товаропроизводителями, каждый из которых специализируется на выработке какого-то одного. Для удовлетворения общественных потребностей необходима купля-продажа продуктов, которые в силу этого становятся товарами на рынке.

Товарное хозяйство появилось в период разложения первобытнообщинного строя, получило значительное распространение в рабовладельческом обществе, при феодализме и приобрело всеобщий характер при капитализме. Условиями его существования являются общественное разделение труда и экономическая обособленность производителей, основанная на частной собственности на средства производства.

В условиях товарного производства продукт труда приобретает новые специфические свойства, делающие его товаром. Этот продукт является ценностью уже не для производителя, а для других лиц, т.е. он приобретает общественное свойство. Товар – это продукт труда, способный удовлетворять какую-либо человеческую потребность и произведенный для обмена. Однако не всякий продукт может быть товаром, т.к. некоторые продукты производятся для собственного потребления и не попадают на рынок, а, следовательно, не являются товаром.

Любой товар имеет стоимость, т.е. овеществленные в товаре общественно необходимые затраты на его производство. Это рабочее время, которое требуется для изготовления товара при среднем в данном обществе уровне производства и интенсивности труда. Закон стоимости гласит: производство и обмен товаров должны осуществляться на основе их стоимости.

Общественно необходимые затраты труда выступают своеобразным нормативом, который выявляется на рынке и в который должны укладываться производители. Лишние затраты труда не признаются обществом. На рынке потребители не будут оплачивать фактические затраты труда, превышающие те, в которые обходится производство основной массы товаров данного вида.

Закон стоимости требует постоянного развития производительных сил и действует не прямо через сравнение индивидуального и общественно необходимого времени, а через цену, на которую влияют спрос и предложение.

Спрос – подкрепленное денежной возможностью желание приобрести товар. Предложение – количество товаров, выносимых на рынок.

В зависимости от спроса и предложения возможны три варианта соотношения стоимости и цены товара:

1) спрос = предложению, тогда стоимость = цене;

2) спрос > предложения, тогда стоимость < цены;

3) спрос < предложения, тогда стоимость > цены.

Таким образом любой товар обладает двумя основными свойствами:

1) Меновая стоимость – способность обмениваться на другие товары. Подобное равенство ежедневно и многократно повторяется в практике на рынке, субъекты которого не задумываются, что лежит в его основе. А ЭТ этот вопрос волновал со времен Аристотеля и до настоящего дня.

2) Потребительная стоимость – способность удовлетворять какую-либо человеческую потребность.

В экон. литературе сложились три основных подхода при определении стоимости товара:

1. Теория трудовой стоимости. Ее разработчиком является К. Маркс, а сущность изложена выше (закон стоимости).

2. Теория предельной полезности. Она нашла широкое применение у маржиналистов, которые выводят стоимость и цену из предельной полезности товаров и их редкости. Представители этого направления считают, что приращение одинаковых величин запаса блага, находящегося в распоряжении субъекта, на определенном уровне сопровождается прогрессирующим уменьшением единицы полезности блага. Полезность последней единицы запаса, или предельная полезность блага, и определяет величину стоимости товара.

3. Теория А. Маршалла, который попытался примирить две первые теории. Его позиция определения стоимости сводится к выяснению взаимодействия рыночных сил, лежащих на стороне спроса в виде предельной полезности, и предложения в виде издержек производства. Отсюда он делает вывод, что полезность определяет предлагаемое количество, предлагаемое количество определяет издержки производства, издержки производства определяют ценности.

В современной науке все чаще звучат мнения об альтернативной теории стоимости, в качестве которой могут выступить:

- информационная теория стоимости, которая сейчас находится в зачаточном состоянии;

- разработка совершенно иного подхода к стоимости.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: