Показатели экономического роста

Правила внутреннего распорядка в кабинете информатики.

Правила техники безопасности.

1. Не включать и не выключать компьютеры без разрешения преподавателя.

2. Не трогать кабели и контакты.

3. Не тянуть клавиатуру на себя, во избежание разъема контактов.

4. В процессе эксплуатации ЭВМ соблюдать меры, исключающие попадание посторонних предметов в отверстия на клавиатуре.

5. В случае неисправности компьютера сообщить об этом преподавателю.

6. Режим труда и отдыха при работе с ЭВМ:

6.1. Располагать свое рабочее место на расстоянии не менее 70 см. от экрана монитора.

6.2. Непрерывная продолжительность работы с ЭВМ не должна превышать 40 минут

6.3. В целях профилактики переутомления и перенапряжения при работе с ЭВМ необходимо устанавливать дополнительные перерывы для глаз на несколько минут.

6.3.

Учащиеся должны:

1. Приходить на урок за несколько минут до звонка.

2. Входить в кабинет организованно, только с разрешения преподавателя.

3. Сидеть на закрепленных местах, соблюдать порядок и чистоту.

4. Бережно относиться к оборудованию, находящемуся в кабинете.

5. Во время перемены выходить из класса.

6. Соблюдать правила техники безопасности и санитарно- гигиенические требования.

7. Не допускается находиться в кабинете в верхней одежде и заносить верхнюю одежду с собой.

8. Учащиеся, не ознакомившиеся с правилами техники безопасности, и не прошедшие инструктаж, к практическим занятиям не допускаются.

Правила техники безопасности и правила внутреннего распорядка выучить наизусть.

На следующий урок принести тетрадь для проверочных работ (тонкую 12 или 18 листов, обязательно в клетку)

Первая проверочная работа пишется по вариантам: один вариант – правила техники безопасности, другой вариант – правила внутреннего распорядка. Время на проверочную работу – 10 минут.

Главный показатель темпа экономического роста – годовые темпы роста национального валового продукта (числитель – национальный валовый продукт текущего года, знаменатель – национальный валовый продукт базового года, умноженные на сто процентов).

Факторы экономического роста:

· количество и качество природных ресурсов;

· количество и качество трудовых ресурсов (производственный и финансовый капитал);

· уровень технологий;

· факторы, которые повышают спрос на производственную продукцию, чем и стимулируют рост производства (размер заработной платы, налоговая политика государства, склонность населения к сбережению).

4. Экономическая система и ее производственные возможности. Проблема выбора оптимального объема производства. Кривая производственных возможностей. Экон. система – это система связей между производителями и потребителями матер. благ и услуг; это совокупность экон. процессов, которые совер-ся в общ-ве на основе имущ. отношений и организационных форм. На практике выделяют: рыночную (частная собственность на экономические ресурсы, свобода выбора, конкуренция, опирающаяся на личные интересы, ограниченная роль государства), командно-административную (основана на государственной собственности практически на все экономические ресурсы; монополизация и бюрократизация экономики; централизованное планирование), смешанную (Ей присущи черты обеих экономик; основана на частной и государственной собственности, характеризуется вмешательством государства в экономику, когда рынки не справляются с размещением ресурсов, обращаются к государству). Основные черты современной экономической системы: социальная ориентация, высокая эффективность, современные технологии, использование научных разработок на всех уровнях хозяйствования, совершенствование отношений собственности и ее развитие, экономическая свобода, развитая система хозяйственного законодательства, достижение макроэкономического равновесия.

Проблема выбора оптимального объема производства – одна из проблем современной экономики – упрощенная модель экономической системы, в которой все имеющиеся ресурсы будут полностью расходоваться на производство только двух видов товаров. Если ресурсы полностью расходуются на изготовление первого вида товаров, то ни одна единица второго товара изготовлена быть не может. И наоборот. Существуют промежуточные варианты, при которых ресурсы будут распределяться между двумя видами товаров.

График кривой производственных возможностей показывает оптимальный объем производства двух видов товаров, при которых эк. ресурсы полностью расходуются. Точки ниже кривой показывают неэффективный объем выпуска. Точки выше кривой характеризуют недостижимый в данный момент времени объем производства. В долгосрочный период времени, в связи с появлением новых технологий, можно более экономично и рационально использовать ресурсы. Тогда граница производственных возможностей может измениться, что позволит производить большое количество товаров.

Факторы производства, их характеристика и взаимосвязь. Эффективность производства

1. Факторы производства, их состав и природа.

2. Взаимозаменяемость и взаимозамещения факторов производств.

3. Эффективность производства: экономический и социальный аспект.

В разных экономических теориях по-разному определяют основные факторы производства:

· марксистская теория – постоянный и переменный капитал;

· современная теория – производственные формы (основные средства (здания, сооружения, оборудование, транспорт), оборотные средства (сырье, материалы, полуфабрикаты) и рабочая сила);

· экономикс – земля (естественные ресурсы – леса, природные ископаемые, водные ресурсы, воздух), капитал (средства производства, инвестиционные товары), труд (деятельность человека для достижения результата), предпринимательская деятельность).

· современная мировая экономическая теория использует весь опыт экономических знаний, добавляя при этот новый современный фактор производства – научно-технические факторы (информатизация, производственная и социальная инфраструктура, наука и технология.

В современной западной экономической теории факторы производства изучаются с помощью теории взаимозаменяемости. В теории при определении наиболее эффективного способа производства варианты сочетания факторов производства определяются с помощью предельной нормы технологического замещения одного ресурса другим.

Функция зависимости объема производства от затрат труда и капитала (рис. 2) – графически называется изокванта: Q = f (L,K), где Q – объем производства, L - объем труда, K – потребленный капитал. Точки A, B, C, D – способы производства соответствующих продуктов. Изокванта используется при исследованиях замещения труда капиталом, т.е. при определении высвобождения работников из производства на основе применения машин. Предельная норма технологического замещения труда капиталом показывает величину труда, которую может заменить единица капитала.

Важнейшей целью развития общества является экономическая и социальная эффективность производства.

Эффективность – результативность производства.

Экономическая эффективность – категория, которая охватывает проблемы затраты-выпуск и характеризует связь между количеством единиц ресурсов, которые применяются в процессе производства и получаемых в результате количеством какого-либо продукта. Всегда затраты должны быть меньше, чем выпуск. Большой объем продуктов, получаемый при данном объеме затрат означает повышение эффективности, а меньший объем продукта указывает на снижение эффективности.

Для характеристики эффективности производства применяют следующие показатели:

· производительность труда (отношение продукта к затратам труда);

· трудоемкость (затраты труда на единицу продукции);

· материалоотдача (отношение продукта к количеству используемых материалов);

· фондоотдача (отношение величины продукта к величине используемых фондов);

· фондоемкость (количество фондов на единицу продукции).

Социально-экономическая эффективность характеризует уровень удовлетворения социальных потребностей. Показатели:

· потребление продукции на душу населения;

· величина дохода на душу населения (валово-национального продукта);

· уровень заработной платы (обеспеченность населения услугами социальной сферы).

Понятие рынка и его функции

1. Понятие рынка и причины его возникновения.

2. Функции рынка.

3. Структура рынка.

4. Инфраструктура рынка.

В узком смысле понятие рынка – обмен товаров и услуг, организованный по законам товарного производства и обращения. Важнейшим условием возникновения рынка является общественное разделение труда, т.е. специализация производственной деятельности, которые сопровождается ростом производительности труда. Главной причиной становления рынка является – экономическое обособление товаров производства (обособление производственных факторов одного хозяйственного подразделения от другого, осуществление воспроизводства засчет средств, полученных от реализации своей продукции), а также реализация общественных связей между товаропроизводителями через обмен продуктами своего труда и регулярность обмена.

В широком смысле понятие рынка – саморегулирующаяся система производства, все звенья которой находятся под постоянным воздействием спроса и предложения. Функционирование рынка основано на рыночных принципах, основным из которых является свобода экономической деятельности, и регулируется объективными экономическими законами.

Основные характерные черты рынка:

· свободный рынок определеяет частная собственность;

· рынок – свобода предпринимательского и потребительского выбора;

· основным мотивом деятельности выступает личный интерес;

· рыночные отношения невозможны без конкуренции;

· ни один из субъектов свободного рынка не в состоянии оказывать влияние на решение принимаемые другими субъектами;

· признаком свободного рынка является отсутствие значительного воздействия государства на ход хозяйственной деятельности.

Рынок является самым совершенным инструментом саморегулирования товарного производства. Рынок оперативно реагирует на изменение рыночной ситуации. Если спрос на товар растет, производители увеличивают на него цену и одновременно наращивают объем производства. Насыщение рынка товарами постепенно снижает спрос и соответственно снижает цену. Поэтому рынок способствует согласованию производства и потребностей и поддерживает сбалансированность спроса и предложения. Рынок оказывает стимулирующее создействие на повышение эффективности производства и побуждает товаропроизводителей к созданию товаров с наименьшими затратами. Рынок обеспечивает окончательное признание общественной значимости произведенного продукта и затраченного на него труда. Если товар продан, значит произошло его общественное признание его общественной полезности. Рынок представляет собой богатый источник информации, сведений, необходимых всем субъектам. Разнообразная рыночная информация воплощается в цену. Рынок выполняет санирующую функцию, очищая общественное производство от экономически слабых, нежизнеспособных хозяйствующих субъектов.

Рыночная система – сложное структурное образование. В качетсве критерия структуризации рынка называют объекты рыночных отношений.

В качестве объектов выступают:

· потребительские объекты;

· средства производства;

· рабочая сила;

· финансы;

· информация;

· предметы.

Выделяют следующие звенья рынка:

· товарный рынок (включает потребительский рынок, рынок средств производства, рынок сырья и материала, рынок услуг, в том числе, рынок бытовых услуг, рынок коммунальных услуг, рынок транспортных услуг, рынок услуг культуры и образования);

· рынок финансовый (рынок ссудных капиталов и фондовый рынок – рынок ценных бумаг (акции, облигации, векселя, сертификаты и др.));

· рынок информатизации и научных разработок: рынок инноваций и изобретений, рынок информационных услуг, рынок продуктов творческого труда;

· рынок труда – общественно-экономическая форма движения трудовых ресурсов, при которой рабочая сила обращается как товар, т.е. продается и покупается в соответствии с законами рыночной экономики; формирование рынка труда предполагает в качестве предпосылки реализацию ряда услуг: необходимы условия для свободы предложения рабочей силы, для свободы выбора вида деятельности.

Рынок формирует свою инфраструктуру – совокупность институтов, которые обслуживают и обеспечивают движение товаров, услуг, капитала и рабочей силы.

Основные иституты инфраструктуры: товарные биржи, биржи труда, сеть коммерческих банков, финансовые учреждения (страховые компании, инвестиционные фонды, трастовые компание), информационно-коммерческие центры, снабженческо-сбытовые организации, аудиторские фирмы, налоговые инспекции, центры подготовки специалистов, аукционы, выставки, ярмарки и др.

Товарная биржа – учреждение, в котором осуществляются оптовые сделки по купле-продажи товара, по образцам и стандартам на основе предварительной биржевой экспертизы. Выделяют биржи специализированные (сырьевые) и универсальные.

Фондовая биржа – организация торгующих предприятий и лиц, создаваемая для осуществления свободной купли-продажи ценных бумаг по рыночным ценам.

Биржа труда – организация, специализирующаяся на выполнении посреднических операций между предпринимателями и рабочими с целью купли-продажи рабочей силы.

Кредитная система – совокупность банков и других видов финансовых учреждений, осуществляюцих мобилизацию свободных денежных ресурсов и представление ссуд.

Роль и значение конкуренции в рыночной экономике

1. Понятие конкуренции. Формы конкуренции.

2. Рынок совершенной конкуренции.

3. Рынок несовершенной конкуренции.

В механизме рынка важная роль принадлежит конкуренции. Конкуренция – экономическая категория, которая представляет собой отношения соперничества между рыночными субъектами за выгодные для себя условия производства купли-продажи товаров.

Выделяют следующие виды конкуренции:

· конкуренция среди продавцов (производителей) в стремлении: продавать товары подороже, завоевать большее число покупателей, расширить свою нишу на рынке;

· конкуренция среди покупателей, стремящихся купить товар подешевле;

· конкуренция между продавцами и покупателями.

Конкуренция – система отношений, в которых через действия закона стоимости сопоставляют индивидуальные затраты товаров производителя с общественной необходимостью. Через механизм сочетания цен, через взаимодействие на спрос и предложение конкуренция проявляет себя как сущностный механизм саморегулирования рынка. Конкуренция выполняет санирующую функцию, вытесняя из рыночной среды экономически неспособные субъекты.

Основные формы конкуренции:

· ценовая и неценовая конкуренция (наиболее распространена);

· внутриотраслевая и межотраслевая конкуренция;

· совершенная и несовершенная конкуренция.

Ценовая конкуренция – форма конкуренции, которая предполагает борьбу за расширение круга покупателей путём понижения цены продаваемого товара.

Неценовая конкуренция – форма конкуренции, которая предполагает соперничество между продавцами за покупателя путём таких мер, как рекламирование продаваемого товара, повышение качества, система послепродажного обслуживания.

Внутриотраслевая конкуренция - форма конкуренции, которая означает соперничество между предпринимателями одной отрасли за получение дополнительной прибыли; это достигается за счёт дополнительных индивидуальных затрат, что предполагает внедрение в производственный процесс различных технических новшеств и более совершенных технологий.

Межотраслевая конкуренция - форма конкуренции, в результате которой происходит перелив производственных факторов из отраслей с более низкой нормой прибыли в отрасли, где норма прибыли выше. В результате межотраслевой конкуренции устанавливается равновеликая прибыль на равновеликий капитал. Межотраслевая конкуренция способствует установлению макроэкономического рыночного равновесия.

Совершенная конкуренция – такое состояние рыночной системы, которое предполагает:

множество фирм или предприятий, которые функционируют независимо друг от друга;

тип продукта стандартизирован (если продукт стандартизирован, то для покупателя безразлично у какого производителя его покупать; при таком характере продукции отсутствуют основания для ценовой конкуренции, то есть конкуренция на базе различий в качестве, рекламе);

каждая фирма производит небольшую часть от общего объёма производства, то есть уменьшение или увеличение объёма выпуска не будет оказывать существенное влияние на цену продукта (в этих условиях фирма не может устанавливать рыночную цену, она может лишь приспосабливаться к этой цене);

новые фирмы могут свободно входить, а функционирующие фирмы могут свободно выходить из данной отрасли.

Несовершенная конкуренция – такое состояние рыночной системы, при которой нарушается хотя бы одно из признаков совершенной конкуренции.

Выделяют следующие формы несовершенной конкуренции:

· чистая монополия;

· олигополия;

· монополистическая конкуренция.

Чистая монополия – такое составление рыночной системы, когда 1 фирма является единственным производителем продукции, у которой нет близких заменителей.

Характерные черты чистой монополии:

· единственный продавец;

· отсутствие близких заменителей товара, производимого монополистами. С точки зрения покупателя, это значит, что они в значительной мере несвободны в выборе товара и обязаны либо покупать у монополиста, либо вообще не покупать;

· монополист диктует цены;

· так как монополист не заинтересован в присутствии конкурента, то вход новых фирм в данную отрасль будет блокироваться.

Олигополия – тип рыночной системы, при которой несколько крупных фирм захватывают производство и сбыт основной массы продукции данного вида. Олигополия может производить стандартизированную и дифференцированную продукцию. Универсальной особенностью олигополии – всеобщая взаимозависимость входящих в неё фирм. Так как каждая фирма при формировании своей ценовой политики должна принимать во внимание реакцию со сторон конкурентов, конкуренция в таких условиях носит в основном неценовой характер.

Монополистическая конкуренция – тип рыночной системы, который предполагает взаимосочетание двух моделей совершенной конкуренции и чистой монополии.

Признаками монополистической конкуренции являются:

· относительно большое число производителей, так как каждая фирма обладает относительно небольшой долей рынка, то она имеет ограниченный контроль над ценой;

· тайный сговор между фирмами с целью ограничения объёма производства и искусственное повышение цен невозможно;

· при относительной многочисленности фирм в отрасли не положения взаимной зависимости между ними;

· имеет место дифференциация продукта по качеству, рекламе, обслуживанию.

Механизм функционирования рынка. Спрос и предложение

  1. Сущность и понятие спроса и предложения.
  2. Цена и ее функции.

Спрос и предложение лежат в основе функционирования рыночного механизма. Спрос – это форма выражения потребности, представленной на рынке и обеспеченной соответствующими денежными средствами. В теории рынка выделяют понятия спрос и величина спроса рынка. Величина спроса – экономическая категория, которая представляет собой максимальное количество определенного товара, которое в свою очередь покупатели хотят и могут купить в единицу времени (день, месяц, год), при определенных условиях.

Важнейшими условиями спроса являются:

· цена данного товара;

· цены других товаров;

· величина дохода покупателей;

· вкусы и предпочтения покупателей;

· фактор ожидания (рост цен).

Функция спроса: Qd = f (Pa; Рb; Рc; Рх; i; Т; М… n)

Qd – величина спроса, а все P – цены разных товаров, i – доходы покупателей, Т – вкусы покупателей, М – общее число покупателей, n – другие факторы.

Предложение – обобщающий показатель, характеризующий поведение продавцов на рынке. Предложение – количество товара, которое предлагается для реализации на рынке в определенный период времени при определенных условиях.

Величина предложения – экономическая категория, которая представляет собой количество определенного товара, которое продавцы готовы предложить в единицу времени при определенных условиях.

Объем предложения зависит от следующих факторов: от цены на ресурсы и другие товары, цены реализуемого товара, количество и качества производственных модностей, количество и качество рабочей силы, количество и качество природных ресурсов, состояния применяемых технологий, налоговая политика, уровень государственных дотаций.

Зависимость объема предложения от определяющих его факторов называется функцией предложения: Qs = f (P1 P2 Pn; R; K; T; S; C … N)

P1 Р2 Рn - цены продаваемых товаров и цены на ресурсы, R – производственный фактор, К – состояние применяемых технологий, Т – налогообложение, S – уровень дотаций, С – природно-климатические условия, N – другие факторы.

Основным ориентиром, которым руководствуются и продавцы, и покупатели на рынке, является цена. Цена – экономическая категория, которая представляет собой результат сделки между продавцом и покупателем. По своему внешнему проявлению цена представляет собой определенное количество денег, которое покупатель оплачивает, а продавец получает за проданный товар. Цена есть денежное выражение стоимости (затраты общественно необходимого труда на производство продукта). Уровень цены зависит от ряда факторов: величина трудозатрат на производство товара (затрат общественно необходимого труда, соотношение спроса и предложения, полезность товара.

Полезность – основная категория теории предельной полезности, которая является субъективной, т.к. на рынке присутствует большое количество индивидуальных покупателей, у которых индивидуальный спрос и индивидуальный взгляд на полезность товара.

Важнейшим фактором, влияющим на цену является величина затрат на производство продукции (издержки производства, себестоимость продукта). Элементы затрат на производство продукции: материальные затраты (сырье, покупные полуфабрикаты), затраты на оплаты труда работников с отчислениями во внебюджетные формы), амортизация основных средств (процесс перенесения стоимости основных средств на себестоимость продукции по частям в зависимости от срока эксплуатации основных средств), затраты на электоэнергию, общезаводские расходы, транспортные расходы.

Функции цены:

· функции учета и измерения затрат общественно необходимого труда на производство товара; цена = затраты труда + прибыль;

· функция поддержания пропорциональности между спросом и предложением;

· стимулирующая функция, которая проявляется в том, что цены могут способствовать увеличению производства товаров, необходимых обществу, и улучшению их качества;

· распределительная функция, которая заключается в том, что путем манипулирования ценами государство перераспределяет часть общественного продукта (через системы дотаций и налогообложений);

· санирующая функция, которая заключается в том, что из хозяйственного процесса уходят неконкурентноспособные производители и неплатежеспособные покупатели.

Закон спроса. Неценовое детерминанты спроса.

Эластичность спроса по цене

Величина спроса на товар определяется в основном ценой данного товара. Если все остальные факторы, влияющие на величину спроса, принять как неизменные величины, то можно выделить зависимость спроса от цены в виде функции: Q dx = f (Px). Функция спроса от цены выражает альтернативные возможности покупки товаров при различных ценах и равенстве прочих условий. Функцию спроса от цены можно представить в виде таблицы «Соотношение цены и количества единиц товара, на которое представлен спрос» (рис. в отдельной тетради):

Цена единицы товара Количество единиц товара, на которое предъявляется спрос
   
   
   
   
   

Выделяют понятие цена спроса – максимальная цена, по которой покупатели еще могут купить товар.

Закон спроса выражается в том, что между ценой спроса и объемом спроса существует определенная взаимозависимость, т.е. при прочих равных условиях снижение единицы товара ведет к увеличению объема спроса. Существует обратная зависимость между ценой единицы товара и величиной спроса на данный товар.

К неценовым детерминантам относятся отличные от цены факторы, влияющие на спрос (доходы населения, индивидуальные потребности и предпочтения и ожидания).

Рассмотрим поведение кривой спроса при изменении доходов покупателей: допустим, что повысились доходы населения, это означает, что при той же цене (Po), будет куплено большее количество товара, чем ранее, а иначе, говоря, произвойдет изменение (увеличение) объема спроса для каждого ценового уровня, а кривая спроса сместится вправо – в положение в D1; если доходы покупателей уменьшились, то при прочих равных условиях кривая спроса сместится влево – в положение D2. (см. рис. 3)

Изменение величины спроса вызывается изменением ценового фактора.(показывается движение вдоль одной и той же кривой – график D).

Изменение спроса в спросе показывает результат действия неценовых факторов (кривые смещаются либо влево, либо вправо).

Эластичность спроса – способность спроса адаптироваться к изменившемся рыночным условиям. Эластичность спроса по цене показывает степень воздействия изменения цены на изменение количества товара, на которое влияет спрос. Степень ценовой эластичности измеряется коэффициентом ценовой эластичности (Ed): в числителе процентное изменение величины спроса, а в знаменателе процентное изменение цены.

Закон предложения. Неценовые детерминанты предложения.

Предложение зависит от цены товара. Если все другие факторы (неценовые детерминанты) представить как неизменные, то можно вывести функцию предложения от цены.

Функция предложения от цены: Q Sx = f (Px).

Цена единицы товара Количество единиц предложенного товара
   
   
   
   
   

С ростом цены величина предложения возрастает. Закон предложения заключается в том,что при прочих равных условиях между ценой товара и величиной предложения существует прямая связь, а ценой предложения называется та минимальная цена, по которой продавец все еще может продать товар.

A, B, C, D, E – показывают варианты соотношения цены и количество единиц товара, предложенных для продаж. Восходящий характер кривой S отражает действие закона предложения. Кривая предложения показывает динамику величины предложения данного конкретного продавца, но на рынке функционирует множество продавцов, поэтому следует говорить о рыночном предложении. Рыночное предложение – категория, которая представляет собой сумму индивидуальных предложений данного товара по любой возможной цене.

Неценовые детерминанты предложения:

· психологические особенности;

· стоимость факторов производства;

· налоги;

· дотации и др.

Передовые технологии позволяют повысить предложение. Это означает, что при каждой заданной цене, за единицу товара к реализации будет предложено большее количество товара.

На графике предложения эта ситуация показывается путем смещения вправо в положение S1. Если у фирм выросли производственные издержки (за счет роста цен на энергоносители), то предложение уменьшится, т.к. рост затрат при той же рыночной цене товара, делает производство невыгодным или убыточным. В этом случае кривая предложения сместится влево в положение S2.

Изменение величины предложения вызывается ценовым фактором, и означает движение по одной и той же кривой предложения.

Изменение самого предложения вызывается неценовыми факторами, и означает смещение кривой предложения в ту или иную сторону от своего первоначального положения.

Эластичность показывает взаимосвязь (изменение цены товара и величины предложения). Эластичность предложения по цене – показатель степени реагирования величины предложения на изменение цены (Es) – в числителе процентное изменение величины предлагаемой продукции, а в знаменателе процентное изменение цены.

Рыночное равновесие и равновесная цена

Рыночное равновесие – состояние рынка, при котором спрос и предложение уравновешены на определенном уровне цены.

График: линия D – функция спроса от цены, S – функция предложения от цены, точка их пересечения – точка их равновесия – ситуация, при которой рынок сбалансирован, т.е. рыночный спрос равен рыночному предложению. Цена Px – равновесная цена. Qrx – равновесный объем производства. В условиях равновесия производителям не выгодно дальнейшее расширение производства.

Рыночное равновесие постоянно нарушается. Допустим, что уменьшение дохода потребителей вызвало сдвиг кривой спроса влево из положения D в положение D1.

При начальной цене Р1 и том же объеме предложения появится избыток товара Q1Q3. В этой ситуации начинают расти товарные запасы. Цена не может оставаться далее на уровне Р1. В результате конкуренции производителей начнется давление на цену, и она станет снижаться. С падением цены производители станут сокращать объем производства. Двигаясь по кривой сверху вниз, они достигают точки Е2, где планы потребителей и производителей совпадут, т.о. точка Е2 станет новой точкой равновесия. При росте доходов потребителей кривая роста смесится вправо и появится новая равновесная цена. Если предположить, что изменяется предложение, а спрос остается постоянным, то рыночное равновесие также будет нарушено.

При прежней рыночной цене Р1 и том же спросе возникает товарный дефицит Q1Q3. Товарные запасы начинают сокращаться (спрос превышает предложение). В результате цены повышаются, поэтому производители будут наращивать объем производства, а потребители будут соглашаться на боле высокую цену, и таким образом, равновесной станет цена E2. При использовании новых технологий, которые приводят к росту предложения, равновесная цена становится ниже.

Государственное регулирование экономики

Государственное вмешательство – совокупность форм и методов целенаправленного воздействия государства на экономику для обеспечения или поддержания ее в заданном режиме. Теоретически обосновал необходимость государственного регулирования экономики Кейнс, в 30-е гг., в период великой депрессии в США. Цель государственного регулирования экономики: сокращение уровня безработицы, выравнивание доходов населения, борьба с инфляцией, сдерживание производства одних товаров.

Методы воздействия государства на деятельность микроэкономических субъектов:

· Прямые методы базируются на силе государственной власти и включают в себя меры запрета, разрешения и принуждения, то есть прямое вмешательство государства в жизнедеятельность предприятий в виде целевого финансирования программ, введение фиксированных цен и государственных заказов.

· Косвенные методы заключаются в использовании таких финансовых рычагов, как налоги, налоговые льготы, таможенные пошлины, субсидии, политика ускоренной амортизации. В ситуации, когда государство активно вмешивается в экономику, оно устанавливает фиксированные (субсидированные, предельные) цены на товар, использует эти цены для стабилизации экономической ситуации в стране. Субсидированная цена не всегда уравновешивает экономику.

График: Р – равновесная цена, а Q – объем спроса и предложения. Фиксированная цена Р1 увеличивает спрос и соответственно на рынке возникает дефицит товара в объеме Q1Q3. Такая экономическая ситуация позволяет товаропроизводителям увеличивать объем производства, который перемещался в сферу целевой экономики. Соответственно за рамками легального рынка предложение сдвинется вверх в положение S2. И новое рыночное равновесие появится в точке E2. То есть государство в действительности не может полностью повлиять на равновесие.

В переходящей к рынку экономике, в Республике Беларусь, государство играет особую роль. Можно выделить ряд направлений с социальной экономической системе РБ:

· выбор приоритетов развития – это сложный и многофакторный процесс, в котором учитываются масштабы страны, геополитическое положение страны, сохранение экономической безопасности страны (продовольственной, энергетической безопасности), экономическая эффективность национального производства, сбалансированность внешней торговли;

· создание правовых и организационных институтов, необходимых для функционирования рыночной экономики – правовое государство, проведение эффективной антимонопольной политики, обеспечение свободы предпринимательства, институт частной собственности;

· перестройка государственной структуры на принципах рыночного хозяйства;

· выработка экономической политики, стратегии и тактики реформирования РБ;

· законотворческая деятельность;

· регулирование процесса разгосударствления и приватизации;

· борьба с инфляцией. В условиях перехода к рынку в России были отпущены цены, т.е. начала проводится всеобщая либерализация цен. В результате шоковой терапии цены значительной выросли, в том числе не товары первой необходимости, что вызвало в начале 90-х гг. социальный взрыв и привело к обнищанию населения. В РБ не стали использовать шоковый вариант к рынке, не было либерализации цен, государство контролировало механизм ценообразования на большинство групп товаров и услуг. В современной ситуации государство контролирует цены в основном на коммунальные услуги, транспорт, товары первой необходимости;

· проведение гибкой внешнеэкономической политики, направленной на создание условий для эффективного развития мира хозяйственных связей. В современных условиях мировой финансовой необходмости государство вынуждено предпринимать протекционистские меры, направленные на защиту отечественных товаропроизводителей от иностранной конкуренции – введение ввозных пошлин, введние нетарифных вальеров, меры по увеличению экспорта;

· активное регулирование социальных отношений, разработка системы социальной защиты населения, регулирование политику в областе жилья;

· регулирование доходов населения, недопуская значительного разрыва в уровне жизни.

Предпринимательство как тип хозяйствования

В 18 веке Адам Смитт характеризовал предпринимателя как «собственника, берущего на себя риск хозяйствования ради реализации коммерческой идеи и получения прибыли».

В современной экономической теории субъектами предпринимательства выступают: доходное дело (индивидуальный предприниматель), хозяйственная единица, предприятие.

Предприниматель – субъект хозяйственной жизни, поиска и реализации новых возможностей в освоении новаторских идей, разработке новых продуктов, услуг, технологий; человек, идущий на риск (трудом, средствами, деловой репутацией).

Предпринимательство может осуществляться во всех сферах деятельности, если они не запрещены законом: коммерческое посредничество, торгово-закупочная деятельность, инвестиционная и консультационная деятельность. операции с ценными бумагами, строительно-ремонтная деятельность.

Развитие предпринимательства предполагает ряд условий:

· обеспечение свободной хозяйственной деятельности;

o свобода назначать цены;

o свобода определять, что и как производить;

o свобода распоряжаться прибылью после уплаты налогов;

o свобода определять поставщиков и потребителей;

· установление права собственности на средства производства и на произведенную продукцию;

· развитие рыночных отношений;

· утверждение определенной экономической среды (социально-культурной среды, технологической среды, банковской среды, институциональной среды;

· использование современных методов менеджмента и маркетинга;

· наличие самостоятельных и обособленных субъектов хозяйствования, т.е. государство не должно вмешиваться в хозяйственную политику предпринимателя в выборе им вида деятельности.

Виды предпринимательства:

· единоличное владение;

· партнерство;

· корпорация (акционерное общество);

· кооператив (коллективное хозяйство).

Единоличное владение – форма предпринимательства, которая основана на собственности одного лица или его семьи, признаки: неограниченная ответственность, ограниченные возможности капитала, максимальная гибкость и оперативность, т.е. не надо ни с кем согласовывать свое экономическое поведение.

Партнерство – форма предпринимательства, которая базируется на собственности нескольких человек, признаки: ограниченные возможности капитала, ограниченная ответственность, гибкость.

Корпорация – форма предпринимательства, которая предполагает объединение собственности многих субъектов, основным способом объединения капитала является выпуск акций, признаки: ограниченная ответственность, широкие возможности в связи с привлечение капиталов других лиц, длительность функционирования, ограниченная гибкость, т.е. деятельность регулируется уставом.

Кооператив – форма предпринимательства, которая создается лицом, добровольного объединения лиц на пайевой или элементной основе для осуществления хозяйственной деятельности, признаки: самостоятельность и самофинансирование, материальная ответственность за результаты хозяйственной деятельности, право собственность принадлежит всему кооперативу и не делится между его членами, при выходе из кооператива члену возвращается его доля дохода, а не доля имущества.

Издержки производства фирмы

1. Понятие «издержки производства».

2. Виды издержек.

Издержки производства представляют собой часть стоимости продукции, включающей в денежном выражении затраты живого и овеществленного труда, т.е. затраты на приобретение сырья, материалов, полуфабрикатов, на амортизацию основных фондов и заработную платы персоналу с начислениями. Важнейшим показателем, характеризующем издержки, является себестоимость продукта.

Себестоимость продукции – основной показатель хозяйственной деятельности, который дает представление об индивидуальном воспроизводстве продукта и об уровне использования продукта. При неизменных ценах снижение себестоимости продукции означает увеличение прибыли, поэтому оптимизация затрат – главное направление максимизации прибыли.

Выделяют три важнейших направления снижения себестоимости продукции:

· повышение производительности труда (выработка на одного рабочего в единицу времени);

· экономия всех видов материальных и энергетических ресурсов;

· ликвидация различных потерь.

Виды издержек: постоянные и переменные.

Постоянные издержки – такие издержки, величина которых не изменяется в зависимости от объема производства (выручки), они связаны с существование производственного оборудования фирмы и должны быть оплачены даже в том случае, если фирма ничего не производит. К постоянным издержкам относятся: отчисления на амортизацию, здания и оборудование, страховые платежи. рентные платежи, аренда, затраты на коммунальные услуги, заработная плата высшему управленческому персоналу и младшему обслужевающему персоналу.

Переменными называются такие издержки, величина которых меняется в зависимости от изменеия объема производства. К ним относятся: затраты на сырье, материалы, топливо, транспортные услуги, заработная плата основным и вспомогательным рабочим.

Общие издержки – сумма постоянных и переменных издержек.

В западной экономической теории выделяют экономические и неэкономические издержки (природные катастрофы и др.).

Экономические издержки – это те выплаты, которые предприятие обязуется сделать, или те доходы, которые оно должно обеспечить поставщику ресурсов для того, чтобы отвлечь эти ресурсы от использования в альтернативные производствах. Экономические издержки делятся на внешние и внутренние. Внешние издержки – это денежные выплаты, которые предприятие осуществляет поставщикам факторов производства в случае, когда эти факторы ей не принадлежат. Внутренние издержки – стоимость услуг факторов производства, которые используются, но не являются покупными.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: