Издержки производства – издержки, непосредственно связанные с производством товаров и услуг.
Издержки обращения – издержки, связанные с реализацией продукции, с хранением, упаковкой, расфасовкой, транспортировкой, рекламой, оплатой труда торговый работников.
Доход и прибыль
1. Понятие и формы дохода фирмы.
2. Понятие и виды прибыли.
3. Функции и факторы увеличения прибыли.
4. Распределение и использование прибыли.
5. Рентабельность производства фирмы.
Выделяют понятия: валовый доход фирмы, средний доход фирмы, предельный доход фирмы и нереализационный доход фирмы.
Валовый доход фирмы – поток денежных поступлений за определенный период времени.
Средний доход фирмы – величина денежной выручки, приходящейся на единицу реализованной продукции.
Предельный доход фирмы – приращение валового дохода в результате производства и реализации дополнительной единицы продукции: доходы от игры на фондовой бирже, проценты по вкладам, доходы по валютным операциям.
Прибыль – разница между общей суммой валового дохода и издержками на производство и реализацию товара.
Виды прибыли:
· бухгалтерская прибыль – часть дохода фирмы, которая остается от общей выручки после возмещения внешних издержек, т.е. платы за ресурсы поставщиков;
· экономическая прибыль – разница между общим доходом фирмы и суммой внешних и внутренних издержек;
· валовая прибыль – разница между валовым доходом фирмы и затратами на производство и реализацию продукции и внереализационными расходами;
· балансовая прибыль – общая сумма прибыли за вычетом понесенных фирмой убытков;
· монопольная прибыль. – получаемая фирмой-монополистом на основе ограниченной конкуренции за счет более высоких цен.
Прибыль является конечным финансовым результатом деятельности предприятий. В рыночной экономике прибыль является главной целью хозяйствования, вместе с тем прибыль – это основной источник доход государства. Основным бюджетоформирующим налогом является налог на прибыль.
Функции прибыли:
· учетная функция – прибыль представляет собой необходимый элемент цены (оптовая цена – себестоимость + прибыль), затраты труда на обеспечение воспроизводства и расширение его масштабов учитываются с помощью цены и прибыли;
· распределительнаяфункция – с помощью прибыли формируются доходы всех участников производства (предприятия, государство и работники), при первичном распределении прибыли образуются различные денежные фонды, обеспечивающие их последующее перераспределение, на уровне предприятия за счет прибыли образуются следующие финансовые формы (фонд накопления, фонд потребления, фонд социальной сферы), на уровне государства за счет прибыли формируются бюджетные фонды и внебюджетные фонды, на уровне работника и его дохода формируются условные фонды на оплату питания и т.д.;
· стимулирующая функция – прибыль обеспечивает главный интерес предприятия – наиболее полное удовлетворение спроса на продукцию по ценам, приносящим достаточный доход для расширения производства и удовлетворения социальных потребностей персонала.
Факторы увеличения прибыли:
· увеличение объема производства и продаж;
· снижение издержек производства и реализация продукции;
· увеличение внереализационных доходов;
· использование достижений НТП;
· оптимизация организации производства и труда;
· совершенствование системы менеджмента и маркетинга;
· использование логистических подходов в управлении материальными потребностями.
Распределение прибыли осуществляется в соответствии с ее базовыми функциями. Система распределения прибыли на предприятии зависит от его стратегических и тактических целей.
Можно выделить ряд общих направлений распределения прибыли независимо от целевых установок предприятия:
· часть прибыли направляется на уплату налогов в бюджет;
· часть прибыли направляется на страхование;
· часть прибыли направляется на уплату банковских процентов;
· часть прибыли идет на расширение материальной базы предприятия (формируется фонд накоплений);
часть прибыли идет на экономическое стимулирование персонала;
· часть прибыли идет на проведение социальной мероприятий;
· часть прибыли идет на создание резервных фондов.
Результат деятельности фирмы определеяется:
· абсолютной суммой прибыли;
· относительной доходностью фирмы.
Результативность использования ресурсов фирмы путем сопоставления прибыли с вложенным капиталом показывается через показатель рентабельности:
· рентабельность продукции (чистая прибыль, деленная на себестоимость, умноженная на сто процентов) – 20-25% - нормальная рентабельность;
· рентабельность производства (валовая прибыль, деленная на стоимость основных фондов и стоимость оборотных фондов, умноженная на сто процентов) – 10%;
· рентабельностьактивов (балансовая прибыль, деленная на сумму всех активов (А), умноженная на сто процентов) – 20%.
Факторы роста рентабельности предприятий:
· природные;
· социально-экономические;
· управленческие;
· интенсификации производства.
В целом рентабельность зависит от уровня цен, от уровня издержек производства, от объема производства и реализации, от массы прибыли.
Ценообразование на рынках факторов производства
1. Производственных спрос на факторы производства. Ценообразование на рынках ресурсов.
2. Принципы ценообразования.
Ценообразование – процесс установления, регулирования цен и тарифов на продукцию и услуги и контроль за их применением.






