Методы диф.психофизиологии

Параллелизм в подходах к изучению индивидуальных особенностей личности породил огромное количество тестов и различных методик. В настоящее время все эти тесты и методики интегрированы в три группы методов: 1) психогенетические, 2) методы тестирования, 3) методы математической статистики.

Психогенетические включают в себя: 1) близнецовый метод, основанный на идентичности монозиготных (однояйцовых) и различиях дизиготных (двухяйцовых) близнецов. Сопоставление внутрипарного сходства у МЗ и ДЗ близнецов дает возможность определить роль среды и генотипа в детерминации изучаемого признака. Превалирующее влияние генотипа выражается в большем сходстве у МЗ близнецов, в сравнении с ДЗ. Важным условием метода является идентичность средовых влияний на МЗ и ДЗ. На практике это условие выполнить трудно, поэтому в дополнение к близнецовому методу используют генетический. Метод позволяет установить сходство между родственниками разных поколений. 3) метод приемных детей. Основан на сопоставлении сходства и различия между ребенком, с одной стороны – родителями и усыновителями – с другой.

Методы тестирования. Тест – это измерение способностей, психофизиологических свойств или состояний человека посредством различных стандартизированных заданий, функциональных проб, опросников. Существуют тысячи различных способов измерений. Важно, чтобы все эти методики базировались на теории тестов и оценок и соответствовали требованиям метрологии.

В настоящее время тесты, в основном, используют по трем направлениям:

1) в сфере образования – в связи с увеличением патологии у детей и усложнением учебных программ;

2) в профориентаци, профотборе и профессиональной подготовке (запросы производства, дифференциация профессий, затраты на переподготовку кадров);

3) психологического консультирования – в связи с существенным увеличением количества негативных психических состояний – ситуативной тревожности, депрессий, психостений, астенических реакций и т.п. Причина заключается в резком переходе от одной социально-экономической формации к другой, прямо противоположной первой.

В ДП тесты условно делят на:

- тесты-достижения – направлены на оценку степени овладения навыками, умениями и знаниями.

- тесты интеллекта – для измерения умственных способностей индивида.

- тесты креативности ("сотворения", творчества) – методики для оценки творческих способностей.

- тесты критериально-ориентированные – применяют в основном с целью профориентации и профотбора (пример: техническое мышление).

- диагностические – самый широкий спектр методик для оценки всех, от биологических до социально детерминированных, свойств и признаков индивидуума.

- проективные (Роршаха, Люшера и др.) – считают, что эти методики позволяют дать оценку направленности личности и ее эмоциональному состоянию путем проектирования (интерпретации) результатов прежних исследований на оперативный статус человека. Преимущество – интегральная оценка личности и психоэмоционального статуса, включаю невротические реакции; недостатки – трудность интерпретации в связи с необходимостью иметь значительный набор определенных стандартов для каждого человека в определенном психическом состоянии.

Третью группу методов составляют математические (статистические) методы исследований. К ним относят различные виды корреляционного, регрессионного анализа: дисперсионный, факторный, дискриминантный анализ; метод учета главных аргументов; последовательная диагностическая процедура и ряд других достаточно сложных математических процедур. Более детально эти процедуры рассматриваются в курсе "Методы в психологии".

А сейчас кратко остановимся на некоторых из этих методов применительно к ДП.

Корреляционный анализ позволяет установить степень взаимосвязи изучаемых признаков у родителей и детей, МЗ и ДЗ близнецов и т.д. С помощью регрессионного анализа можно моделировать какие-либо признаки на основании существующих корреляций. Пример: названия регрессии (отцы гениальные – дети посредственные). Факторный анализ основан на интегрировании значительного количества переменных в несколько факторов с определением их статистической значимости и последующей психофизиологической интерпретацией. В этой интерпретации и заключается вся трудность анализа (ссылка на статьи).

В целом, любые методы матстатистики – всего лишь более или менее совершенный инструмент для познания определенных закономерностей. Задача исследователя – подобрать наиболее приемлемый для решения конкретной задачи метод и дать верную интерпретацию полученных результатов исследований.

Весьма перспективными считаются методы неинвазивного изучения мозга. Это прежде всего магнитоэнцефалография, томография (ПЭТ, МРТ), метод измерения локального мозгового кровотока, тепловидение мозга.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: