Методология диф.психофизиологии

В дифференциальной психофизиологии используются два методических подхода: сопоставление физиологических и психологических параметров, полученных в независимых экспериментах, и изучение изменений физиологических функций во время реализации той или иной деятельности.

В изучении индивидуальных различий между людьми исторически наметилось два подхода: первый (психологический), условно названный "содержательно-смысловым", направлен на познание индивидуальной психики человека – знаний, умений, способностей, переживаний, интересов, целей и мотивов; второй, поведенческий или психофизиологический, базируется на регистрации и последующем анализе объективных показателей индивидуального поведения – от биохимических, вегетативных, психодинамических до сложных двигательных актов. Возникновение этих двух подходов детерминировано рядом объективных и субъективных причин: психологов интересуют не механизмы психической деятельности, а их продукты в виде интеллекта, мышления, восприятия, ощущения и т.п. Отсюда и задачи ДП, особенно на первом этапе ее развития – создание стандартизированных методик для оценки индивидуально-психологических различий. При всей практической полезности, такой подход бесперспективен, так как не имеет серьезной теоретической основы, которая бы удовлетворительно объясняла генезис индивидуальных различий.

Дифференциальная психофизиология и призвана изучать биологические основания возникновения устойчивых индивидуальных структур психики, не игнорирую при этом личностные индивидуально-неустойчивые структуры (потребности, мотивы, цели и т.д.).

Длительной время эти два подхода развивались параллельно и только последние 20 лет благодаря некоторым открытиям в области нейрофизиологии сблизились.

Современные варианты решения психофизиологической проблемы можно систематизировать следующим образом:

1. Психическое тождественно физиологическому, представляя собой не что иное, как физиологическую деятельность мозга. В настоящее время эта точка зрения формулируется как тождественность психического не любой физиологической деятельности, но только процессам высшей нервной деятельности. В этой логике психическое выступает как особая сторона, свойство физиологических процессов мозга или процессов высшей нервной деятельности

2. Психическое — это особый (высший) класс или вид нервных процессов, обладающий свойствами, не присущими всем остальным процессам в нервной системе, в том числе процессам ВНД. Психическое — это такие особые (психонервные) процессы, которые связаны с отражением объективной реальности и отличаются субъективным компонентом (наличием внутренних образов и их переживанием).

3. Психическое, хотя и обусловлено физиологической (высшей нервной) деятельностью мозга, тем не менее НЕ ТОЖДЕСТВЕННО ей. Психическое не сводимо к физиологическому как идеальное к материальному или как социальное к биологическому. (Марютина)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: