Электронные документы (ЭД). Электронная цифровая подпись (ЭЦП)
Развитие ИС связано с внедрением в управленческую деятельность новой формы представления информации – ЭД. ЭД приобрели юридическую силу в связи с принятием ФЗ об ЭЦП[13].
Калининградская область[14] – по решению Министерства по налогам и сборам вошла в пилотный проект по модернизации налоговых органов, что предполагало прием и обработку информации в электронном виде. На первом этапе налогоплательщикам предлагалось сдавать отчеты и декларации на бумажных и на электронных носителях, а в последующем только посредством каналов электронной связи. В налоговых инспекциях можно получить всю имеющуюся информацию и ПО. С 1 января 2007 года налогоплательщики с численностью работников более 250 человек должны сдавать отчетность в электронном виде по каналам связи, а с 2008 года – с численностью работников более 100 человек
ЭД - документ, в котором информация представлена в электронно-цифровой форме. ЭД обладают всеми свойствами и юридической силой документов управления. В ЭД содержатся информационные сообщения, имеющие различные представления: текст, таблицы, графика, звук, изображение в коммуникационных форматах. ЭД хранятся, как файлы, на машинных носителях.
|
|
Реквизиты, обеспечивающие юридическую силу ЭД:
¨ идентификационный код источника;
¨ электронная подпись автора документа;
¨ код формы документа;
¨ номер документа;
¨ дата и время создания или модификации документа.
ЭЦП - реквизит ЭД, предназначенный для защиты данного ЭД от подделки, полученный в результате криптографического преобразования информации с использованием закрытого ключа ЭЦП и позволяющий идентифицировать владельца сертификата ключа подписи, а также установить отсутствие искажения информации в ЭД.
Средства ЭЦП - аппаратные и (или) программные средства, обеспечивающие реализацию хотя бы одной из следующих функций - создание ЭЦП в ЭД с использованием закрытого ключа ЭЦП, подтверждение с использованием открытого ключа ЭЦП подлинности ЭЦП в ЭД, создание закрытых и открытых ключей ЭЦП.
Закрытый ключ ЭЦП - уникальная последовательность символов, известная владельцу сертификата ключа подписи и предназначенная для создания в ЭД ЭЦП с использованием средств ЭЦП.
Открытый ключ ЭЦП - уникальная последовательность символов, соответствующая закрытому ключу ЭЦП, доступная любому пользователю ИС и предназначенная для подтверждения с использованием средств ЭЦП подлинности ЭЦП в ЭД.
Способы создания ЭД:
1. Традиционный ручной ввод информации в экранную форму установленного образца.
|
|
2. Сканирование документа и преобразование в стандартный формат машинного документа.
3. Программный способ создания документа.
4. Импорт входных файлов, коммуникационных форматов в ЭД.
5. Сообщение электронной почты, сохраняемое в виде ЭД.
Классификация документов ИС по направлению информационных потоков:
ü входящие внешние документы;
ü исходящие, созданные в ИС;
ü внутренние документы ИС.
СПС – направление в области информационных технологий, способствующее формированию в России современного гражданского общества. Разработка этого направления обусловлена возросшей потребностью общества в эффективной работе с правовой информацией.
СПС – программный комплекс, включающий массив правовой информации и программные инструменты, позволяющие работать с этим массивом информации.
Причины популярности СПС:
· доступность ПК для предприятий, компаний и для частных лиц;
· возможность компактного хранения больших объемов информации;
· возможность быстрого поиска документов и их фрагментов.
Идея использовать компьютерные технологии для работы с законодательной информацией возникла на Западе во второй половине 60-х годов. Быстрое развитие и распространение СПС в России началось в конце 80-х – начале 90-х годов. Первые СПС: 1989 г. – ЮСИС, 1991 г. – ГАРАНТ, 1992 г. – КонсультантПлюс. Уникальность российских СПС состоит в том, что в них не повторяется чей-либо зарубежный опыт. Это связано с особенностями нашей страны:
· огромная территория,
· слабое развитие телекоммуникаций,
· бурное развитие российского законодательства, далекое от стабильности (ежемесячно в России принимается более 2 000 нормативных актов),
· отсутствие существенных государственных инвестиций (более 99% СПС в России – продукция негосударственных отечественных компаний).
Причины бурного развития в России СПС:
· стремительное совершенствование и удешевление ПК,
· реформы политической и экономической жизни рождают вал нормативных и правовых документов.
СПС предоставляет возможность получить полную и достоверную информацию по правовым проблемам, но ссылаться необходимо не на СПС, а на официальный источник публикации.
При выборе СПС обращают внимание на свойства СПС:
ü качество информационного наполнения СПС: полнота, достоверность, качество информации, оперативность поступления новой информации;
ü качество компьютерных технологий;
ü общий уровень сервиса и наличие дополнительных услуг: обучение, возможность поиска и заказа отдельных документов.
Наиболее известные в России продукты СПС и разработавшие их компании:
ü КонсультантПлюс (КП) (АО «КонсультантПлюс»);
ü ГАРАНТ (НПП «Гарант-Сервис»);
ü Кодекс (Центр компьютерных разработок).
Стандарты качественного сервиса по обслуживанию СПС:
· бесплатная демонстрация системы;
· гарантии стабильного информационного сопровождения на ПК пользователя;
· обучение пользователя и его консультирование;
· техническая поддержка систем на ПК пользователя;
· возможность заказа отдельных документов.
СПС «КП» обеспечивает интеграцию с ОС Microsoft и приложениями (Word, Excel и т.д.). СПС «КП» первая из российских СПС, получившая логотипы Microsoft Windows.
Возможности СПС:
ü Подборка информации по определенному кругу вопросов;
ü Поиск конкретных документов;
ü Поиск нужного фрагмента документа;
ü Экспортирование информации в другие программы;
ü Расстановка закладок;
ü Печать документов или их фрагментов.
Этапы работы с СПС:
ü Формирование запроса на поиск необходимых документов;
ü Работа со списком документов;
ü Работа с текстом документа.