История и тенденции развития информационных систем

Системы управления организацией за довольно длительный период своего развития прошли путь от простейших ручных методов учета материальных запасов и производственных ресурсов до сложнейших компьютерных систем, претендующих на всесторонний охват деятельности организации.

Одной из важнейших задач управления была задача управления запасами.Одна из известнейших систем управления запасамиуправление по точке заказа. Скорость реагирования такой системы на изменения и надежность сигналов является низкой, но в условиях стабильного спроса система работала достаточно хорошо и позволяла управлять материальными ресурсами при минимальных трудозатратах. Данный подход до сих пор применяется для учета недорогих материалов. Для управления же запасами в рамках всей организации, особенно выпускающей сложную продукцию, находящейся в условиях жесткой конкуренции и быстро меняющейся среды, в том числе спроса, он является неприемлемым из-за:

ü риска непоставок;

ü высокого уровня страхового запаса;

ü не сбалансированности будущих потребностей в материалах с их запасами.

Интерес к исследованиям в области управления запасами был «обеспечен» активным ростом крупносерийного и массового производства товаров народного потребления и торговли после Второй мировой войны. В поисках путей повышения эффективности работы организаций практикам и теоретикам управления производством пришлось отвлечься от исследования операций в самом производстве и обратить внимание на то, что использование математических методов планирования спроса и управления запасами ведет к существенной экономии средств, замороженных в виде незавершенного производства и в то же время предотвращает срывы производства из-за нехватки материалов и комплектующих изделий.

Невозможно разработать «абсолютно оптимальные методы планирования запасов», следует выбирать и адаптировать алгоритмы к специфике конкретных складских задач в зависимости от цикла производства или поставок хранимой номенклатуры, стоимости, размеров изделий, расфасовки, применяемости и спроса, объемов складов и др. Выбор оптимального объема партии заказа — одно из важнейших условий повышения эффективности работы организации, так как их недостаточный объем ведет к росту административных расходов при повторных заказах, а избыточный — к замораживанию средств.

В СССР автоматизация различных управленческих задач и функций развивалась в рамках автоматизированных систем управления (АСУ). АСУ – это человеко-машинная система, основанная на комплексном использовании экономико-математических методов и технических средств обработки информации для решения задач управления. Такие системы обслуживали одну или более функций управления в рамках функциональных зон организации и могли охватывать несколько уровней управления. Современные АСУ значительно расширили свои возможности за счет мощного аналитического аппарата и гибкости функционирования в рамках действующей организации.

В настоящее время для автоматизации функций управления применяются корпоративные информационные системы (КИС).

Отличие КИС от обычных ИС и от АСУ.

Состав задач, которые выполняют КИС, тот же. Принципиальное отличие КИС – их тиражируемость, которая обеспечивается использованием типовых решений по комплексам управленческих задач. КИС пишется под типовую организацию, в то время как АСУ чаще всего являются уникальными для каждой организации. Задачи, решаемые КИС, в силу их универсальности, не могут решать все задачи конкретной организации, даже если они заложены в систему. Из этого вытекает проблема адаптации самой КИС или организации к ее внедрению (вынужденный реинжиниринг [4]), разработки индивидуальных методик внедрения этих систем. Частично эти проблемы решаются за счет создания отраслевых КИС.

Изменение подхода к использованию ИС – основа периодизации развития ИС.

Период времени Концепция использования информации Вид ИС Цель использования
1950-1960 гг. Бумажный поток расчетных документов. ИС обработки расчетных документов на электромеханических бухгалтерских счетных машинах. Повышение скорости обработки документов. Упрощение процедуры обработки счетов и расчета зарплаты. Сокращение затрат и времени на подготовку бумажных документов.
1960-1970 гг. Основная помощь в подготовке отчетов. Управленческие ИС для производственной информации. Ускорение процесса подготовки отчетности. Использование в качестве средства управленческого контроля, поддерживающего и ускоряющего процесс принятия решений.
1970-1980 гг. Управленческий контроль реализации (продаж) и производства. Системы поддержки принятия решений для высшего звена управления. Системы управления технологическими процессами. Выработка наиболее рационального решения.
1980-2000 гг. Информация – стратегический ресурс, обеспечивающий конкурентное преимущество. Стратегические ИС. Автоматизированные офисы. Выживание и процветание фирмы.

Развитие ИС:

Ø централизованная модель обработки данных на базе мэйнфреймов (суперкомпьютеров);

Ø распределенная архитектура одноранговых локальных вычислительных сетей (ЛВС) ПК;

Ø централизация ресурсов системы.

Сегодня в центре внимания технология «клиент-сервер», которая объединяет достоинства своих предшественников.

Отличительные черты современных ИС – иерархическая организация, в которой централизованная обработка и единое управление ресурсами на верхнем уровне сочетается с распределенной обработкой на нижнем.

Развитие ИС будет идти по пути одной из трех моделей: большой, средней или малой.

Рис. 5.2. Модели организации современных ИС

В структуре ИС должны существовать один или несколько «информационных узлов концентрации» (ИУК), каждый из которых объединяет аппаратные и программные средства, предназначенные для поддержки работы пользователей. В узловых центрах системы сосредоточивается специализированный персонал, выполняющий функции системного администрирования, управления сетевыми ресурсами и технической поддержки. Пользователи работают в среде локальных сетей (ЛС). Задействование ресурсов узла концентрации происходит в редких случаях, например, при резервном копировании файлов.

Модель распределенной обработки с узлом концентрации называют централизованной сетью. Преимущества модели ИС с централизованной сетевой организацией:

· возможность эффективной реализации технологии клиент-сервер;

· адаптивность к требованиям пользователей за счет сочетания аппаратных и программных средств, сосредоточенных в узле концентрации.

Концентрация вокруг единственного сервера не является наилучшим решением:

· существуют ограничения числа клиентов, подключенных к серверу. Увеличение числа клиентов приводит к замедлению реакции системы.

· ИС требуется выполнение множества разноплановых функций, начиная с традиционных программ бухгалтерского учета и кончая задачами управления. Смешивать весь спектр подобных задач в одном ПК неэффективно.

Рациональным решением представляется иерархическая модель ИС: центральный сервер системы (центральный офис) - локальные серверы (подразделения) станции-клиенты (персонал компании).

Особенностью большой модели является наличие сетей двух уровней: базовой сети и множества локальных сетей, обеспечивающих пользователям взаимный обмен данными и доступ к корпоративным ресурсам.

Отличие модели среднего уровня заключается в отсутствии главного узла концентрации системы - его обязанности распределены между локальными серверами.

Позиции ИС со сложной организацией упрочатся, что подтверждается:

1. Увеличением числа клиентов ИС.

2. Сохранение ориентации пользователей на UNIX-серверы.

3. Авторитет технологии клиент-сервер.

4. Повышение интеллектуальности программных средств.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: