Понятие информационного процесса

Разработка СИБ

Первый этап – анализ объекта защиты (определение того, что нужно защищать).

Второй этап – выявление угроз:

· определяется, кого может заинтересовать защищаемая информация;

· оцениваются методы, используемые конкурентами для получения этой информации;

· оцениваются вероятные каналы утечки информации;

· разрабатывается система по пресечению действий конкурента или взломщика.

Третий этап – анализ подсистем безопасности (физическая безопасность документации, надежность персонала, безопасность линий связи и т.д.).

Четвертый этап – определяются необходимые меры защиты.

Пятый этап – рассматриваются предложения по мерам безопасности и расчеты их стоимости и эффективности.

Шестой этап – реализации мер безопасности с учетом установленных приоритетов.

Седьмой этап – контроль и доведение до персонала фирмы мер безопасности.

Информация – один из основных ресурсов развития общества, а информационный процесс (ИП) – средство повышения производительности и эффективности работы людей.

Технология ( греч.) – искусство, мастерство, умение, а это процессы. Под процессом следует понимать совокупность действий, направленных на достижение поставленной цели. Процесс должен определяться выбранной человеком стратегией и реализоваться с помощью совокупности различных средств и методов.


ИП – процесс, использующий совокупность методов и средств, в том числе программно-технических, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающих сбор данных, обработку, хранение, транспортировку (передачу) и отображение информации и первичных данных для снижения трудоемкости процесса использования информационных ресурсов, снижения возникающих по всей информационной цепочке затрат, а также повышения его надежности и оперативности.

Цель ИП – производство информации для анализа и принятия решения.

ИП является наиболее важной составляющей процесса использования информационных ресурсов общества. К настоящему времени он прошел несколько эволюционных этапов, смена которых определялась развитием научно-технического прогресса, появлением новых технических средств переработки информации. В современном обществе основным техническим средством технологии переработки информации служит ПК, который существенно повлиял как на концепцию построения и использования технологических процессов, так и на качество информации.

Техническими средствами производства информации будет являться аппаратное, программное и математическое обеспечение этого процесса. С их помощью производится переработка информации в информацию нового качества. Выделим отдельно из этих средств программные продукты и назовем их инструментарием, а для четкости можно его назвать программным инструментарием ИП.

Инструментарий ИП – один или несколько взаимосвязанных программных продуктов, технология работы с которыми позволят достичь поставленную пользователем цель.

В качестве инструментария можно использовать: текстовый процессор, издательские системы, электронные таблицы, системы управления базами данных, электронные записные книжки, электронные календари, ИС (информационными системами) функционального назначения (финансовые, бухгалтерские и пр.), ПО, обслуживающее работу в сетях, экспертные системы и т.д.

ИП тесно связаны с ИС, которые являются для нее основной средой. ИС основывается на информационных технологиях (ИТ), предназначенных для решения задач системы. ИТ не тождественны компьютерным, но в должны включать их в себя и быть основанными на них.

Существует большое число технологий, относящимся к компьютерным, которые могут быть применены для решения тех или иных информационных задач. По способу выполнения информационной задачи, рассматриваемые системы делятся на:

· ручные – все операции по сбору, переработке, хранению и передаче данных осуществляется в ручную (ручная технология);

· механизированные – частичное использование специальных устройств на различных операциях цепочки ввода, обработки и вывода информации;

· автоматизированные системы – используют ЭВМ на этапах ввода, обработки, хранения и передачи информации конечному пользователю по запросу (компьютерная технология).

Преимущества автоматизированных ИС вытекают из преимуществ компьютерных технологий, в том числе:

· многофункциональности, т.е. способности решать разнообразные задачи;

· одноразовость ввода данных и подготовки информации, т.е. единожды введенные данные, сформированные отчеты могут многократно использоваться при решении различных задач без их повторного ввода и обработки;

· независимости процесса сбора и обновления (аутиализации) данных от процесса их использования отдельными аппаратно-программными средствами, т.е. новые или скорректированные данные после их ввода становятся тут же доступными для всех процессов, нуждающихся в них;

· независимости прикладных программ от физической организации данных, т.е. возможности интегрировать в систему ПО различных разработчиков через предоставляемые стандартные интерфейсы представления данных;

· развитых средств лингвистического обеспечения, т.е. возможности работать с данными и информацией на различных языках, в том числе развитие средств автоматического перевода и др.

ИП является процессом, состоящим из четко регламентированных правил выполнения операций, действий, этапов разной степени сложности над данными, хранящимися в компьютерах. Основная цель ИП – в результате целенаправленных действий по переработке первичной информации получить необходимую для пользователя информацию.

ИС является средой, составляющими элементами которой являются компьютеры, компьютерные сети, программные продукты, базы данных, люди, различного рода технические и программные средства связи и т.д. Основная цель ИС — организация хранения и передачи информации. ИС представляет собой человеко-компьютерную систему обработки информации. Реализация функций ИС невозможна без знания ориентированного на него ИП. ИП может существовать и вне сферы ИС.

Пример. ИП работы в среде процессора Word (элемент ИС), который не является ИС.

ИП мультимедиа, где с помощью телекоммуникационной связи осуществляются передача и обработка на компьютере изображения и звука.

ИП является более емким понятием, отражающим современное представление о процессах преобразования информации в информационном обществе. В умелом сочетании двух ИП – управленческой и компьютерной – залог успешной работы ИС.

ИП – совокупность четко определенных целенаправленных действий персонала по переработке информации на компьютере.

ИС – человеко-компьютерная система для поддержки принятия решений и производства информационных продуктов, использующая компьютерную ИП.

ИП отвечает требованиям:

· обеспечивать высокую степень расчленения всего процесса обработки информации на этапы (фазы), операции, действия;

· включать весь набор элементов, необходимых для достижения поставленной цели;

· иметь регулярный характер.

Этапы, действия и операции могут быть стандартизированы и унифицированы, что позволит осуществлять целенаправленное управление ИП.

Любой информационный процесс – основной элемент коммуникационного процесса в системе управления организацией.

Информация – совокупность сведений о внутреннем и внешнем состоянии объекта управления, используемых для оценки ситуации и разработки управленческих решений.

Коммуникациями называется обмен информацией, на основе которого менеджер получает данные, необходимые для принятия решения.

В процессе обмена информацией выделяют четыре базовых элемента:

· отправитель (создатель) информации – лицо, генерирующее (подающее) идеи, собирающее информацию, передающее ее;

· сообщение – собственно информация, закодированная с помощью символов;

· канал – средство передачи информации;

· получатель (потребитель) информации – лицо, которому предназначена информация и которое ее интерпретирует (перерабатывает).

К качеству информации предъявляют следующие требования:

· своевременность;

· достоверность – процент реальных сведений к общему объему информации;

· достаточность – минимально полный объем информации, позволяющий менеджеру принять обоснованное решение;

· надежность (с определенной степенью риска);

· комплексность системы информации (по качеству и ресурсоемкости товара, по стадиям жизненного цикла товара и т.д.);

· адресность;

· правовая корректность;

· многократность использования;

· высокая скорость сбора, обработки и передачи;

· возможность кодирования;

· актуальность.

Массив информации – совокупность однородных данных, характеризующих какой-либо объект управления или процесса, рассматриваемых как одно целое и упорядоченных определенным образом.

Цель создания массива информации – повысить эффективность управления за счет рациональной систематизации информации, правильного ее распределения по уровням управления в соответствии с характером решаемых задач.

Информационный массив должен обеспечивать:

· прямое обращение потребителей к хранимой информации и возможность многократного ее использования;

· полное удовлетворение информационных потребностей органов управления на всех уровнях;

· оперативный поиск и выдачу информации по запросу;

· предохранение информации от искажения;

· защиту от несанкционированного доступа к информации.

Состав информации – классифицированные в зависимости от области применения данные, представленные в формализованном виде.

Поток информации – целенаправленное движение информации от источников до потребителей. Рационализация потоков информации предназначена для исключения дублирования, минимизации маршрутов ее прохождения и обеспечения рационального обмена информацией между заинтересованными лицами.

Характеристики информационного потока:

· адресность – наличие источники и потребителя информации;

· режим (регламент) передачи от источника до потребителя;

· объем передаваемой информации (трафик).

Объем информации – одна из информационных характеристик управления, имеющая большое значение для проектирования системы управления и организации ее функционирования. Объем информации – количественная характеристика, измеряемая с помощью условных единиц (биты, сообщения, листы и т.д.).

Важным этапом формирования информационного обеспечения является организация технологического процесса переработки информации с помощью новых информационных технологий. Развитие информационных технологий (ИТ) – переход от технологии обработки данных к технологиям обработки знаний.

Новые ИТ включают:

· новые технологии коммуникаций на основе локальных, распределенных и беспроводных сетей;

· новые технологии обработки информации на основе АРМов;

· новые технологии принятия решений на основе средств искусственного интеллекта – баз знаний, экспертных систем, систем моделирования и др.

Внедрение новых ИТ в управленческую деятельность преследует своей целью не только автоматизацию рутинных методов обработки информации, но и организацию информационно-коммуникационного процесса на качественно ином уровне.

Функции новых ИТ:

· общая обработка документов, их верификация и оформление;

· локальное хранение документов;

· обеспечение сквозной доступности документов без их дублирования;

· дистанционная и совместная работа менеджеров над документом;

· поддержка способов общения без оставления привычного рабочего места;

· электронная почта;

· персональная обработка данных;

· составление, воспроизведение и полиграфическое размножение документов;

· объединение электронной и вербальной коммуникации;

· обмен информацией между базами данных;

· генерация отчетов по обработке данных;

· управление ресурсами;

· управление личным временем;

· контроль автоматической корреспонденции;

· моделирование и имитация принятия решений;

· обмен и интеграция программных средств.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: