Автоматизированное рабочее место. Классификации автоматизированных рабочих мест
Автоматизированным рабочим местом (АРМ) называется автоматизированное рабочее место системы управления, оборудованное определенными средствами, обеспечивающими участие человека в реализации автоматизированных функций ИС, в том числе экономической ИС.
АРМ – индивидуальный комплекс технических и программных средств, предназначенный для автоматизации профессионального труда специалистами и обеспечивающий подготовку, редактирование, поиск, выведение на экран и в печать необходимых ему документов и данных.
АРМ бухгалтера, как правило, требует наличия специализированного программного обеспечения, например, системы «1С:Предприятие» и соответствующей конфигурации Бухгалтерия, АРМ работника склада – конфигурации Торговля и Склад 7.7 или Управление торговлей 8, АРМ работника ресторана или бара – системы автоматизации ресторанного бизнеса R-keeper (Приложение 2).
АРМ можно определить как открытую архитектуру ПЭВМ, функционально, физически и эргономически настраивающуюся на конкретного пользователя.
|
|
АРМ характеризуется следующими чертами:
· доступностью конкретному пользователю различных программных, технических информационных и др. средств;
· возможностью создания и совершенствования проектов автоматизированной обработки данных в конкретной сфере деятельности;
· осуществлением обработка данных самим пользователем;
· диалоговым режимом взаимодействия пользователя с ПК в процессе проектирования и решения задач.
Множество АРМ может быть классифицировано на основе общих признаков:
· типа используемой ЭВМ (микро-, мини-, макро-ЭВМ);
· функциональной сферы использования (научная деятельность, проектирование, производственно-технологические процессы, организационное управление);
· режима эксплуатации (индивидуальный, групповой, сетевой);
· квалификации пользователей (профессиональные и непрофессиональные).
Классы типовых АРМ:
· АРМ руководителя;
· АРМ специалиста;
· АРМ технического и вспомогательного персонала.
При разработке АРМ необходимо учитывать функциональные задачи и виды работ.
Разрабатываемое ПО АРМ должно обладать свойствами:
· гибкостью;
· адаптивностью;
· модифицированностью;
· настраиваемостью на решение конкретных задач.
В зависимости от области применения АРМ должно быть укомплектовано необходимыми программно-инструментальными средствами:
· ОС;
· трансляторами (интерпретаторами) с различных алгоритмических языков и языков пользователей;
· средствами проектирования и обработки данных (редакторами текстовой, графической информации, СУБД, табличными процессорами, генераторами выходных форм);
|
|
· пользовательскими программами (обрабатывающими, обучающими, СУБД, знаний и др.).
Комплектация АРМ специализированными техническими и программными средствами, а также вышеперечисленными элементами зависит от назначения и состава решаемых задач. При решении экономических задач на основе АРМ осуществляются поиск необходимой информации в информационной базе, последующая ее обработка по заданным расчетным алгоритмам и выдача результатов на экран или печать.
Система определяется не только составом своих частей, но также порядком и способом объединения этих частей в единое целое. Все части (элементы) системы находятся в определенных отношениях или связях друг с другом. Совокупность связей между элементами системы, т.е. внутренняя организация системы называется структурой.
Свойства системы зависят от ее состава и структуры. Даже при одинаковом составе, системы с разной структурой обладают разными свойствами, могут иметь разное назначение. Если некоторые элементы объединить в систему, то она будет обладать новыми качествами, которыми не обладали ее составные части. Появление нового качества у системы называется системным эффектом.
ТИПЫ ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ПОДСИСТЕМ
Структуру ИС составляет совокупность отдельных ее частей, называемых подсистемами. Подсистема — это часть системы, выделенная по какому-либо признаку и входящая в состав другой, более крупной системы.
Например, система БЭСТ имеет подсистемы:
1. АРМ главного бухгалтера
2. Расчетные и валютные счета
3. Касса. Подотчетные лица
4. Учет материальных запасов
5. Учет заработной платы
6. Учет основных средств и НМА
Общую структуру ИС можно рассматривать как совокупность подсистем независимо от сферы применения. В этом случае говорят о структурном признаке классификации, а подсистемы называют обеспечивающими. Структура ИС может быть представлена совокупностью обеспечивающих подсистем.
Структура ИС как совокупность обеспечивающих подсистем:
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Назначение подсистемы информационного обеспечения состоит в своевременном формировании и выдаче достоверной информации для принятия управленческих решений.
Информационное обеспечение — совокупность единой системы классификации и кодирования информации, унифицированных систем документации, схем информационных потоков, циркулирующих в организации, а также методология построения баз данных.
Унифицированные системы документации создаются на государственном, республиканском, отраслевом и региональном уровнях.
Главная цель — это обеспечение сопоставимости показателей различных сфер общественного производства.
Разработаны стандарты, где устанавливаются требования к документации ГОСТ Р 6.30-20003 «Унификация и стандартизация организационно-распорядительной документации» :
§ к унифицированным системам документации;
§ к унифицированным формам документов различных уровней управления;
§ к составу и структуре реквизитов и показателей;
§ к порядку внедрения, ведения и регистрации унифицированных форм документов.
При обследовании организаций выявляется целый комплекс типичных недостатков:
§ чрезвычайно большой объем документов для ручной обработки;
§ одни и те же показатели часто дублируются в разных документах;
§ работа с большим количеством документов отвлекает специалистов от решения непосредственных задач;
§ имеются показатели, которые создаются, но не используются, и др.
Устранение недостатков является одной из задач, стоящих при создании информационного обеспечения.
|
|
Схемы информационных потоков отражают маршруты движения информации и ее объемы, места возникновения первичной информации и использования результатной информации. За счет анализа структуры подобных схем можно выработать меры по совершенствованию всей системы управления.
Построение схем информационных потоков, позволяющих выявить объемы информации и провести ее детальный анализ, обеспечивает:
§ исключение дублирующей и неиспользуемой информации;
§ классификацию и рациональное представление информации.
Подробно должны рассматриваться вопросы взаимосвязи движения информации по уровням управления. Следует выявить, какие показатели необходимы для принятия управленческих решений. К каждому исполнителю должна поступать только та информация, которая используется.
Основные идеи методологии построения баз данных:
1. обследование всех функциональных подразделений фирмы с целью:
· понять специфику и структуру ее деятельности;
· построить схему информационных потоков;
· проанализировать существующую систему документооборота;
· определить информационные объекты и соответствующий состав реквизитов (параметров, характеристик), описывающих их свойства и назначение.
2. построение концептуальной информационно-логической модели данных для обследованной сферы деятельности. В модели должны быть установлены и оптимизированы все связи между объектами и их реквизитами. Информационно-логическая модель является фундаментом, на котором будет создана база данных.
Для создания информационного обеспечения необходимо:
· понимание целей, задач, функций всей системы управления организацией;
· выявление движения информации от момента возникновения и до ее использования на различных уровнях управления, представленной для анализа в виде схем информационных потоков;
· совершенствование системы документооборота;
· наличие и использование системы классификации и кодирования;
· владение методологией создания информационно-логических моделей, отражающих взаимосвязь информации;
|
|
· создание массивов информации на электронных носителях, что требует наличия современного технического обеспечения.