Российские программные продукты для ресторанного бизнеса. Приложение 1 WebMoney — система расчетов в Сети

Приложение 1 WebMoney — система расчетов в Сети

Характеристика технического, математического, программного, организационного и правового обеспечения информационной системы

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Техническое обеспечение — комплекс технических средств, предназначенных для работы информационной системы, а также соответствующая документация на эти средства и технологические процессы.

Комплекс технических средств составляют:

· компьютеры любых моделей;

· устройства сбора, накопления, обработки, передачи и вывода информации;

· устройства передачи данных и линий связи;

· оргтехника и устройства автоматического съема информации;

· эксплуатационные материалы и др.

Документацией оформляются предварительный выбор технических средств, организация их эксплуатации, технологический процесс обработки данных, технологическое оснащение. Документацию можно условно разделить на три группы:

· общесистемную, включающую государственные и отраслевые стандарты по техничес­кому обеспечению;

· специализированную, содержащую комплекс методик по всем этапам разработки тех­нического обеспечения;

· нормативно-справочную, используемую при выполнении расчетов по техническому обеспечению.

К настоящему времени сложились две основные формы организации технического обеспечения (формы использования технических средств): централизованная и частично или полностью децентрализованная.

Централизованное техническое обеспечение базируется на использовании в информационной системе больших ЭВМ и вычислительных центров.

Децентрализация технических средств предполагает реализацию функцио­нальных подсистем на персональных компьютерах непосредственно на рабочих местах.

Перспективным подходом следует считать, по-видимому, частично децент­рализованный подход — организацию технического обеспечения на базе распреде­ленных сетей, состоящих из персональных компьютеров и большой ЭВМ для хранения баз данных, общих для любых функциональных подсистем.

МАТЕМАТИЧЕСКОЕ И ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Математическое и программное обеспечение — совокупность математических методов, моделей, алгоритмов и программ для реализации целей и задач информационной системы, а также нормального функционирования комплекса технических средств.

К средствам математического обеспечения относятся:

· средства моделирования процессов управления;

· типовые задачи управления;

· методы математического программирования, математической статистики, теории мас­сового обслуживания и др.

В состав программного обеспечения (ПО) входят общесистемные и специальные программные продукты, а также техническая документация.

К общесистемному ПО относятся комплексы программ, ориентированных на пользователей и предназначенных для решения типовых задач обработки информации. Они служат для расширения функциональных возможностей компьютеров, контроля и управления процессом обработки данных.

Специальное ПО представляет собой совокупность про­грамм, разработанных при создании конкретной информационной системы. В его состав входят пакеты прикладных программ (ППП), реализующие разработанные модели разной степени адекватности, отражающие функционирование реального объекта.

Техническая документация на разработку программных средств должна содержать описание задач, задание на алгоритмизацию, экономико-математическую модель задачи, контрольные примеры.

ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Организационное обеспечение — совокупность методов и средств, регла­ментирующих взаимодействие работников с техническими средствами и между собой в процессе разработки и эксплуатации ИС.

Организационное обеспечение реализует следующие функции:

· анализ существующей системы управления организацией, где будет использоваться ИС, и выявление задач, подлежащих автоматизации;

· подготовку задач к решению на компьютере, включая техническое задание на проектирование ИС и технико-экономическое обоснование ее эффективности;

· разработку управленческих решений по составу и структуре организации, методологии решения задач, направленных на повышение эффективности системы управления.

Организационное обеспечение создается по результатам проектного обследования на 1-м этапе построения баз данных, с целями которого вы познакомились при рассмотрении информационного обеспечения.

ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Правовое обеспечение — совокупность правовых норм, определяющих создание, юридический статус и функционирование ИС, регламентирующих порядок получения, преобразования и использования информации.

Главной целью правового обеспечения является укрепление законности.

В состав правового обеспечения входят законы, указы, постановления государственных органов власти, приказы, инструкции и другие нормативные документы министерств, ведомств, организаций, местных органов власти. В правовом обеспечении можно выделить общую часть, регулирующую функционирование любой информационной системы, и локальную часть, регулирующую функционирование конкретной системы.

Правовое обеспечение этапов разработки ИС включает нормативные акты, связанные с договорными отношениями разработчика и заказчика и правовым регулированием отклонений от договора.

Правовое обеспечение этапов функционирования ИС включает:

· статус ИС;

· права, обязанности и ответственность персонала;

· правовые положения отдельных видов процесса управления;

· порядок создания и использования информации и др.


WebMoney – это самая первая и, возможно, самая популярная на настоящий момент система электронных платежей, которая была создана в России. Для работы с системой используется специальная программа – WebMoney Keeper, которую можно загрузить с сайта системы (https://www.webmoney.ru) и установить на свой компьютер. После запуска программы вы сможете создать счет одного из типов: Z – долларовый кошелек (WMZ), R – рублевый кошелек (WMR) или E – кошелек с евро-деньгами (WME). Все транзакции разрешены только между кошельками одного типа, а для обмена денег нужно воспользоваться услугами обменного пункта.

WebMoney — удобное средство для всех видов расчетов в Сети. Это полноценная среда финансовых взаимоотношений в Интернете, которой сегодня пользуются миллионы людей по всему миру.

Возможности WebMoney

  • безопасные и мгновенные переводы другим пользователям системы;
  • прием платежей в интернете за различные товары или услуги;
  • выдача и получение займов, в том числе и коллективно;
  • проведение и обсуждение сделки при помощи защищенной WM-почты и сервиса оповещений;
  • осуществление массовых выплат;
  • страхование рисков при проведении сделок online;
  • выпуск чеков и расчет ими.


Приложение 2 Автоматизация ресторанного бизнеса

1. FIDELIO Food&Beverage и MICROS – системы управления складским учетом

Используются для автоматизации ресторанного и складского учета в гостинице, которые могут взаимодействовать. В настоящее время данные системы используются во многих ресторанах.

Система FIDELIO F&B позволяет:

ü работать с поставщиками (заказы, поставки);

ü вести учет товаров на продовольственных складах;

ü вести меню, используемое в ресторанах и барах;

ü составлять калькуляцию рецептов блюд;

ü производить расчет банкетного меню;

ü осуществлять инвентаризацию на складах гостиницы;

ü на основе данных о продажах автоматически списывать товары со склада в соответствии с заведенными в систему рецептами;

ü получать ответы о работе складов.

Система FIDELIO F&B является программой для продуктового склада, но нет никаких ограничений для ее использования и на непродовольственных складах.

В системе есть несколько основных понятий.

Склад. Склад заводиться с определенным именем и номером. В системе указывается, является он основным (куда осуществляется приход от поставщиков) или складом точки продажи (с него автоматически будут списываться товары, проданные через данную точку продажи).

Товар. Товар описывается в системе как объект прихода от поставщиков. Он может принадлежать к той или иной группе товаров, входить или не входить в калькуляцию рецептов, для него определяются складские и рецептурные единицы.

Блюдо. Блюдо – объект продаж, имеет название и номер. Для каждого блюда есть рецепт приготовления. Любое блюдо, имеющее рецепт, может входить в рецепт для другого блюда как составляющее (подрецепт).

Рецепт. Рецепт – список товаров или подрецептов с указанием количества потребления. Рецепт однозначно привязан к блюду, без блюда рецепт существовать не может. Рецепт имеет себестоимость. В рецепте для каждого товара могут быть указаны: фактор потерь, склад для списания, способ приготовления блюда.

Точка продажи. Точка продажи – бар, ресторан, кафе или столовая, где будут продаваться блюда. Точке продажи может быть определен склад для списания.

Система FIDELIO F&B имеет интерфейсы с системами FIDELIO FO и FIDELIO ENG, а также с системой MICROS.

Наибольший интерес представляет программный интерфейс с системой MICROS, который позволяет переносить данные о продажах блюд в систему FIDELIO F&B.

В системе предусмотрено наличие программного интерфейса с бухгалтерскими программами, в которые переносятся данные:

ü о приходе товаров на склад;

ü о возврате товаров поставщику;

ü о передаче товаров в производство;

ü о возврате товаров из производства;

ü о списании испорченных товаров;

ü о списании себестоимости проданных блюд.

Система MICROS является программной частью программно-аппаратного комплекса, производимого американской фирмой MICROS, которая купила компанию FIDELIO. MICROS предназначена для автоматизации управления процессами реализации товаров и услуг и состоит из аппаратной (кассовые аппараты) и программной (программа) частей.

Кассовый комплекс представляет собой портативные компьютеры (кассовые аппараты (IBM-совместимые), ролл- и слип- принтеры). Клавиатура в зависимости от версии системы может подключаться отдельно или экран служит активной клавиатурой – на экране отображаются функциональные кнопки и служебная информация. Нажимая на кнопки на экране, пользователь активизирует те или иные функции.

Программная часть комплекса работает под операционной системой «UNIX» (её разновидность «SCO»), которая одновременно является и сетевой оболочкой. Так как в большинстве случаев все остальные программные приложения, используемый в гостинице (бухгалтерские системы, гостиничные системы, например FIDELIO FO, и пр.), работают под операционной системой MS-DOS, то для системы MICROS требуется свой сервер.

Через центральный терминал системы находится следующая информация:

· определяются точки продажи;

· настраиваются меню пользователей;

· заводятся пользователи системы;

· идентифицируются все кассовые терминалы;

· определяются объекты продаж (блюда, услуги и др.);

· определяются цены на них и т.д.

Разграничение доступа во всех системах достигается путем идентификации пользователя и списка разрешенных ему операций. Каждый пользователь прикрепляется к какой-то группе, для которой определены права в системе.

Вход в систему возможен следующими способами:

  • для системных администраторов и настройщиков – традиционный способ (ввод персонального имени и пароля)
  • для непосредственно пользователей системы (барменов, официантов, кассиров) – идентификация путем считывания кода с персональной карточки, которую они перед началом работы в системе проводят через специальную щель в кассовом аппарате.

Система MICROS позволяет принимать следующие виды оплаты:

ü наличные;

ü кредитные карты (система считывает вид карты, номер, фамилию владельца, а при наличии соответствующего интерфейса автоматически через процессинговый центр списывает нужную сумму со счета клиента);

ü отнесение суммы счета на счет номера клиента в гостинице (если в гостинице установлена система FIDELIO FO и работает интерфейс между этими системами).

Как и в системе FIDELIO FO, в системе MICROS перевод даты (закрытие операционного дня) проводится путем осуществления специальных процедур. Для начала ночного аудита в системе необходимо, чтобы закрылись все кассы (кассиры сверили наличие денег у них и по системе, распечатали свои отчеты по смене и т.д.).

Во время ночного аудита печатаются отчеты о прошедшем дне (отчеты о проданных блюдах, о видах оплат, выручке и пр.).

К основным достоинствам систем FIDELIO и MICROS относятся:

ü возможность интегрирования многих отдельных участков в глобальный комплекс;

ü наличие версий программ на русском языке;

ü широкая функциональность данных систем;

ü удобство и быстрота работы для пользователей;

ü конфиденциальность информации.

Таких достоинств нет ни у одной системы, представленной на российском рынке.

R-keeper. Система автоматизации ресторанного бизнеса R-keeper разработана московской фирмой «UCS», основанной в 1992 г. Это полнофункциональная система компьютерной системой автоматизации деятельности ресторанов, кафе, фаст-фудов, которые конкурируют с зарубежными аналогами. Система R-keeper установлена в 270 престижных ресторанах Москвы и 27 городах России (Сан-Петербурге, Калининграде, Омске, Нижнем Новгороде, Норильске и др.), Прибалтики, Украины и Белоруссии и хорошо зарекомендовала себя.

Система R-keeper обеспечивает:

Ø максимальную скорость и простоту работы персонала при обслуживании клиентов (за счет сокращения времени на оформление заказа и организации сервис-печати в барах и на кухнях);

Ø точность расчетов и документирование всех операций;

Ø работу по магнитным картам и твердым копиям;

Ø надежную систему защиты от несанкционированного доступа, современные средства идентификации и разделение полномочий на программном уровне;

Ø статистику продаж;

Ø ведение базы данных, которую можно использовать для учета движения продуктов на производстве, для расчета заработной платы персонала и т.д.;

Ø высокотехнологичное кассовое обслуживание в ресторанах;

Ø высокую пропускную способность, что позволяет использовать систему в крупных максимально загруженных клиентами ресторанах;

Ø конфигурирование под конкретные требования (в минимальной конфигурации в небольших ресторанах система может работать на одной кассовой машине);

Ø дружелюбный интерфейс.

Виды автоматизированных рабочих мест (АРМ) программы R-keeper (система, работающая на нескольких кассовых аппаратах, объединенных в ЛВС):

1. менеджер офиса;

2. менеджер зала;

3. кассир;

4. бармен;

5. официант.

АРМ менеджера офиса состоит из следующих модулей:

  1. диспетчер – это модуль позволяет разграничить доступ с использованием системы паролей: для каждого менеджера определяется список допустимых операций;
  2. редактор – это модуль дает возможность проводить ряд настроек (конфигурирование системы; ввод и редактирование меню; задание системы модификаторов для передачи сообщения на кухню и в бар;назначение горячих клавиш для станций кассира, бармена и официанта; ведение списка персонала; ввод и редактирование списка валют; задание действующих в ресторане скидок и наценок и др.);
  3. монитор – предназначен для получения информации о работе ресторана в режиме реального времени (просмотр списка заказов и чеков с возможностью просмотра любого счета, текущий баланс, сумма заказов, текущая выручка с разбивкой по кассирам);
  4. отчеты – это модуль предназначен для ведения отчетности по работе кассовой системы и позволяет получать несколько видов отчетов (список чеков, отчеты по выручке ресторана за любой период времени, отчеты по реализации блюд; статистические отчеты; персональные отчеты);
  5. персональная дисконтная система – это модуль также предоставляет много возможностей (получение полной информации о постоянных клиентах, ведение клубных карт с гибкой системой скидок для постоянных клиентов, организация предварительных и безналичных оплат с использованием технологии смарт-карт с надежной защитой от несанкционированного доступа, получение детальных отчетов о посещении ресторана постоянными клиентами).

АРМ менеджера зала обеспечивает следующие возможности:

ü просмотр списка заказов и чеков; удаление блюд из заказа;

ü перенос блюда с одного стола на другой, удаление пустого стола;

ü отмена предварительного чека, удаление чеков;

ü снятие текущих и финальных отчетов по выручке;

ü снятие текущих и финансовых отчетов по расходу блюд;

ü снятие специальных отчетов;

ü печать кассового журнала;

ü закрытие кассового дня.

АРМ кассира, бармена и официанта имеют следующие особенности:

ü меню хранится в виде, наиболее близком к естественному;

ü всевыполняемые кассиром, барменом, официантом операции авторизованы(для каждого чека хранится код пользователя, работавшего с ним );

ü кассир, бармен, официант имеет возможность видеть весь введенныйзаказ, полные наименования заказных блюд, а также всю необходимую дополнительную информацию. Каждый бармен и официант, работающий с кассовой системой, перед началом работы должен получить у администрации ресторана магнитную карту (или микрочип), зарегистрированную на его имя.

Благодаря терминалу кассир может работать с заказами всех официантов и барменов, а каждый официант и бармен может рабо­тать только со своим заказом.

Компас. Комплекс программ «Компас» разработан компанией «Инком-софт», основанной в 1995 г. «Компас» эксплуатируется на несколь­ких сотнях предприятий России и ближнего зарубежья.

Комплекс программ «Компас» состоит из следующих модулей:

ü «Front Office» — это кассовая программа, устанавливаемая в торговом зале ресторана, кафе, бара, сауны, столовой, магазина. Задача программы — увеличить скорость и качество обслуживания клиентов, вести учет продаж (фиксировать количество, цену и наименования всех блюд, проданных за смену), контролировать работу персонала и формировать все соответствующие отчеты в конце смены;

ü «Менеджер» — позволяет анализировать все производственные и торговые процессы, отслеживать в любое время заполняемость зала, анализировать рентабельность производства и товародвижения, получать отчеты о состоянии складов;

ü «Калькуляция и складской учет» — этот модуль предназначен для ведения складского учета на производстве, расчета расходуемых ингредиентов на приготовление, расчета себестоимости блюд и ведения калькуляционных карт, печати меню, формирования отчетов по продажам товаров за период и по остаткам на складах, оценки доходности организации;

ü «Калькуляция» — этот модуль необходим для ведения полного учета движения товаров и блюд в производстве, а также формирования калькуляционных карт, расчета себестоимости блюд и формирования текущего меню;

ü «Складской учет» — позволяет реализовать все стандартные складские операции (приходы, расходы, внутренние переброски инвентаризации, возвраты и т.д.);

ü «Бухгалтерия» — дает возможность вести обработку данных, поступивших в виде проводок из модуля «Складской учет», получать аналитические и синтетические отчеты, формировать журналы-ордера, ведомости, карточки поставщиков и т.д.;.

ü «КартСервер» — модуль позволяет организации внедрить систему с использованием микропроцессорных или магнитных карт, т.е. выпустить свои расчетные карты, осуществляя прием платежей по ним. Использование карт помогает обслуживать постоянных клиентов ресторана, кафе или бара по безналичному расчету.

Для небольших ресторанов и кафе разработана программа Palmpos, которая обеспечивает учет продаж, получение отчетов, передачу данных в централизованную бухгалтерию, расчет калькуляции блюд, ведение складского учета на кухнях и складах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: