Пятикнижье Моесеево. Краткий курс лекций. 9 страница

Ханаанскую - по одному от каждого колена. Соглядатаи прошли всю страну

обетованную от южных до северных границ её и через 40 дней возвратились в стан,

принеся на шесте, который несли двое, виноградную ветвь из долины Есхол.

Сообщив, что земля обетования действительно богата, "кипит млеком и мёдом", они

в то же время малодушно указывали на сильных обитателей и укрепленные города

этой земли. Только двое из соглядатаев - Халев и Иисус Навин проявили

благоразумие и мужество и призывали народ к завоеванию земли обетованной.

13. Осуждение народа на 40-летнее странствование по пустыне

Устрашенный рассказами соглядатаев, народ поднял плач и ропот на Моисея и

Аарона, сожалея о своем выходе из Египта. Возмутители решились даже побить

камнями своих вождей, вместе с Иисусом Навином и Халевом, поставить новых

начальников и возвратиться конечно в Египет, но были остановлены явлением славы

Господней в скинии.

Господь открыл Моисею Свое намерение окончательно истребить малодушный народ и

произвести от Моисея новый - более многочисленный и сильный. Лишь по горячей

молитве Моисея Господь пощадил евреев, но определил, что все поколение‚ вышедшее

из Египта в возрасте 20 лет и выше, не войдет в землю обетования, за исключением

Иисуса Навина и Халева. Остальные 10 соглядатаев, проявившие малодушие и неверие

в Божественную помощь, были поражены смертию немедленно.

Когда Моисей передал евреям божественное определение, они проявили новое

безрассудство, вопреки воле Божией и увещеваниям Моисея, решились силою войти в

землю обетования, но были обращены в бегство хананеями.

14. Возмущения Корея. Дафана и Авирона (Числа‚ 16)

Корей, потомок Левия, Дафан, Авирон и Авнан, потомки Рувима, восстали против

Моисея и Аарона. К ним присоединились 250 мужей, начальников общества, людей

именитых (1-3 стихи). С одной стороны‚ это было возмущение левитов против

священного первенства Ааронова, с другой - это было гражданское возмущение

рувимлян против Моисея, как вождя и правителя народного. Корей добивался

священства, рувимляне - политической власти.

Различен и характер казней, постигших возмутителей. Корей с 250 сообщниками

поражается у скинии огнем от Господа, Дафан и Авирон со своими семьями

поглощаются землей.

На другой день все общество сынов Израилевых возроптали на Моисея по поводу

казни, постигшей возмутителей, имевших, очевидно, многочисленных сторонников.

Новою казнию, прекратившейся по молитве Моисея и Аарона, были поражены 14700

чел.

15. Жезл Ааронов (Числа‚ 17)

Для прекращения ропота среди Израиля против иерархических преимуществ рода

Аарона Господь повелел Моисею взять 12 жезлов от 12 колен израилевых и от Левия

жезл с именем Аарона. Жезлы были положены в скинии откровения.

На другой день оказалось, что жезл Аарона пустил почки, процвел и принес

миндали. По повелению Господа жезл был положен в скинии перед ковчегом

откровения для сохранения и в знаменование для непокорных.

В духовно-таинственном смысле сухой, потом прозябший жезл Ааронов прообразовал

рождение от Пречистой Девы Марии Христа Спасителя. "Жезл Ааронов прозябший, -

поет Святая Церковь, - иже от Иессеа преображаше израстий корень, Тя Пречистую,

дает миру воссиявшую Богу воплощенна" (богородичен по первой песни канона 23

апреля).

16. Жертва рыжей телицы (Числа‚ 19)

В первых десяти стихах этой главы описываются обряды жертвы рыжей телицы; в

стихах 11-16 перечисляются случаи осквернений, очищаемых пеплом этой жертвы и в

стихах 17-22 указывается способ очищения оскверненных людей и вещей при

посредстве пепла жертвы в соединении с очистительной водою.

Стихи 1-10

Пепел рыжей телицы назначался для очищения осквернений, происходящих от

прикосновения к трупу, человеческой кости, гробу - всему, что напоминало о

смерти, бывшей следствием грехопадения человеческого. Поэтому жертва рыжей

телицы в своих обрядах напоминала об обстоятельствах грехопадения и символически

указывала на возможность очищения и помилования человека.

Так, рыжий (красноватый) цвет напоминал Адама ("Адам" - "красноватый"), женский

пол животного указывал на прародительницу Еву. Так как первые люди после

грехопадения были изгнаны из рая и подпали смерти, то и телица, которая как бы

воспринимала грехи народа, закалалась вне стана. Кропление кровию телицы по

направлению к скинии означало, что очищение человечества от грехов ожидается от

Бога.

Стихи 11-22

Жертва рыжей юницы (телицы) имела таинственно-прообразовательное значение. В

этой жертве апостол Павел видел указание на голгофскую жертву. "Пепел юнчий,

кропящий осквернения" и давший человеку плотскую чистоту, прообразовал кровь

Христову, очистившую "совесть человека от мертвых дел", то есть от грехов (Евр.

9, 13-14).

По указанию Апостола и святых отцов заклание жертвы вне стана указывало на

крестные страдания Христа вне врат Иерусалима (Евр. 13, 11-12). Кедровое дерево,

сжигаемое вместе с жертвою, указывало на крест Христа Спасителя, червленая нить

- на Его спасительную кровь, а иссоп - на очищаемую силу благодати Христовой,

как и в псалме сказано: "окропиши мя иссопом и очищуся" (Пс. 50, 9).

Очистительная вода прообразовала возраждающие воды крещения.

Закон о рыжей телице, вероятно, был вызван смертью многих при возмущении Корея и

при последовавшей затем повальной смертности. Но он, как известно из предания,

соблюдался и в земле обетованной.

17. События в Кадесе (Числа‚ 20)

Смерть Мариам последовала в начале сорокового года странствования в Кадесе у

границ земли обетованной.

Здесь‚ по случаю недостатка в воде, начался ропот народа (2-5 стихи). Господь

повелел Моисею извести воду из скалы; Моисей и Аарон, собрав народ к скале, как

бы с неверием и сомнением сказали: "Послушайте, непокорные, разве нам из этой

скалы известь для вас воду?"

Можно заметить, что отступление от буквального исполнения приказания Господня

("рцыте к каменю" - "скажите скале", стих 8) и ударение скалы жезлом дважды

указывает на сильное раздражение Моисея, недопустимое при исполнении воли

Божией. Это же раздражение слышится и в словах, обращенных к народу:

"послушайте, непокорные"! Великий вождь был измучен возмущениями народа, дух его

и Аарона был ослаблен многочисленными трудами сорокалетнего управления и

путешествия, но все же Моисей и Аарон в этот момент оказались как бы ниже своего

призвания. Вероятно, когда Моисей с раздражением спрашивал народ: "разве из этой

скалы вывести воду?", то этим поселилось в народе чувство сомнения в возможности

этого чуда. Господь наказывает Моисея и Аарона тем, что они не вошли в землю

обетованную.

Но и в этом наказании можно видеть милость Господа, потому что Он дает

утомленным старцам - Моисею и Аарону - тот покой, в котором они нуждались по

естественной слабости человеческой природы. Вскоре после этого Аарон скончался

на горе Ор, а первосвященство перешло к его сыну Елеазару.

18. Медный змей (Числа, 21, 4-9)

Событие, о котором говорится в книге Чисел (21, 4-9), произошло в конце

странствования; когда евреи совершили обходное движение от земли Едомской, через

которую они не были пропущены (20, 14-21).

Как только израильтяне начали испытывать неудобства путешествия по пустыне, они

начали роптать на Моисея за то, что он вывел их из Египта. Ропот теперь был

обращен против Бога (стих 5). Возможно, что ропот исходил сначала от старого

поколения, приобретшего в Египте склонность к идолопоклонству и чувственности.

Поражение народа за ропот произошло через укусы змей. Моисей по просьбе народа

помолился Господу‚ и Он повелел ему сделать медного змея, выставить его на знамя

для исцеления ужаленных. И когда змея жалила человека, то он, взглянув на

медного змея, оставался жив.

Змей, очевидно, был только внешним знаком той исцеляющей силы, которую посылал

Господь за раскаяние. Змей считался в Ветхом Завете иногда символом зла; его

изваяние может быть, служило напоминанием первого искушения (Быт. 3, 1-5),

обращало мысли и чувства к раскаянию пред Богом, Которого народ еврейский

искушал неверием и ропотом, ибо, как говорит апостол Павел, евреи, роптавшие в

пустыне, искушали Христа (1 Кор. 10, 9).

Вознесение на древо изображения змея, напоминавшего о грехе и наказании, а затем

- спасении через веру и раскаяние, прообразовало спасение через Искупителя,

взявшего на Себя грехи всего мира и вознесенного на крест. На такое

прообразовательное значение медного змея указывал Сам Христос Спаситель: "Как

Моисей вознес змею в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы

всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную" (Ин. 3, 14-15).

По словам церковной песни: "Змий, иже Моисеем возвышаемой на древо, божественное

возвышение проображаше Христово, льстиваго змия умертвшего, всех же оживившего

нас умертвивщихся преступлением" (тропарь по седьмой песни канона утрени, 2

глас)

19. Пророчество Валаама (Числа, 22-24)

Поразив двух аморейских царей Сигона и Ога (21, 21-35), евреи расположились

станом на равнинах Моавитских, при Иордане, против Иерихона (11 ст.). Царь

Маовитский Валах, устрашенный победами израильтян, решил, после совета с

соседями-мадианитянами, пригласить Валаама для проклятия евреев и лишения их

высшего покровительства, которое по языческим понятиям, могло отойти вследствии

заклинаний.

Личность Валаама остается невыясненной. В Писании он называется сыном Веоровым,

жившим в Пефоре (слав. "Вафура"), городе на Евфрате. Одни толковники считают его

языческим волхвом, действовавшим посредством суеверных заклинаний (ср. 24, 1).

По другому мнению Валаам был почитателем Бога истинного. Из Чисел 23, 22 и 24,

8, 19 видно, что Валаам знал чудеса при исходе евреев из Египта и прошедшую

историю этого народа.

Сначала Валаам отказался идти по приглашению Валака, но потом, движимый

корыстолюбием, согласился. Ангел Господень преградил путь ослице Валаама,

которая не могла идти вперед‚ несмотря на побои Валаама, не видевшего Ангела.

Тогда Господь дал ослице дар речи, она обратилась с укором к Валааму и он увидел

Ангела, Который был послан, чтобы образумить Валаама и указать на неправость

побуждений, руководящих им. Но последний потерял чистоту сердца, пал нравственно

и сознательно шел "путем неправым" (22, 32). Но и это недостойное орудие

становится средством прославления имени Божия, средством возвещения глаголов

Божиих, говорит то, что повелевает ему Бог.

На высотах Валаамовых, по указанию Валаама, трижды были принесены жертвы на семи

жертвенниках, после которых Валаам должен был произнести проклятие на Израиля.

Но вместо этого он произносит семь пророчеств, речей - притчей, изображающих

судьбу народа еврейского и других - связанных с нею народов. Вместо проклятия он

изрекает благословение.

Пророчество, произнесенное в четвертой притче, Валаам относит "к последним

дням", то есть к временам мессианским. Созерцая эти последние дни, Валаам

говорит: "Вижу Его, но ныне нет еще (слав. "покажу ему и не ныне") зрю Его, но

не близко (слав. "ублажаю и не приближается").

Тот, Кого пророк видит в эти отдаленные времена, называется далее звездою

воссиявшею от Иакова, человеком (по евр. тексту - "жезлом"), восстающим от

Израиля, поражающим врагов избранного народа и подчиняющим Своей власти и всех

сынов Сифовых, то есть все человечество.

Во всей полноте это пророчество может относиться к Мессии. Та мысль, что

происшедший от Иакова "пленит вся сыны Сифовы" то есть все человечество, может

относится только к Искупителю рода человеческого. В Церковь, основанную Христом

Спасителем‚ призваны все народы (Гал. 3, 28)‚ и по словам святого апостола

Павла, "Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы перед именем

Иисуса преклонялось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык

исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца" (Фил. 2, 9-11).

VII. ПЯТАЯ КНИГА МОИСЕЕВА - ВТОРОЗАКОНИЕ

1. Наименование книги

Пятая законоположительная книга Ветхого Завета у евреев называлась её начальными

словами "Элле гадде варим" - "сии суть слова"; в греческой Библии она, по своему

содержанию названа "Девтерономион", что в славяно-русской Библии переведено как

"Второзаконие", ибо в этой книге содержится повторение узаконений и событий,

изложенных в книгах Исход, Левит и Чисел.

2. Время, место и цель написания

Книга написана Моисеем в конце сорокового года по исшествии из Египта на

восточной стороне Иордана, в земле Маовитской. К этому времени уже почти никого

не оставалось в живых из тех израильтян, которые слышали закон Божий на Синае; в

предлежащую землю обетованную должно было вступить новое поколение.

Моисей перед смертью своею повторил закон Божий, чтобы обетованиями и угрозами

от имени Божия сильнее побудить народ ходить по путям этого закона.

Это он и сделал написанием книги Второзакония, которая в некоторой степени

является сводом и комментарием прежде данных законов.

3. Разделение на части и обзор содержания

Книга состоит из 34 глав и может быть разделена на две части.

В первой части (главы 1-26), которой по преимуществу соответствует название

"Второзаконие"‚ сначала кратко повторяется история странствования евреев от горы

Синая до Иордана (главы 1-3), затем с увещанием об исполнении повторяются самые

законы нравственные (главы 4-11), богослужебно-обрядовые (об истреблении

идолопоклонства и богоотступничества, о различии чистых и нечистых животных, о

покое седьмого года и праздниках) (главы 12-15) и судебных (о начальниках и

судиям, о судопроизводстве, об идолослужителях, левитах и ложных пророках, об

убежищах и свидетельствах, о войне и убийстве, о первородных и непокорных детях,

о разводе, о долгах и т.д.) (главы 16-26).

Вторая часть (главы 27-34) - распорядительно-пророчественная. Она начинается

увещанием исполнять закон, который Моисей сопровождает изречением проклятия

нарушителям и благословения исполнителям закона (27-30 главы). Потом, после

изложения распоряжений Моисея о своем преемнике и чтении закона, приводится

обличительная песнь Моисея и его пророческое благословение израильскому народу

по коленам (31-33 главы). В последней главе, которая, несомненно, присоединена

после и написана, вероятно, Иисусом Навином, говорится о смерти Моисея и плаче

евреев.

4. Богослужебное употребление книги Второзаконие

В качестве паримийных чтений из книги Второзакония берутся следующие отрывки: 1,

8-17, 10; 1-5 (об избрании Моисеем помощников себе для управления народом) - в

неделю Святых отец и 14 января - в день памяти святителя Василия Великого.

Главы 4, 6-7; 9-15 (увещание Моисея о соблюдении Синайского законодательства),

5, 1-6, 10-23, 25, 26 и 6, 3-5, 13, 18 (о величественных обстоятельствах

синайского законодательства и об обязанностях исполнять со страхом заповеди

Божий) - в день 29 августа.

Главы 10, 14-22 (об избрании и отделении еврейского народа из среды других

народов) - в неделю Святых Отец и 12 февраля - в день памяти трех святителей.

Обличительная песнь Моисея (32, 1-43) является основой содержания второй песни

великопостных канонов.

5. Заповедь о любви к Богу (Втор. 6)

В предыдущей главе повествуется о том, что Моисей, вспоминая завет Израиля с

Богом при Синае, повторил заповеди десятисловия (6-21 стихи).

Из этих заповедей Моисей останавливается на первых, указывающих на Любовь к

Богу. Их должен непрестанно памятовать Израиль, ибо по вступлению в землю

обетования будут многие искушения к забвению Истинного Бога вследствии

соприкосновения с язычниками-хананеями. Это увещание и составляет содержание

шестой главы.

"Слушай, Израиль: Господь, Бог наш Един есть. И люби Господа, Бога твоего всем

сердцем твоим, и всею душею твоею, и всеми силами твоими" (6, 4-5), - так

говорит Моисей, увещая помнить благодеяния и повеления Божия.

Когда законник, искушая Спасителя, спросил Его: "Какая наибольшая заповедь в

законе?" Господь напомнил ему рассматриваемое место Второзакония: "Возлюби

Господа Бога Твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением

твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь" (Мф. 22, 36-37). Но любовь к Богу

неотделима от любви к ближнему (1 Ин. 4, 20), и Господь в ответе законнику

продолжает: "Вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя".

Заповедь о любви к ближнему также приведена Господом из Священного Писания

Ветхого Завета (Лев. 19, 18). Эти заповеди две, явившиеся основой десятисловия,

пронизывают весь Ветхий Завет. "На сих двух заповедях утверждается весь закон и

пророки"- добавил Спаситель. Они же являются и основой Нового, чем наглядно

подтверждается связь обоих Заветов.

6. О лжепророках (Втор. 13, 1-5)

Если среди Израиля появится ложный пророк или сновидец и будет совершать

знамения и чудеса (демонским действием по Божию попущению, как поясняют Святые

Отцы), совращая при этом народ к служению иным богам, такого пророка не должно

слушать, через него Господь испытывает (слав. "искушает") только приверженность

и любовь к Себе народа (1-3 стихи). Израиль должен предавать смерти подобных

ложных пророков (4-5 стихи). Если совратителем в идолопоклонство явится даже

ближайший родственник, то израильтянин, поборов чувство родственной любви,

должен донести на совратителя, последний должен быть побит камнями и доноситель

должен первым бросить в него камень (6-11 стихи). Если совратится в

идолопоклонство целый город, то Израиль, произнеся над ним обет с заклятием,

должен разрушить самый город и истребить все находящееся в нем (12-18 стихи)

Ветхозаветный закон о лжепророках предостерегает нас от уклонения в том или ином

виде суеверия (приметы, гадания и т.п.), и указывает на необходимость сохранения

чистоты религиозной истины.

О ложных пророках и ложных знамениях и чудесах Христос говорит: "Тогда если кто

скажет вам: "вот здесь Христос", или "там", - не верьте! Ибо восстанут лжехристы

и лжепророки и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно,

и избранных" (Мф. 24, 23-24).

И тогда, как и в ветхозаветные времена, эти ложные знамения и чудеса будут

испытанием истинности веры и любви к Богу (2 Фес. 2, 12).

7. Законы о судьях и правителях (Втор. 16, 18-20; 17, 2-20)

Глава 16, 18-20: Из повествования книги Исход (18, 13-26) видно, что Моисей, по

совету тестя своего Иофора, поставил тысяченачальников, сто,

пятидесятиначальников и письмоводителей для разбора обычных дел и тяжб между

евреями.

Но ввиду скорого поселения евреев в земле обетованной Господь указывает новое

устройство суда, соответствующее условиям оседлой жизни народа. Теперь судьи и

книгочии должны быть поставлены "во всех градах", то есть по селениям. Иудейское

предание говорит, что каждое значительное селение выбирало семь судей, к которым

присоединялось два левита. От судей этим законом требуется справедливость,

нелицеприятие и бескорыстие.

Глава 17, 8-13: Во время странствования по пустыне высшей судебной инстанцией,

решавшей спорные дела и тяжбы, был Моисей. Но впоследствии для израильтян,

поселившихся в земле обетования после смерти великого пророка, такою инстанциею

должны быть судьи, "в месте, еже изберет Господь Бог призвати имя Его тамо", то

есть в едином, избранном Самим Богом месте богослужения. Во главе этих судей

должен стоять священник. К этой высшей судебной инстанции евреи должны были

обращаться и в случаях особо сложных и запутанных дел, когда судьи селения

затруднялись решением в их и имели противоречия (слав. "словеса судная во градах

твоих" - стих 8), вероятно, и недовольные решением первичной инстанции могли

обращаться все же к высшему судилищу. Ведению этой инстанции подлежали дела

уголовные (слав. "между кровию и кровию"), дела об оскорблениях (слав. "между

лиц язвою и язвою"), вообще судебные тяжебные дела (слав. "между прением и

прением").

Так как в важных случаях священник решал дела по непосредственному откровению

Господа, то поэтому решение его было окончательным, и человек, дерзко (слав.

"гордости") не подчинившийся этому решению, должен быть наказан смертью.

Стихи 14-20

Моисей предвидит время царского правления в Израиле и дает народу указания

относительно избрания царя и его деятельности. Законодатель запрещает этим

высшим правителям народа умножать коней (потому что в древности на Востоке кони

употреблялись не для работы, а для войны и пышности), уклоняться в многоженство

пример пагубного влияния многоженства - мудрейший из царей Соломон, который был

совращен своими женами-иноплеменницами в идолослужение), умножать богатства (ибо

это означало налоговое бремя для народа). Правитель должен вникать в нужды и

интересы народа и руководствоваться в своей деятельности установлениями Закона.

9. Жребий Левитов (Втор. 18, 1-8). Предсказание мессии

(Втор. 18, 9-21)

Стихи 1-5

Под "жребием", которого не имели права наследовать левиты, разумеются

доставшиеся по жребию земельные участки каждому из 12 колен Израилевых при

разделении земли обетованной на уделы.

Сам Господь - жребий левитов, как священнослужителей, и они - жребий Его (греч.

"клирос" - отсюда "клирики"). Поэтому, взамен земельных участков, Господь

передает им некоторые приношения Ему со стороны народа; различные части

жертвенных животных и начатки плодов земли и шерсти овец. Кроме того, левитам

принадлежали остатки хлебных приношений (Левит 6, 14-17; 7, 9-10), десятина

плодов земли и стад (Левит 27, 30-34; Чисел 18, 21-32) и первенцы нечистых

животных, за которых обыкновенно вносился выкуп (Чисел 18, 15-16).

Так был установлен закон содержания священнослужителей, подтвержденный и в Новом

Завете: "Священнодействующие, по Апостолу, - питаются от святилища" (1 Кор. 9,

13).

Стихи 9-22

Все виды ложных прорицателей и чародеев, как-то вызывающие духов и вопрошающие

мертвых и т.п., должны быть казнены смертью, потому что все такие люди, как

обманщики, мерзки перед Господом, как и слушающие их. Но народу избранному

должно быть чуждо чародейство, волхование и все ложнопророчество, исходящее от

дьявола. В среде его должна храниться истина божественная и для утверждения

Господь дает обетование о Высочайшем Пророке, имеющем прийти впоследствии.

Господь сказал Моисею: "Я воздвигну им Пророка из среды братьев их, такого как

ты, и вложу слова Мои в уста Его и Он будет говорить им все, что Я повелю Ему; а

кто не послушает слов Моих, которые (пророк тот) будет говорить Моим именем, с

того я взыщу" (стихи 18-19).

Под обетованным пророком, подобным Моисею, нельзя разуметь ни приемника

последнего Иисуса Навина, ни позднейших пророков.

При всей высоте личности Иисуса Навина его нельзя разуметь в данном случае по

ясному указанию Священного Писания, в последней 34 главе книги Второзакония

позднейший священный писатель (может быть сам Иисус Навин или составитель

священного канона Ездра) замечает, что после Моисея народным вождем стал Иисус

Навин; но при этом: "не было более у Израиля пророка такого, как Моисей" (стих

10). Второе предположение об отнесении этого обетования к какому из позднейших

пророков нельзя принять потому, что все последующие пророки не были подобны

Моисею. Сам Господь выделяет его из ряда дальнейших пророков (Чисел 12, 6-8).

Новозаветное Писание ясно указывает, что под обетованным пророком разумеется

Мессия - Христос Спаситель. В третьей главе Деяний Апостольских повествуется,

что после исцеления хромого при красных воротах храма святой апостол Петр

обратился в Соломоновом притворе с речью к народу о наступивших по предсказанию

пророков временах Мессии и приводит слова Втор. 18, 18-19 о пророке, подобном

Моисею (Деян. 3, 20-24). Первомученник архидиакон Стефан в своей предсмертной

речи к иудеям относит это пророчество также ко Христу Спасителю (Деян. 7, 37).

Сам Христос Спаситель засвидетельствовал, что Моисей писал о Нем (Ин. 5, 46),

(Лк. 24, 44) и народ в Лице Христа Спасителя видел пророка, грядущего в мир (Ин.

6, 14).

Пророком, подобным Моисею, Мессия называется потому, что Он явился в мир, чтобы

возвестить волю Божию‚ и служение Его имело много сходственных черт со служением

Моисея, который был прообразом Мессии. Особенная близость Моисея к Господу

(Чисел 12, 6-8) предуказывала близость Христа Спасителя, как Сына к Богу Отцу

(Евр. 3, 2, 5-6). Моисей был ходатаем (посредником) Ветхого Завета между Богом и

народом еврейским (Гал. 3, 19). Христос был Ходатаем Нового Завета для всего

человечества (Евр. 12, 24). Как Моисей освободил Израиля от рабства египетского,

так Христос Спаситель освободил все человечество от рабства греху и дьяволу. Как

через Моисея дан был закон для ветхозаветного человека, так через Христа

Спасителя новозаветному человеку дан закон благодати (Ин. 1, 17).

9. Различные законы (Втор. 21)

Эта глава книги Второзакония должна быть отмечена как излагающая некоторые

обряды, имеющие связь с событиями евангельской истории.

Так, в частности, в стихах 1-9 излагается закон о неизвестно кем убитом

человеке. Если будет найден труп его, то старейшины ближайшего города должны

привести в дикую, неразработанную и незасеянную долину телицу, на которой доселе

не работали, и с помощью священников заколоть её здесь. Затем над головою телицы

они омывают руки в знак непричастности к совершенному преступлению и просят Бога

о не вменении народу греха пролитой человеческой крови.

Ко времени Христа Спасителя подобный обычай, возможно, существовал и у римлян,

потому что Пилат, чтобы засвидетельствовать свою невиновность в убиении Иисуса

Христа, "умыл руки перед народом" (Мф. 27, 24).

Указанный в 21, 1-9 Закон Моисея был направлен к тому, чтобы внушить уважение к

человеческой жизни и страх ко греху убийства. Но ожесточение евреев явилось

причиною того, что этот закон стал основанием их осуждения. В ослеплении злобою

к ненавистному Праведнику, они ответили Пилату: "Кровь Его на нас и на чадах

наших" (Мф. 28, 25).

Другой закон, излагаемый в стихах 22 и 23 рассматриваемой главы, говорит о

погребении казненных и также имеет отношение к искупительному подвигу Христа

Спасителя. По смыслу этого закона, тела повешенных преступников должны быть

погребены в день казни и не оставаться на ночь, дабы не осквернялась ими земля

обетования, ибо проклят перед Богом всяк повешенный на дереве. Поэтому и Господь

наш Иисус Христос, искупая человека от законной клятвы, Сам был "по нас клятва"

(Гал. 3, 13) и повешен на древе крестном, приняв на Себя грехи мира.

10. Закон об ужичестве (Втор. 25, 5-10)

На бездетной вдове обязан был жениться брат покойного и рожденные дети носили


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: