Пятикнижье Моесеево. Краткий курс лекций. 8 страница

Аравийской. Помогали священникам во время жертвоприношений, подавали воду,

приносили дрова и т.п. После построения храма они были исполнителями

богослужебных гимнов-псалмов посредством пения и игры на музыкальных

инструментах.

2. Священники

Священниками были сыновья и дальнейшие прямые потомки Аарона. Они приносили

жертвы, поддерживали священный огонь на жертвеннике всесожжения, следили за

горением светильника и скинии, воскуряли фимиам на алтаре кадильном,

приготовляли и через неделю потребляли хлебы предложения. Они созывали народ ко

входу скинии и к снятию станов звуками священных серебряных труб и ими же

объявляли военную тревогу. Им же принадлежало исполнение обрядов очищения после

проказы и других нечистот, на них возлагались учительство народа в законе Божием

и судебные обязанности.

К одежде священника относились:

1) "надраги льняны" (нижнее платье), которое покрывало служителя скинии от бедер

до голеней (Исх. 28, 42-43);

2) хитон или "подир" (Лев. 8, 7), иначе - "срачица" - длинная льняная одежда с

рукавами (Исх. 29, 5);

3) пояс узорчатой работы, стягивающий хитон для удобства при священнодействии;

4) "кидар" (особенная головная повязка из виссона) (Исх. 28, 40).

3. Первосвященник

Звание первосвященника принадлежало Аарону, а после его смерти - его старшим

потомкам по прямой линии, переходя от отца к сыну. Все священнические

обязанности относились к первосвященнику, но он являлся и распорядителем

богослужения; особенное Ему преимущество состояло в том, что он имел право

однажды в год входить в Святое Святых (в день очищения) и кропить кровию над

очистилищем (крышкой) ковчега завета.

Первосвященнику были усвоены, сверху священнических, следующие одежды:

1) "верхняя риза" - голубая цельно-тканная одежда без рукавов, с золотыми

звонницами;

2) на эту ризу надевался "эфод" - короткая одежда, до чресл, из виссона и

трехцветной шерсти с золотыми нитями. Одежда состояла из двух половин,

опоясанных на груди и скреплявшихся на плечах золотыми застежками, в которых

вставлены были два камня оникса с вырезанными на них именами колен Израилевых;

3) на грудь первосвященника, прикрепляясь к ефоду золотыми цепочками и кольцами,

возлагался "наперсник" или "слово судное" - квадратная ткань, украшенная

четырьмя рядами (по 3 в каждом) драгоценных камней с именами 12 колен Израиля

(Исх. 28, 15-29);

4) на наперстник возлагался "урим и туммим", что значит "светы и совершенства"

(слав. "явление и истина"), устройство которого не указывается в библейском

тексте (Исх. 28, 30; Лев. 8, 8). Несомненно, однако, что урим и тумим составляли

самую важную принадлежность первосвященнического одеяния; при наличии его

первосвященник вопрошал и Господь открывал ему Свою волю (1 Цар. 30, 7-8);

5) ефод на чреслах стягивался поясом из трехцветной шерсти и виссона с золотыми

нитями (Исх. 28, 8);

6) на голову одевался "кидар" (род митры) с прикрепленной спереди полированной

дощечкой из чистого золота с надписью на ней: "Святыня Господня".

Посвящение священника сопровождалось обрядами омовения, облачения и помазания

миром, трех жертвоприношений (о грехе, всесожжения и посвящения) и священного

пира из жертвенного мяса.

Обряды посвящения повторялись в течение семи суток (1 раз) при постоянном

пребывании посвящаемых во дворе скинии.

8. Первые священнодействия (Лев. 9)

После посвящения первых священников и первосвященника Аарона были принесены

жертвы сначала за первосвященника (за грех и всесожжения), а затем - от народа

(о грехе, всесожжения и мирная). После того, как Аарон возложил священное

благовонное курение на алтарь кадильный и вышел с Моисеем из скинии, ниспал с

неба огонь и попалил жертвы (Лев. 9, 24). Чудо ниспадения огня знаменовало

божественную волю во всех богослужебных установлениях. Впоследствии этот

священный огонь тщательно поддерживался священниками и никогда не угасал в

скинии.

9. Поражение Надава и Авиуда (Лев. 10)

Сыновья Аарона Надав и Авиуд, после утреннего каждения своего отца,

вознамерились, как новопоставленные священники, совершить установленное вечернее

каждение во святилище. По небрежности эти юноши вложили в свои кадильницы огонь

"чуждый", то есть приготовлявшийся для обычных нужд. "И вышел огонь от Господа,

и сжег их, и умерли они перед лицем Господним" (Лев. 10, 2). Этот пример

указывает на тяжесть греха священнослужителей, если они без должного

благоговения приступают к священнодействию.

10. Праздник очищения (Лев. 16)

Для очищения всех нечистот народа Господь устанавливает великий годичный

праздник очищения (ст. 1-2). В этот день первосвященник омывал тело свое водою и

облекался в обыкновенные льняные священнические одежды (4 ст.), затем он

поставлял перед алтарем жертвенных животных, от себя тельца в жертву за грех и

овна во всесожжение, а от народа двух козлов за грех и овна во всесожжение, но

по жребию один козел назначался для заклания, другой для отпущения (3, 5-10).

После этого совершались самые жертвы. По заклании тельца первосвященник, положив

полную кадильницу горящих углей с жертвенника всесожжений, входил во Святое

Святых и воскурял фимиамом, дым которого скрывал от него крышку ковчега завета.

После этого первосвященник брал кровь тельца и перстом кропил жертвенною кровию

семь раз на крышку и перед крышкою ковчега (11-14).

Затем, заколов козла и жертву за грех народа, первосвященник с кровию жертвы

вновь входил во Святое Святых и вновь совершал кропление (15). После кропления

святилища и всей скинии, первосвященник возлагал руки на голову живого козла,

исповедывал над ним беззакония народа, и затем особо назначенный человек выводил

в пустыню козла, который выносил на себе все беззакония народа "в землю

непроходиму" (20-22). Затем приносились для всесожжения жертвы (23-25). Отсюда

родилась крылатая фраза "быть козлом отпущения".

День великого очищения должен был праздноваться однажды в год, в десятый день

седьмого месяца и сопровождаться постом.

Стихи 1-2

Установление празднования дня великого очищения связано с событием, рассказанным

в 10 главе книги Левит. Страшная смерть Надава и Авиуда показала, с какою

внимательностью и осторожностью должны относиться к делу своего служения при

скинии священники. Чтобы предупредить на будущее время подобные факты, с одной

стороны, и с другой чтобы успокоить пораженных страхом священников и указать им,

что в известное время, при соблюдении указанных Богом предосторожностей,

первосвященник может входить во Святое Святых, Господь установил праздник

очищения. С этим днем соединяется очищение грехов и беззаконий всего народа.

Стихи 3-4

Омовение тела водою указывало на ту телесную и душевную чистоту, которая

требовалась от первосвященника, когда он являлся перед Господом, как ходатай за

грехи всего общества. Обыкновенные льняные священнические одежды должны были

указать на смирение и раскаяние первосвященника, являющегося перед Господом с

ходатайством об очищении и прощении грехов народа.

Стихи 5-22

По своему ближайшему внутреннему смыслу вхождение первосвященника во Святое

Святых только однажды в год указывало на то, что грех положил трудно преодолимую

преграду между Богом и согрешившим человеком, оттолкнул человека от Бога, что

осуждение тяготеет над согрешившим человеком. Воскурение фимиама означало

молитвенное предстательство первосвященника за себя и за народ.

Кропление жертвенною кровью крышки и перед крышкою ковчега указывало, что

очищение своих грехов человечество ожидает от Бога, видимым местом обитания

которого среди Израиля было святое святых. Наконец, изгнание козла в пустыню

после того, как первосвященник исповедовал над ним грехи народа, означало, что

из среды последнего неправда и беззакония удаляются в пустыню, царство греха и

диавола становятся вне царства Божия.

Но кроме этого ближайшего значения обряды для очищения имели глубокий

таинственно-прообразовательный смысл, который указан святым апостолом Павлом в

послании к Евреям. По апостолу, вхождение первосвященника во святое святых с

жертвенною кровью предсказывало Христа Спасителя, Который как "Первосвященник

будущих благ, придя с большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворною, то есть

не такового устроения, и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию,

однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление" (Евр. 9, 11-12).

Таким образом, действия первосвященника в день очищения прообразовали страдания

Спасителя, Его вознесение и ходатайство за верующих на небеси перед Богом Отцом

- искупление человечества вообще.

11. Постановления о праздниках Господних (Лев. 23)

По закону, изложенному в этой главе, еженедельным праздником является суббота

(1-3 стихи). Из годовых праздников первым по времени является Пасха, начавшаяся

с вечера 14 дня первого месяца (4-5 стихи). С Пасхою соединяется семидневный

праздник "опресноков", начинавшийся с 15 дня того же месяца (6-14 стихи). Через

семь полных седмиц от праздника опресноков совершался праздник Пятидесятницы

(15-22 стихи). Следующим по времени был праздник труб, падавший на первый день

седьмого месяца (23-25 стихи). В десятый день этого месяца праздновался день

очищения (26-32 стихи). Затем следовал праздник Кущей, начинавшийся с 15 дня

седьмого дня седьмого месяца и продолжавшимся семь дней. Восьмой день

присоединялся как отдание праздника (33-34 стихи).

Стихи 1-3

Суббота была днем покоя от обычных дел и соотносилась с творением мира и покоя

Творца в седьмой день. В духовно-таинственном смысле суббота была прообразом

того истинного покоя, того субботства, которое уготовано людям в Царствии

Небесном (Евр. 5, 4, 9-10).

Стихи 4-5

В Пасху вечером 14 дня первого месяца (авива или нисана) заклался пасхальный

агнец и съедался с особенным таинственно-прообразовательным обрядом (Исх. 12,

1-14). В своем ближайшем историческом значении праздник Пасхи должен был

напоминать евреям освобождение их от рабства египетского; в

таинственно-прообразовательном же смысле праздник этот предуказывал избавление

всего человечества от рабства греху через искупительную смерть Христа Спасителя.

Стихи 6-14

С праздником Пасхи соединялся семидневный "праздник опресноков", начинавшийся с

15 дня месяца. Напоминая евреям их поспешный выход из Египта, праздник

опресноков в духовно-таинственном смысле предуказывал жизнь во Христе, чуждую

духовного кваса (разложения), то есть злобы и лукавства, и проводимую в

бесквасии чистоты и истины (1 Кор. 5, 7-8).

Стихи 15-22

С праздником Пятидесятницы соединялось воспоминание о синайском

законодательстве, которое по преданию последовало в 50 день по выходе евреев из

Египта. В таинственно-прообразовательном смысле праздник этот, по толкованию

отцов и учителей Церкви, предуказывал новозаветную Пятидесятницу, когда

апостолам был ниспослан Дух Святой, написавший новозаветный закон уже не на

каменных скрижалях, но на скрижалях сердца плотских (2 Кор. 3, 3).

Стихи 23-25

Праздник труб, совершавшийся в первый день седьмого месяца священного года, был

праздником гражданского новолетия. Наступление каждого новомесячия у евреев

возвещалось трубным звуком (Числ. 10, 10), но наименование праздника труб (слав.

"память труб") присвоено преимущественно первому новомесячию года.

В этот праздник народ израильский благодарил Господа за благодеяния, полученные

в продолжение истекшего года. В духовно-таинственном смысле, по толкованию отцов

и учителей Церкви, праздник труб был прообразом новой жизни, нового неба и

земли, которые настанут, когда Сам Господь "при возвещении, при гласе Архангела

и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут" (1 Сол. 4, 16).

Стихи 26-32

День очищения падал на десятый день седьмого месяца, его значение известно из 16

главы рассматриваемой книги.

Стихи 33-34

Последним годовым праздником был праздник Кущей. Начинаясь с 15 дня седьмого

месяца, он продолжался семь дней, празднично отмечался и восьмой день - день

отдания праздника. Помимо богослужения и покоя, соблюдался обычай все дни

праздника проводить в кущах палатках из ветвей деревьев - в память

странствования по пустыне. В духовно-таинственном смысле праздник Кущей

прообразовательно указывал на вселение христиан в будущем веке в Царство славы.

12. Постановление о субботнем годе и юбилее (Лев. 25)

Стихи 1-7

В седьмой (субботний) год землю должно было оставлять в покое, не возделывая её,

не собирая плодов её и все самопроизрастащее на ней представляя бедным, даже

животным. Исполнение этого постановления относится ко времени поселения евреев в

земле обетованной. По указанию Вторзакония (15, 1-2) в субботний год должно было

прощать бедным долги.

Стихи 8-9

Еврейское слово "юбилей" (евр. - "йовел") происходит от глагола "йавал" - течь,

разноситься, раздаваться, имеющего значение далеко разносящегося звука,

производимого посредством трубы или рога. В дальнейшем смысле "йовел" означало

радостный звук, потому что посредством этого звука возвещалось наступление лета,

покоя, свободы и счастья для всей земли Иудейской. Отсюда, наконец, под этим

словом разумелся и самый год юбилейный, то есть каждый пятидесятый год.

Стихи 10-13

Значение и цель установления юбилейного года определяется словами 10 стиха:

"возвратитесь каждый во владение свое, и каждый возвратитесь в свое племя", то

есть каждый еврей в юбилейный год возвращал себе утраченное почему-то право на

владение земельным участком (слав. "притяжание") и права полномочного члена

гражданского общества (слав. "во отечество"), земля оставалась в покое.

В духовно-таинственном смысле субботний год и юбилей предуказывали лето

всемирного искупления, когда прекратится рабство греху, человеку возвратится

потерянное блаженство, когда с пришествием на землю Искупителя мира, начнется

новое благодатное царство оправдания и обновления мира и по всей земле раздастся

радостный голос евангельской проповеди (Ис. 11, 1-3; Лк. 4, 17-20). Это

благодатное царство завершится царством славы, которое будет возвещено трубным

звуком Архангела (1 Сол. 4, 16), когда "испразднится самый последний враг

смерть, когда тление сие облечется в нетление" (1 Кор. 15, 25-26, 52-55), когда

даже для неразумной природы настанет покой, утраченный ею вследствие

грехопадения человека (Рим. 8, 19-21).

13. Значение обрядовых постановлений

Народ еврейский, избранный Самим Богом из среды других народов (Исх. 19, 5-6),

должен был служить среди ветхозаветного человечества носителем истинной веры и

благочестия, мессианских обетований, распространять в древнем мире свет истинной

религии. Такое назначение Израиля требовало от него особенной чистоты и святости

(Лев. 19, 1-2). В видах достижения этой чистоты и святости закон и обставляет

жизнь Израиля различными правилами и предписаниями, определяющими не только его

душевную, но и телесную чистоту.

Все многочисленные обрядовые установления книги Левит о чистом и нечистом, о

способах очищения от различных телесных осквернений и пр. выделяло евреев из

среды других народов, внушало мысль о душевной чистоте и необходимости освящения

и искупления через Мессию. В этом смысле ветхозаветный обрядовый закон

называется святым апостолом Павлом "пестуном во Христе" (Гал. 3, 24).

VI. ЧЕТВЕРТАЯ КНИГА МОИСЕЕВА - ЧИСЛА

1. Наименование книги

Четвертая книга Моисея в еврейской библии называлась первым словом, с которого

она начиналась: "Вайдаббер" - "И сказал" В греческом тексте Септуагинта она

зовется "Арифми" - "Числа", что указывает на заключающиеся в ней сведения об

исчислении народа (1 и 26 главы), левитов, первенцев (3 и 4 главы) и станов (33

глава).

2. Время и место написания

Указание в Числ. 36, 13 на написание книги "на равнинах моавитских, у Иордана

против Иерихона", то есть в конце странствования евреев, по-видимому, относится

лишь к окончанию книги, большая же часть её, вероятно, написана в разных местах

пустыни аравийской, в разное время - в зависимости от получения Моисеем

Божественных откровений и обстоятельств путешествия.

Книга, состоявшая из 36 глав, обнимает своим содержанием период около 39 лет.

3. Обзор содержания

Книга может быть разделена на три части.

В первой части (1-10 главы) говорится о приготовлении израильтян к отшествию от

горы Синая; сначала повествуется об исчислении народа, военных ополчений и

левитов (1-4 главы), затем излагаются распоряжения о чистоте стана израильского

и назореях (5-6 главы), говорится о торжестве обновления скинии, о золотом

светильнике и праздновании пасхи в пустыне (7-9 главы), наконец, изображается

порядок похождения шествия колен израилевых и молитва Моисея при воздвижении

ковчега и остановке его (10 глава).

Вторая часть (11-21 главы) заключает в себе историю странствования евреев от

Синая до границ земли обетованной, сначала говорится о ропоте евреев, желавших

мяса, о перепелах и море, постигшем прихотливый народ "гробы похотения" (15

глава), о наказании проказою Мариам, сестры Моисея за ропот (12 глава), о

соглядатаях, посланных в землю обетованную, об осуждении народа на 40-летнее

странствование за неверие (12-14 главы), о некоторых обрядовых установлении и

казни за нарушение субботы (15 глава), затем о возмущении Корея, Дафана и

Авирона, утверждении священства за родом Аарона чудом прозябшего жезла, о службе

и средствах содержания священников (16-18 главы), далее - о жертве рыжей юницы,

о смерти Мариам, о воде из скалы, смерти Аарона на горе Ор (19-20 главы) и,

наконец, - о медном змее (21 глава).

В третьей части (22-36 главы) описываются события, совершившиеся на границах

земли обетованной; сначала рассказывается история Валаама, благословившего

израильтян (22-24 главы), затем излагается новое исчисление народа по коленам

(для раздела земли обетованной) и закон о наследстве (26-27 главы), говорится о

хлебных приношениях, об обетах женщин (28-30 главы), о поражении мадианитян и

поселении колен Рувимова и Гадова и полуколена Манассиина на восточной стороне

Иордана, о станах еврейских от Египта до равнин моавитских (на восточной стороне

Иордана) и границах земли обетованной при следующем разделении её между

остальными коленами (32-34 главы) и, наконец, о городах для левитов и невольных

убийц, а также - о замужестве девиц, получающих отцовское наследство (35-36

главы).

4. Цель написания книги

Цель написания, очевидно, состояла в том, чтобы увековечить в памяти людей

чудеса Божественного промышления об избранном народе во время странствования,

оставить урок потомкам не прогневлять Бога ропотом и неверием, а также записать

законы гражданской и религиозной жизни для дальнейшего руководства Израиля.

5. Прообразы Иисуса Христа и пророчества

о Нем в книге Чисел

1. Расцветший и принесший плод жезл Ааронов (17,8), предызображает таинственное

рождение Иисуса Христа от безневестной Девы Марии.

2. В жертве рыжей юницы (телицы), пепел которой полагается в очистительной воде

(19, 1-22), святой апостол Павел видит указание на голгофскую жертву во

оставление грехов всего мира (Евр. 9, 13-14; 13, 11-13).

3. Медный змей, воздвигнутый Моисеем в пустыне для исцеления верующих евреев

(21, 6-9), предизображал спасительное распятие Господа, о чем Он Сам сказал в

беседе с Никодимом: "Как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть

Сыну Человеческому, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную"

(Ин. 3, 14-15).

4. Прямое пророчество об Иисусе Христе изречено Валаамом, волхвом из-за Ефрата,

призванным моавитским царем Валахом проклясть израильтян, чтобы отнять у них

непобедимость, но по Божию повелению и внушению, благословившему их и

предсказавшему славную будущность богоизбранному народу, Валаам в числе прочих

пророчеств сказал: "Вижу Его, но не ныне; зрю Его, но не близко. Восходит звезда

от Иакова и восстает жезл от Израиля. Разит князей Моава и сокрушит всех сынов

Сифовых" (24, 17). Под сынами Сифа, праотца Ноева, разумеется весь род

человеческий; победитель (в духовном смысле) сынов Сифовых - Христос Спаситель.

6. Богослужебное употребление книги Чисел

В качестве паримийных чтений из книги Чисел употребляются следующие фрагменты:

11, 16-17; 24-29 (об избрании Моисеем 70 старейшин в помощь себе и их

пророчествовании действием Святого Духа) в день Пятидесятницы, когда празднуется

сошествие Святого Духа на апостолов;

24, 2-9, 17-18 (пророчество Валаама о звезде от Иакова) на вечерне навечерия

Рождества Христова.

7. Исчисление народа израильского по коленам и отделение

колена Левиина на служение при скинии (Числа, 1)

На втором году по выходе из Египта, перед уходом израильтян от горы Синая,

Господь дает повеление исчислить колена израильские. Исчисление было произведено

Моисеем и Аароном при помощи 12 мужей, указанных по одному из 12 колен (колено

Левиино было исчислено из общего исчисления и оно было изочтено впоследствии

отдельно; см. главы 3-4, ввиду особого назначения этого колена - служить при

скинии).

В счет входили кровные израильтяне - мужчины, от 20 лет и выше, то есть

способные носить оружие. Таковых оказалось 603550 человек.

Блаженный Феодорит указывает, что цель исчисления состояла в том, чтобы показать

истину божественного обетования об умножении потомства Авраама при освобождении

от египетского рабства (Быт. 15).

8. Вторичное исчисление народа (Числа, 26)

Это исчисление было произведено в конце странствования евреев по пустыне - при

подходе к земле обетованной. Цель исчисления - дать возможность точно

сообразоваться с количеством людей в каждом колене при предстоящем завоевании и

разделе земли обетованной. Порядок исчисления был прежний, то есть сосчитывались

лишь кровные израильтяне, мужского пола, от 20 лет и выше, за исключением

левитов, сочтенных отдельно.

При этом исчислении исполнения грозного определения Божия о том, что всё

взрослое поколение, вышедшее из Египта, не войдет в землю обетования (см. ниже -

обзор 14 главы) стало очевидным, в числе сосчитанных израильтян не оказалось

никого из представителей этого поколения, за исключением Иисуса Навина и Халева,

до конца сохранивших веру. Но и новое поколение, выросшее в пустыне, несмотря на

трудности путешествия, оказалось почти столь же многочисленно как и вышедшее из

Египта: 601730 человек. В этом сказалось божественное промышление об избранном

народе.

8. Обет назорейства и слова священнического благословения

(Числа, 6)

Слово "назорей" образовано из еврейского "назир" (отдельный, особый - в смысле

освящения). Под обетами назорейства известны такие, которые принимались

человеком в целях служения Господу, с принятием на себя некоторых лишений для

достижения чистоты и святости.

Назорей должен был воздерживаться от всего охмеляющего, не стричь волос и не

прикасаться к мертвым, хотя бы те были ближние родственники (прикосновение к

мертвым в Ветхом Завете считалось осквернением, ибо смерть - следствие греха).

Ветхозаветные назореи отчасти подобны новозаветным инокам, также ограничивающим

свои потребности и стремящихся к частоте и святости. Главное отличие состоит в

том, что обет назорейства мог приниматься на известный срок (пожизненные назореи

были по-видимому редки, известны: Самуил, Самсон и Иоанн Креститель).

В стихах 22-27 указываются слова, заповеданные Господом, при благословении

ветхозаветным священникам. В этих словах троекратно призывается имя Господа, что

помимо полноты призываемых благ, указывает на троичность Лиц Божества. Первая

часть благословения ("Сохранит тя") относится к Первому Лицу Святой Троицы -

Богу Отцу и Промыслителю. Вторая часть благословения ("помилует тя") призывает

Второе Лицо Святой Троицы Сына Божия, как Искупителя и Судию. Третье Лицо Святой

Троицы призывается в третьей части благословения, когда испрашивается мир

душевный - следствие благодатных даров Духа Святого ("да даст ти мир").

Некоторые толковники в словах ("да возложит имя Мое на сыны Израилевы", стих 27)

видят указание на особое символическое действие, подобное новозаветному

именославному благословению.

10. Порядок следования евреев к земле обетованной (Числа, 9-10)

После совершения Пасхи у подножия Синая, по-видимому, единственной за время

странствования по пустыне, евреи двинулись в дальнейший путь. Движение евреев и

остановка их в пути зависела от указания облачного столба днем и огненного -

ночью, чем объясняется неодинаковая длительность пребывания стана в разных

местах (9 глава).

Различные распоряжения свои Моисей передавал народу условным звуком серебряных

труб. Звуками трубы объявлялось и начало шествия в путь.

Порядок походного шествия евреев со скиниею был всегда одинаков, так как скиния

(в разобранном виде) была в середине. Впереди шло трехколенное ополчение под

знаменем Иуды. При воздвижении ковчега завета Моисей произносил следующие слова:

"Востани, Господи, и да рассыплются врази Твои, и да бежат вси ненавидящи Тебя".

При восстановлении ковчега, "Возвращая Господи тысящи тем во Израиле" -

"Возвратитесь Господи, к тысячам и тьмам Израилевым".

11. Ропот народа. Избрание 70 старейшин (Числа, 11)

Стихи 1-3

Трудность пути по пустыне вызывала малодушный ропот народа, за что часть его

была наказана от Господа огнем. Казнь прекратилась по молитве Моисея; а стан,

место этого события названо "Тавера" (слав. "Запаление").

Стихи 4-34

Вскоре возник новый ропот народа, возбужденный пришельцами из-за отсутствия мяса

и прочих египетских яств. Моисей, огорченный непостоянством народа и утомленный

тяжестью управления, просил от Господа смерти себе (стихи 4-15). Но Господь

повелел ему выбрать из старейшин Израиля 70 мужей в помощь себе, обещая им также

дары разумения духовных вещей, как и Моисею, и снисходя в немощи народа, обещал

мясную пищу на целый месяц. Для приготовления народа к чуду всемогущества Божия

он должен был выполнить требования очищения.

На следующий день ветер от моря нагнал на стан еврейский множество перепелов.

Народ, однако и при этом чуде проявил неизменные чувства - жадность, алчность в

пользовании новою пищей, за что Господь поразил виновных болезнью и смертью.

Этот стан, ознаменованный смертью от излишней прихотливости в пище, назван

"Киброт - Гаттаава" (слав. "гробы похотения").

12. Соглядатаи для обозрения земли Ханаанской (Числа, 13)

По желанию народа (Втор. 1, 22) Господь повелел послать 12 соглядатаев в землю


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: