Пятикнижье Моесеево. Краткий курс лекций. 10 страница

имя умершего. Если деверь отказывался исполнить закон ужичества, вдова, в

присутствии старейшин, снимала сапог с его ноги, плевала ему в лицо и говорила

при этом: "так поступают с человеком, который не созидает дома брата своему во

Израиле". За оскорблением оставалось позорное прозвание "дом разутого".

Этот закон отображал ожидание Мессии, рождение Которого от своего потомства было

мечтою каждого израильтянина. Поэтому бездетность считалась позором и наказанием

Божиим и умирающий без потомства испытывал как бы вторую смерть. В целях

поддержания братолюбия и дан изложенный в стихах 5-10 закон ужичества.

11. Закон проклятия и благословения (Втор. 27)

Моисей заповедует, чтобы евреи, вступив в землю обетованную, совершили на горах

Гевал и Гаризим особый знаменательный обряд. Они должны были поставить на горе

Гевал большие камни, обмазать их известью, написать на них слова закона,

устроить здесь из нетёсанных цельных камней жертвенник и вознести на нем жертвы.

Затем шесть колен (Симоново, Левино, Иудино, Исхарино, Иосифово, Ефремово и

Манассиино и Вениаминово) должны стать на горе Гаризим для произнесения

благословения, а остальные шесть колен на горе Гевал для произнесения проклятий

(1-13 стихи). Здесь перед всем Израилем Левиты должны во всеуслышание возгласить

проклятие всем нарушителям закона, идолопоклонникам, не уважающим родителей,

нарушающим между ближним, сбивающим слепого с дороги, извращающим суд,

прелюбодеям, развратникам, убийцам и вообще неисполнителям закона. На каждое из

этих проклятий народ должен отвечать: "буди" - "аминь" (14-26 стихи).

Этот обряд был указан для внушения ревности к закону Божию. Кроме того он, по

толкованию святых отцов, предизображал последний суд, когда Спаситель во втором

пришествии Своем отделит праведных от грешных и одних благословит, а других

поразит проклятием.

12. Благословение исполнителям закона Божия

и проклятие нарушителям его (Втор. 28)

Стихи 1-14

Когда евреи, поселившись в земле обетованной, будут хранить и исполнять закон

Божий, благословения изольются на народ (1-2 стихи). Израиль будет благоуспешен

"во граде"‚ то есть в своих городских занятиях (ремеслах, торговых и

промышленных мероприятиях), а "на селе", то есть в полевых земледельческих

трудах (3 стих), ему будет послано плодородие земли и скота (4 стих), житницы

его будут наполнены хлебами, а на полях, согласно с требованиями закона (Лев.

19, 9-10; 23, 22) будут оставаться в пользу бедных изобильных "останцы" (5

стих). Израиль будет благоуспешен вообще в своей деятельности, в своей борьбе с

врагами и во всех своих предприятиях. Враги пойдут против него стройною

сомкнутою массою (слав. "путем едином"), но обращенные в бегство, побегут от

него в беспорядке (слав. "седмию путьми") (6-8 стихи). Исполняя закон Божий,

Израиль сделается избранным народом Господа (9-10 стихи), одаренным всеми

благами земли, сделаются главою народам (11-14 стихи). Из истории израильского

народа можно видеть, что великие благословения действительно изливались на него,

когда он был верен Иегове и исполнял закон Божий.

Об этом свидетельствуют, например, истории царствования Давида, Соломона и

других благочестивых царей, когда Израиль, оставаясь верным Господу, побеждал

всех врагов своих и беспрепятственно пользовался благами земли обетования (ср. 3

Цар. 4, 25).

Стихи 15-68

В том случае, когда Израиль не будет исполнять заповедей Господа, многочисленные

проклятия придут на народ (15 стих). Неудачи в городских промыслах и полевых

занятиях (16 стих), лишение плодородия и чадородия (17-18 стихи), неудачи вообще

в деятельности и различного рода бедствия будут следствием отступления Израиля

от Господа (19-20 стихи). Страшные опустошительные болезни - моровая язва (слав.

"смерть"), чахлость ("'неимение"), горячка ("огневица"), лихорадка ("стужа"),

проказа египетская, короста и чесотка постигнут Израиля (21, 22, 27, 35 стихи),

необычайные физические бедствия - засуха (слав. "убийство"), палящий ветер и

мгла сделают небо над головою Израиля медным, а землю под ним железною, вместо

благодетельного дождя будут падать с неба на землю пыль и прах (23-24 стихи).

Все эти бедствия и телесные, и природные потрясут рассудок народа, он будет

поражен сумасшествием (слав. "неистовство"), духовным ослеплением сердца (слав.

"исступлением ума"); духовно-ослепленный Израиль будет днем ходить ощупью, ища

истины и не находя её (28-29 стихи). Враги будут господствовать над Израилем и

отнимать его собственность: жену, дом, землю, скот, детей (25-26, 30-33 стихи).

Израиль сойдет с ума (слав. "будет изумлен") от этих бедствий (34 стих).

Наконец, лишенный политической самостоятельности и плененный народ сделается

примером наказания, притчею и посмешищем среди других народов (36-37 стихи).

Израиль потеряет своё значение: пришелец будет возвышаться над ним, а

богоизбранный народ будет опускаться ниже и ниже (38-44 стихи). Эти страшные

проклятия, постоянно преследуя народ, будут вечным указанием того, что Израиль

не служил верно Господу Богу Своему (45-47 стихи). Враги в лице отдаленного

жестокого народа, налетят подобно орлам, все опустошат, осадят города Израиля,

так что народ будет есть своих детей (49-55 стихи). В это тяжелое время,

женщина, жившая в неге и роскоши, которая не привыкла ходить по земле, будет

есть свой послед и рожденных ею детей (56-57 стихи). Пораженный страшными

бедствиями, умаленный в числе (58-62 стихи) Израиль будет извержен из своей

отечественной земли (63 стих), рассеян по всем странам мира (64 стих), будет

скитаться и постоянно трепетать за свою жизнь (65-67 стихи). Для Израиля как бы

вновь настанут времена порабощения египетского; народ будет продаваться в

рабство и при этом не будет покупаться (68 стих).

С точностью исполнились над Израилем все эти пророческие проклятия Моисея.

Израиль, сделавшийся главою окружающих народов в блестящие царствования Давида и

Соломона, впоследствии, когда оставил истинного Бога и обратился в

идолопоклонство, лишился отечественной земли, был пленен язычниками, сделался

придатком народов.

Земля обетованная, текущая млеком и мёдом, обратилась в пустыню, над которой

медное небо и земля которой железна. Своё духовное ослепление Израиль показал,

отвергнув истинного Мессию, явившегося на земле. Это ослепление, подобно

покрывалу, доселе лежит на сердцах сынов Израиля и не дает им видеть истину

(Рим. 11, 7-10, 2 Кор. 3, 14-16).

С особенною подробностью и обстоятельностию Моисей описывает будущее порабощение

Израиля врагами, которые возложат на него "ярем железен" (48 стих). История

оправдала пророчества Моисея. После разделения царства Еврейского на два царства

- Иудейское и Израильское, когда народ еврейский все более и более уклонялся от

истинного Бога, суд Божий начал совершаться над богоотступным народом.

Прежде всего пало от меча ассириан царство Израильское, а жители этого царства

были переселены в ассирийские области (ок. 720 г. до Р.Х.). Спустя около 130 лет

пало и царство Иудейское, завоеванное вавилонским царем Навуходоносором, и иудеи

были отведены пленниками в Вавилон. Через 70 лет евреи были освобождены из плена

персидским царем Киром и, возвратившись в Палестину, через некоторое время

должны были вести долгую и упорную борьбу с греко-сирийским царством, снося

временами тяжелую зависимость от языческих угнетателей.

В эти времена, особенно в гонение Антиоха Епифана‚ весьма многие изменили своей

вере и стали кланяться идолам, оправдывая соответствующее пророчество Моисея (64

стих). Подпав затем незадолго до Р.Х. в зависимость от римлян, евреи

окончательно потеряли политическую самостоятельность, когда Иерусалим и второй

храм в 70 году были разрушены римлянами и евреи рассеяны по всей земле.

В своём пророческом созерцании будущей судьбы еврейского народа Моисей не

различает в отдельности все эти порабощения, объединяя в одной целостности

картины те великие бедствия и страдания, которые должен был перенести его народ.

Но каждый отдельный период его истории явился оправданием пророчества Моисея.

Нельзя не отметить, что предреченные Моисеем страшные бедствия и необыкновенный

голод имели место при нечестивом царе израильском Иораме (4 Цар. 6, 24-30), при

осаде Иерусалима Навуходоносором (Пл. Иер. 2, 20; 4, 10, Вар. 2, 2-3) и римским

полководцем Титом, когда, по свидетельству иудейского историка Иосифа Флавия,

осажденные иудеи гибли в стенах своей столицы, и доведенные до крайности,

питались нечистотами и поедали своих детей.

Достойно замечания, что все исчисленные проклятия Божия должны остаться на

отверженном Израиле и семени его "во век", как знамение и указание для прочих

народов (46 стих).

13. Обещание помилования народа в случае его раскаяния

и указание на исполнимость закона Божия (Втор. 30)

В том случае, когда Израиль образумится бедствиями, раскается и обратится к

Богу, Господь помилует народ и вновь ниспошлет Свои блага (1-9 стихи).

Для Израиля не трудно исполнять заповедь, данную ему, которая, заключая в себе

мудрость и счастье, недалеко от него и доступна ему, она не на небе, не за

морем, но на устах и в сердце человека, чтобы последний мог исполнять её. Моисей

этим говорит, что вечные вложенные в сердце человека вместе с образом Божиим

заповеди добра и истины выражены для Израиля в форме человеческого слова и ему

не требуется даже усилий, чтобы понять тайный голос души человеческой. Так

заключает Моисей свои речи к народу. Израилю предложены жизнь и смерть, добро и

зло, благословение и проклятие (15-19 стихи). Исполняя заповеди, народ будет

благоденствовать, при их нарушении его постигнут страшные бедствия (16-20

стихи).

14. Наставления Моисея Израилю, и Иисусу Навину (Втор. 31)

Моисей объявил народу, что по преклонности лет и Господнему определению, он

слагает с себя звание вождя израильского. Но при этом Господь, по словам Моисея,

не оставит народ Своей помощью, под предводительством Иисуса Навина Израиль

вступил в землю обетования и истребит своих врагов, как были истреблены

амморейские цари Сигон и Ог (1-5 стихи). Поэтому, обращаясь к народу, Моисей

увещает его быть мужественным и не страшиться предстоящих столкновений с врагами

(6). Затем перед лицом всего народа, обратившись к будущему вождю Иисусу Навину,

Моисей убеждает его быть твердым и мужественным в надежде на Господа, при помощи

Которого он войдет в землю обетования и разделит её народу на уделы (7-8 стихи).

Написав далее в книгу свои речи, Моисей передал её священникам и старейшинам,

заповедав, чтобы они читали эту книгу каждый субботний год (слав. "лето

оставления") в праздник Кущей перед народом, когда весь Израиль будет являться к

указанному Самим Господом месту законного богослужения. Это чтение закона должно

научить народ бояться Господа и исполнять Его заповеди (9-1З стихи).

После этого Господь, призвав Моисея вместе с Иисусом Навином перед двери скинии

свидения и явившись здесь в столпе облачном, открыл Моисею, что Израиль после

его смерти, оставив истинного Бога, обратится к идолам и за это наказан будет

многими бедствиями (14-18 стихи). В обличение этого будущего отступления Израиля

Господь повелевает Моисею написать особую обличительную песнь и научить ей весь

народ (19-20 стихи). Обратившись же к Иисусу Навину, Господь заповедал ему

мужество, обещая Свою помощь и покровительство (22-23 стихи). После этого

Моисей, закончив книгу закона, заповедал священникам хранить её по правую

сторону ковчега (24-27 стихи). Затем Моисей собрал старейшин колен, судей и

надзирателей (слав. "книговодителей") и вслух всего собрания изрек открытую ему

Господом обличительную песнь (28-30 стихи).

15. Обличительная песнь Моисея (Втор. 32)

В обличительной песни Моисея можно различить вступление (1-4 стихи), главную

часть (5-42 стихи) и заключение (43 стих). При этом главная часть песни

разделяется на четыре отдела; в первом (5-14 стихи) отображаются благодеяния

Бога Израилю; во втором (15-18 стихи) изображается будущее отступление Израиля

от Господа; в третьем (19-34 стихи) - наказание, имеющее постигнуть

богоотступный народ; в четвертом (35-42 стихи) - помилование Израиля в случае

его раскаяния. Слова этой песни, которую Израиль выучил наизусть, должны были

помнить последующие поколения его (44-47 стихи).

Стихи 1-4

Во вступлении, указывая на важность содержания песни, Моисей призывает небо и

землю, то есть все творения, во свидетельство истинности своих слов и выражает

желание, чтобы Израиль усвоил себе слова песни, как жаждущая земля принимает

влагу (слав. "троскот" - трава, зелень), ибо слова песни суть глаголы истинного,

верного в делах, правосудного и святого Бога.

Стихи 5-14

Изображая благодеяния Бога Израилю, Моисей говорит, что этот грешный, строптивый

и развращенный народ должен помнить постоянную, с самых древних времен,

попечительность о себе Господа; Израиль изначала сделался народом и уделом Его;

затем Господь оказал великие благодеяния народу, когда чудесным образом

освободил его из Египта, водил в пустыне, милостиво относился к нему и как орел

хранил его (ср. Исх. 19, 4). Наконец, как пророк, видя будущее поселение Израиля

в Палестине как уже совершившееся, Моисей говорит, что Господь увенчал свои

благодеяния поселением Израиля на высоте (слав. "на силу") земли, то есть в

прекрасной, богатой всякого рода произведениями земли обетованной.

Стихи 15-18

Изображая будущее отступление Израиля от Господа, Моисей говорит, что пользуясь

благами земли обетованной, народ огрубел, оставил истинного Бога, обратился к

идолам и‚ таким образом, стал приносить жертву не Богу, а бесам.

Стихи 19-34

Наказание, имеющее постигнуть богоотступный народ, представляется Моисеем в

следующем виде. Так как Израиль оставил истинного Бога и обратился к идолам,

которые суть "не боги", то Господь накажет Израиля тем, что обратит Свою милость

к язычникам, которые в глазах Израиля не заслуживали наименование народа (19-21

стихи). По объяснению святого апостола Павла, этими словами в таинственном

смысле предуказывалось, что Господь, отвергнув евреев, обратит Свои милости к

язычникам и призовет их в Церковь, основанную Христом Спасителем (Рим. 10,

19-21). Затем, по словам Моисея, Господь в гневе Своем пошлет на Израиль

страшные бедствия, причем Израиль истощен голодом, истреблен тяжкими болезнями,

на улицах его будет истреблять меч, и в домах ужас (22-25 стихи). Господь

окончательно не истребит народ еврейский только потому, чтобы язычники,

возгордившись не приписали исключительно себе дело наказания, чтобы не думали,

что сила их сокрушила Израиль, несмотря на помощь Иеговы (26-27 стихи). До 27

стиха Моисей говорил словами, исходящими от имени Самого Господа, с 28 по 33

стихи передают как бы его собственные мысли. Он говорит о забывшем Боге Израиле,

что он народ, потерявший смысл (28-29 стихи), иначе как мог бы он забыть, что не

собственной силой своей он занял Палестину, отняв её у многочисленных врагов, а

силою Бога (30 стих). Стих 31 напоминает Израилю, что враги его, египтяне (Исх.

14, 25) или Валаам торжественно сознавали, что перед Богом Израиля ничтожны те

силы, на которые они надеялись. Стихи 32 и 33 относятся не к язычникам, о

которых говорилось в предыдущем стихе, а к самому Израилю, в стихах этих

заключается разъяснение безумия Израиля. Лозою, пересаженною в землю обетования,

называется самый город, но плоды эта лоза дала горькие - это плоды лозы не

Божией, а Содомской и Гоморрской, что означает крайний разврат и забвение

правды.

Стихи 35-42

Но настанет день отмщения для врагов Израиля и когда в бедствиях народ ослабеет,

то есть исчезнет гордость и самоуверенность его, Господь умилосердится над

рабами Своими после суда над народом. Суд есть выделение тех, которые или

остались верными Иегове, или возвратились к Нему с сокрушенным сердцем. По

мнению одних толковников, это пророчество о возврате из плена вавилонского,

других - о времени пришествия Христа Спасителя. Тогда Господь произведет суд над

врагами Израиля; по последнему мнению можно думать об Израиле не плотском, а

духовном.

Стих 43

В заключение Моисей приглашает возвеселиться о помиловании Израиля, вместе с

избранным народом и язычников. Главная мысль этого замечательного пророчества,

провидящего вдали общую радость Израиля и язычников, заключается в очищении

земли и народа: "и очистит Господь землю и людей Своих". Но очищение это

произошло посредством крови Того, Который Своею кровию однажды вошел во

святилище и приобрел вечное искупление (Евр. 9, 12). С этим очищением

согласуется и веселие язычников, вместе с народом Иеговы, под именем которого

разумеется та первая Иерусалимская церковь с её апостолами и мучениками, которая

отныне сделалась наследницею божественных обетовании (Пс. 18, 5; Рим. 10, 18).

Значение обличительной песни Моисея определяется словами Самого Господа: "песнь

сия будет против них свидетельством" (31, 21) в том случае, когда евреи оставят

истинного Бога и совратятся в идолопоклонство. "Ибо это не пустое для вас; но

это жизнь ваша", - говорит Моисей в заключение (стих 47) и вся последующая

история Израиля свидетельствует об исполнении этих слов.

16. Пророческое благословение Моисея народу Израильскому

по коленам (Втор. 33)

Стихи 1-5

В вступительных словах своего благословения народу израильскому Моисей

вспоминает явление Господа при Синае, когда Он дал Израилю закон (Исход‚ 19), у

горы Сеира, когда Он спасал уязвляемых змеями образом вознесенного медного змия

(Чисел‚ 21, 4-9) и горы Фаран, когда Господь ниспослал Духа Святого на 70

старейшин (Чисел‚ 11,10).

Из указанных явлений Господа Моисей обстоятельнее останавливается на Синайском

законодательстве, как имеющем особенно важное значение для Израиля. Через

Синайское законодательство Израиль сделался народом избранным, людьми святыми

(ср. Исход 19, 5-6), народом Господа. Господь сделался царем Своего народа,

выражая Свою волю в законных постановлениях старейшин.

Стихи 6-25

Моисей благословляет народ, перечисляя его, подобно патриарху Иакову, по

коленам. Первыми упоминаются Рувим и Симеон (в еврейском тексте имя Симеона

опущено).

Благословение Моисея Иуде в ближайшем смысле заключает в себе молитву, чтобы

Господь слышал прошеная Иуды, был помощником его в борьбе с врагами. В

духовно-таинственном смысле благословение предуказывало явление Мессии, по плоти

происходящего от Иуды, и победу Искупителя человечества над духовными врагами.

Далее Моисей благословляет Левия, Вениамина, Иосифа, Завулона, Иесахара, Гада,

Дана, Наффалима и Асира, каждому колену предрекая милость Господа.

Стихи 26-29

Благословения свои Моисей заканчивает обращением ко всему Израилю. Указывая на

величие Бога избранного народа, обитающего на небе, но показывающего Свое

всемогущество в чудном устройстве видимого мира, Моисей говорит, что под

покровительством Господа Израиль победит своих врагов, поселившись обособленно,

он будет пользоваться благами земли обетованной.

17. Смерть Моисея (Втор. 34)

Стихи 1-4

Перед своею смертью Моисей взошел с равнин Моавитских на вершину горы Нево

(слав. "Наван") - Фасги. Показав ему отсюда землю обетования, Господь сказал,

что Моисей может только видеть эту землю, но не может войти в неё.

Стихи 5-7

После этого Моисей скончался и был погребен близь Бефегора (слав. "дому

Фегорова"), но место его погребения оставалось неизвестным.

Косвенным ответом на вопрос о тайне в отношении места захоронения вождя

еврейского народа служит указание святого апостола Иуды на спор архангела

Михаила с дьяволом "о Моисееве телеси" (Иуд. 1, 9). Святые отцы и учители Церкви

понимают это указание в том смысле, что дьявол, зная склонность евреев к

идолопоклонству, желал строить Моисею пышное погребение, чтобы могила

величайшего из ветхозаветных пророков была известна народу. С течением времени

евреи могли обоготворить Моисея, сделать его могилу местом идольского

поклонения. Архангел же Михаил, хранитель народа еврейского именем Господа

запретил дьяволу открывать место погребения Моисея.

VIII. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Во времена Моисея ветхозаветная Церковь получила полное и окончательное

устроение в отношении веры и нравственности богослужения и порядок управления.

Для утверждения учения о вере и нравственности Господь дал писанный закон, в

котором изложил Свою волю о правилах жизни ветхозаветного человека. Основа этого

Закона - заповеди десятисловия, призывающие к любви к Богу и ближнему.

Богослужение было приурочено к одному месту, так как только при скинии можно

было приносить жертвы, дары, собираться для общей молитвы. Господь через Моисея

указал подробно законы богослужебные и связанные с ними - обрядовые.

Законы богослужебные определяли место (скиния), лица (левиты, священники),

времена (утро и вечер каждого дня, праздники и т.п.) и действия

(жертвоприношения), связанные с богослужением.

Законы обрядовые имели целью внести освящение во всю жизнь ветхозаветного

человека и всем проявлением её сообщать богослужебный характер.

Порядок управления во времена подзаконные имел особые черты, придающие ему

божественный характер. Этот период управления в жизни подзаконного человечества

называется обычно теократией (Богоправлением), потому что верховным правителем

народа был Сам Иегова и от Него шли законы не только религиозные, но и

гражданские.

Видимым же представителем верховной власти гражданской был вождь (впоследствии -

судия) с помощниками из народа. В области духовной власти видимым представителем

был первосвященник, с помощниками - священниками и левитами.

При глубоком изучении Ветхого Завета нельзя не поражаться единством мысли,

величием и мудростью религиозных законов, глубиною и дальновидностью законов

гражданских. В книгах Моисеевых заключается божественное откровение для народа,

который должен был хранить божественную истину для просвещения и приутотовления

всех к пришествию Мессии - Спасителя.

Экзаменационная программа

по Священному Писанию Ветхого Завета для 2 класса

Московской духовной семинарии (Сектор заочного обучения)

1 билет 1. Книга, Бытие 1, 1-2 (творение мира); значение слов "в начале",

"сотвори", "Бог", "небо и землю", "безвидна", "пуста", "тьма над бездною", "Дух

Божий носился над водою".

2. Понятие о Священном Писании. Названия состава священных книг в Священном

Писании и у церковных писателей.

2 билет 1. Быт. 1, 3-5 (1 день творения), значение слова "сказал" (рече -

слав.), предмет творения первого дня. Что значит, "свет", "тьма". Как понимать

выражение "и отделил Бог свет от тьмы" и "был вечер и было утро: день один".

2. Главный предмет Священного Писания Ветхого Завета.

3 билет 1. Быт. 1, 6-8 (2 день творения), предмет творения второго дня. Понятие

слов: "твердь", "вода", значение выражения "и был вечер, и было утро, день

вторый".

2. Значение науки о Священном Писании Ветхого Завета.

4 билет 1. Быт. 1, 9-13. Предмет творения третьего дня. Значение содержания

слов; "да произрастит земля зелень", "по роду своему плод", "и был вечер, и было

утро, день третий".

2. Число священных книг и разделение их по содержанию.

5 билет 1. Быт. 1, 14-19. Предмет творения четвертого дня. Назначение светил.

Значение выражений: "…два светила великие", "и был вечер, и было утро, день

четвертый".

2. Канонические и неканонические книги и их первоначальный текст.

6 билет 1. Быт. 1, 20-26. Предмет творения пятого и шестого дней. Значение слов:

"да произведет вода пресмыкающихся…", "да произведет земля душу живую по роду

ее". Значение благословения Божия.

2. Первоначальный текст Священного Писания Ветхого и Нового Заветов.

7 билет 1. Быт. 1, 26-31. Творение человека. Значение слов: "Сотворим по образу

Нашему и по подобию Нашему", "и да владычествуют они". Пища первого человека.

2. Главнейшие переводы Священного Писания.

8 билет 1. Быт. 2, 1-17. Значение слов: "Бог почил от дел Своих в день седьмой",

"благословил Бог седьмой день". Объяснение 4-7 стихов. Первое место пребывания

человека. Рай. Реки рая; заповедь о труде и невкушении плодов с древа познания

добра и зла.

2. Буквальный смысл Священного Писания.

9 билет 1. Быт. 2, 18-25. Наречение имен животным. Сотворение жены. Блаженное

состояние прародителей в раю.

2. Таинственный смысл Священного Писания (прообраз, притча, аполог, символ).

10 билет 1. Быт. 3, 1-24. Грехопадение прародителей. Грех прародителей, его

следствия, наказание. Первоевангелие. Суд Божий над согрешившими.

2. Разделение текста на главы и стихи.

11 билет 1. Быт. 4, 1-24. Дети Адама и Евы. Различие в жертвоприношениях Каина и

Авеля. Первая человеческая смерть; проклятие Каина.

2. Способы изъяснения Священного Писания.

12 билет 1. Быт. 4, 25-5, 1, 32. Жизнь рода Сифа и долголетие ветхозаветных

патриархов. Быт. 6. Развращение людей; избрание Ноя.

2. Главное руководительное начало для понимания слова Божия.

13 билет 1. Быт. 7-9. Всемирный потоп (обзор). Послепотопный завет Бога с Ноем.

Пророчество Ноя о судьбе своих сыновей.

2. Число и наименование законоположительных книг.

14 билет 1. Быт. 11, 1-9. Столпотворение Вавилонское и рассеяние рода

человеческого.

2. Сведения о писателе Пятокнижия.

15 билет 1. Быт. 11, 26; 12 и 13 гл. Избрание Богом Авраама и первые три

Богоявления.

2. Книга Бытие. Название и главный предмет книги. Время, место и цель написания.

16 билет 1. Быт. 14, 14-20. Аврам и Мелхиседек 17, 1-27. Установление завета

обрезания.

2. Разделение книги Бытия по содержанию.

17 билет 1. Быт. 18, 1-15. Богоявление Аврааму у дуба Мамре 22, 1-19.

Жертвоприношение Исаака.

2. Книга Исход. Наименование книги. Время, место и цель написания.

18 билет 1. Быт. 25, 19-34; 26, 1-5. История жизни Исаака и 1 ему Богоявление.

2. Важнейшие прообразы Божией Матери в книге Исход.

19 билет 1. Быт. 28 и 32 гл. Видение Иаковом небесной лествицы. Таинственная

борьба Иакова с Богом; перемена имени.

2. Важнейшие прообразы Божией Матери в книге Исход.

20 билет 1. История жизни Иосифа Прекрасного, его нравственные достоинства и

заслуга перед всем потомством. Быт. 37-47, 48, 22. Благословение Иаковым Иосифа

и его детей Ефрема и Манассии.

2. Богослужебное употребление книги Исход.

21 билет 1. Быт. 49. Пророческое благословение Иаковом своих сыновей и

предсказание о явлении Спасителя от Иуды.

2. Книга Левит. Наименование книги, время и цель написания.

22 билет 1. Книга Исход 3-4. Призвание Моисея. Видение "Неопалимой купины".

Объяснение имени Божия "Аз есмь Сущий".

2. Богослужебное употребление книги Левит.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: