Северо-восток Руси

Северо-Восточные земли контролировала ветвь Всеволода Ярославича, Владимир Всеволодович Мономах, он контролировал Ростово-Суздальские земли.

Город Владимир Залесский был построен Владимиром Мономахом, он имел очень важное значение, т.к. стоял на речных и сухопутных путях.

Владимир Мономах отдал земли князю Юрию, который укреплял свои земли и хотел захватил Киев, трижды он пытался сесть в Киеве и на третий раз он сел там навсегда в 1135 году. Своих сыновей он посадил в окрестных городах.

Старший из его сыновей Андрей был талантливый полководец, дипломат. Ему был выделен в отчину Владимир. Туда он и ушел, оставив отца, что бы не потерять отчину, которая могла перейти к младшим сыновьям.

Сам Юрий Долгорукий был отравлен в 1157 году, но Андрей не стал арендовать на южные земли. Он стал создавать свой, альтернативный политический центр. По этому пути пошли смоленские, полоцкие, черниговские князья.

Сложились три политические системы:

1. В Новгороде сложился республиканский строй правления. Средневековая республика с возможностью выборности республиканских магистрантов: посадского, тысяцкого, позднее стали избираться и архиепископы. Отношения с князьями были договорными. В начале они были устными, а затем письменными.

Такие договорные отношения использовались во многих зарубежных городах.

Новгородские земли, с республиканским устройством раскинулись до Урала и до Баренцева моря.

2. Вторая политическая система сложилась в результате равенства князя, бояр и городов в Киевском, Волынском и Галицком княжествах. Это равенство и противостояние сил вело к постоянным конфликтам.

3. Самодержавная власть сложилась на северо-востоке Руси, во Владимиро-Суздальской земле. У княжеской власти не было никаких альтернативных органов управления. Этот процесс самодержавной власти стал формироваться при Андрее Боголюбском.

Боголюбский укрепил государство, строя пограничные крепости, утверждал свои святыни: во-первых почитание иконы владимирской божьей матери, она была объявлена чудотворной. Появился праздник успения богородицы (отсюда появление Успенских соборов). Успенский собор в это время становится кафедральным.

Праздник покрова богородицы заимствован из Византии. Отсюда особое значение покровных церквей. Город Владимир отличался красотой укреплений, светских и церковных зданий.

Андрей строит замок в позднем Романском стиле (белокаменный). В это время в Скандинавии, Германии и по всей Европе строятся похожие замки, что говорит о том, что они мыслили себя в едином общеевропейском пространстве.

В 1113 году для канонизированных святых Бориса и Глеба построили новую церковь в Вышгороде. Владимир Мономах настаивал на том, чтобы их похоронить в центре храма, а Олег Святославич с родственниками, говорил, что это необходимо сделать в правой галереи.

Таким образом здесь столкнулись две точки зрения. В центре храма был похоронен Владимир Святославич, с женой Анной, по католическому обряду и похоронив Бориса и Глеба в центре, означало сохранить приверженность к Владимиру – Крестителю Руси. Но новые православные традиции взяли верх.

У Андрея Боголюбского не было альтернативных источников власти, поэтому он правил достаточно жестко, вызывая недовольство бояр, от рук которых и пал в 1174 году.

Старое ростовское и суздальское боярство хотело построить государство на новгородский манер. Но бояре, уже сидящие во Владимире, не хотели передела власти, чтобы не потерять свои позиции. В течении двух лет ростовские и суздальские бояре пытались захватить власть, но у них ничего не получилось.

В это время уже подрос Всеволод Юрьевич (Большое Гнездо) и в 1176 году он начал править. Он посадил своих детей по городам Северо-Восточной Руси, стараясь постоянно контролировать Новгород, который терял позиции торгового города. Русь не закрывалась от запада, торговые пути сместились на Атлантику и северо-восточную Европу, но русские князья еще считают себя органической частью Европы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: