Концептуальный подход к автоматизации психологических исследований

Множество подходов к проблематике автоматизации конкретных психологических исследований базируются на идее создания быстродействующих систем психодиагностики и психологии управления. Логика построения концептуальных схем автоматизации состоит в преобразовании проблем конкретной науки в информацию для использования ее на практике.

Психология — это конкретная наука. Объект и предмет ее сугубо прагматичны. Информационный каркас психологии основывается на выявлении закономерностей развития психических явлений и их преобразовании. Преобразование психологических переменных является сущностью психологии управления. В этой схеме психодиагностика занимает место точки отсчета. Именно ее данные определяют технологию управления людьми.

На этапе автоматизации психологической информации, с одной стороны, происходит ускоренный рост входящего объема и накопления психологических данных, а с другой — с внедрения автоматизированных психодиагностических средств начинается преобразование самой информации. Да и сам человек (и исследователь, и испытуемый) значительно меняется с изменением инструмента, при помощи которого исследуется его психика.

Если схематично представить концепцию автоматизации психологических исследований, то обнаружатся две основные линии (горизонты): во-первых, горизонт движения научных психологических знаний и, во-вторых, линия конкретизации применения автоматизированных средств (Шведин Б.Я., 1987) (см. рис.).

На первом горизонте открывается развитие полученных конкретной наукой (психологией) теоретических знаний, которые на этапе внедрения преобразуются в научную, а затем в управленческую информацию.

Второй горизонт характеризуется основными направлениями применения компьютеров в научно-исследовательской практике и реализуется в ходе научно-исследовательских работ в виде автоматизации научно-информационной и практической прикладной деятельности психологов.

В процессе получения эмпирической психологической информации происходит ее редукция, или «сжатие». Исходная психологическая информация, источниками которой зачастую являются люди (анкетирование, тестирование, опрос и др.) или печать (книги, архивные материалы, документы, периодическая печать и др.) представляет собой неструктурированный эмпирический материал, который характеризуется прежде всего минимальной организованностью информационных переменных и максимальным объемом данных. Таким образом, исходная эмпирическая информация — это неорганизованная (неструктурированная, неупорядоченная) информация, существующая в жизни и непосредственно сопряженная со своими носителями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: