Тема: Интегрированные информационные системы в экономике

ЛЕКЦИЯ 8

Модель сервера приложений (AS – Applcation Server).

Модель файлового сервера

Один из компьютеров сети выделяется и определяется файловым сервером, т.е. общим хранилищем любых данных. Все основные компоненты размещаются на клиентской установке.

Достоинства и недостатки модели файлового сервера.

Модель удаленного доступа к данным (RDA – Remote Data Access)

Компонент доступа к данным в СУБД полностью отделен от других компонентов (компонента представления и прикладного компонента) и размещается на сервере системы. Он реализуется в виде самостоятельной программной части СУБД, называемой SQL-сервером.и инсталлируется на вычислительной установке сервера системы.

Достоинства и недостатки модели удаленного доступа к данным.

Модель сервера базы данных (DBS – DataBase Server);

Прикладной компонент полностью размещается и выполняется на сервере системы. На клиентских установках размещается только интерфейс пользователя.

Достоинства и недостатки модели сервера базы данных.

Интерфейс пользователя – на клиентских установках, прикладной компонент (монитор обработки транзакций) – на сервере приложений, компонент доступа к данным, т.е. низкоуровневые операции по доступу и изменению данных – на SQL-сервере.

Достоинства и недостатки модели сервера приложений..

Технологии реплицирования данных. Отложенные обновления.

Технологии объектного связывания данных (DAO). Протокол ODBC.

Интегрированные автоматизированные систе­мы управления промышленными предприятия­ми – термин, возникший и широко распространенный в 1980-1990-е гг. в связи с необходимостью объединения в единую систе­му разнообразных автоматизированных систем, разрабатывав­шихся на предприятии.

Определение ИАСУ и проблемы интеграции. Требования по по­вышению уровня организации производства, обеспечению чет­кой координации действий подразделений предприятия могут быть выполнены путем интеграции всех функций управления в единую интегрированную систему управления (ИАСУ). Данная система комплексно обеспечивает автоматизацию процессов стратегического планирования, экономического и технического развития предприятия, маркетинговых и научных исследований, проектирования новых видов продукции, управления техничес­кой подготовкой производства, текущей производственно-хо­зяйственной, сбытовой и финансовой деятельностью и автомати­зацию управления основными и вспомогательными технологи­ческими операциями.

Сущность интеграции системы управления предприятием заключается в следующем:

согласовании целей и критериев их оценки всех компонен­тов системы;

решении комплексов задач, обеспечивающих достижение целей;

обобщении информации (при передаче с нижнего уровня на верхний) или дифференциации информации (при передаче с верхнего уровня на нижний);

получении общего экономического эффекта, превышающе­го простую сумму эффектов отдельных компонентов (синергетический эффект).

Под интегрированными автоматизированными системами уп­равления (ИАСУ) понимаются многоуровневые человеко-машин­ные системы, охватывающие решение задач управления эконо­микой предприятия, административной деятельностью, исследо­ваниями конъюнктуры рынка, реализацией товаров, а также за­дач проектирования изделий, технической подготовки производ­ства, организации и управления технологическими процессами.

Решение проблем интеграции заключается в применении системного подхода к проектированию, разработке целевых программ создания ИАСУ, адаптации и идентификации ее ком­понентов, объединении фаз жизненного цикла ИАСУ. Интегра­ция может рассматриваться в различных направлениях, а имен­но: функциональная, информационная, программная, техничес­кая, организационная (таблица 1).

Таблица 1

№ п/п Вид интеграции Характеристика интеграции
  Организационная Рациональное сочетание управленческой дея­тельности персонала по всем уровням ИАСУ
  Функциональная Обеспечивает единство целей и согласован­ность функций всех компонентов. Требует раз­работки общей функциональной структуры всей системы, декомпозиции системы на ком­поненты. Устанавливает для каждого компо­нента: критерий эффективности, модели функ­ционирования, процедуры обработки данных, функциональные и информационные связи между компонентами
  Информационная Требует единого подхода к созданию и ведению всей информационной базы. Обеспечивает вза­имосвязанную циркуляцию информации меж­ду компонентами системы
  Программная Обеспечивает совместное функционирование комплексных ИС, прикладных программ и баз данных, используемых для решения задач
  Техническая Обеспечивает создание комплекса совмести­мых ЭВМ, средств автоматизации, локальных (в том числе корпоративных) сетей ЭВМ, поз­воляющих проводить автоматическую реализа­цию всех направлений интеграции при распре­деленной обработке информации

Создание ИАСУ требует больших финансовых ресурсов и че­ловеческих усилий. При этом решается целый ряд проблем, свя­занных с интеграцией. Основные характеристики этих проблем приведены в таблице 2.

Таблица 2

Суть проблемы Характеристика проблемы
Комплексное совершенствование системы управления Обеспечение условий для взаимосвязанного и согласованного управления организационно-эко­номическими и технологическими процессами, исследованиями и проектированием. Оптимиза­ция принятия решений по системе в целом
Декомпозиция объекта Разделение объекта автоматизации на части, поз­воляющие осуществить эффективную автомати­зацию каждой из них и системы в целом
Декомпозиция целей Построение дерева целей и установление для группы взаимосвязанных целей критериев интег­рации, определяющих степень согласованности функционирования отдельных частей ИАСУ
Межуровневая и внутриуровневая интегра­ция Установление рациональных способов организа­ции взаимосвязи и взаимодействия частей одного иерархического уровня и различных уровней, в том числе между АСУП, САПР, АС ТПП
Совместимость Разработка совместимых средств технического, программного, информационного обеспечения ИАСУ
Повышение эффектив­ности системы Увеличение эффективности ИАСУ по сравнению с суммарной эффективностью автономно функ­ционирующих АСУ
Полная реализация за­дач автоматизирован­ного управления Расширение границ постановки задач управления по сравнению с задачами обработки данных. За­дачи в ИАСУ должны охватывать все фазы управ­ления: измерение, учет, контроль, анализ, выра­ботка управляющего воздействия
Адаптивность Возможность перехода к эффективному функци­онированию в условиях меняющихся целей и ре­сурсов
Выбор средств проек­тирования Анализ и выбор средств проектирования, обеспе­чивающих создание в приемлемые сроки компо­нентов ИАСУ и их совместимость. Приобретение готовых решений
Согласование компо­нентов ИАСУ Выбор согласованных параметров точности, дос­товерности информации, производительности и надежности взаимодействующих компонентов ИАСУ, обеспечивающих достижение цели
Координация и управ­ление частями ИАСУ Организация управления обменом и распределе­нием ресурсов. Согласование целей и критериев функционирования локальных компонентов
Методическое обеспе­чение ИАСУ Формирование общих требований к ИАСУ, к раз­работке норм и правил классификации, техноло­гии разработки, внедрения и эксплуатации сис­тем, к составу и содержанию проектной докумен­тации

Выбор средств интеграции АСУ организационно-экономи­ческими и техническими объектами должен обеспечивать их функциональную, информационную, техническую, програм­мную и организационную совместимость.

Стратегия разработки ИАСУ основана на принципах нисхо­дящего проектирования, т.е. на поэтапном переходе от методов системного анализа к локально-функциональному подходу, ког­да после разработки общей концепции осуществляется декомпо­зиция системы и отдельные ее компоненты разрабатываются, внедряются и развиваются самостоятельно, сохраняя все необхо­димые взаимосвязи друг с другом. Зарубежным аналогом ИАСУ является система CIM (Computer-integrated business of manufactu­ring). Концепция CIM реализуется в компьютерно-интегрирован­ных системах управления производством, получивших широкое распространение в разных модификациях в крупнейших фирмах.

ИАСУ как согласованное множество локальных АСУ представима в виде многоэшелонной иерархической структуры. Ло­кальные системы, являясь относительно независимыми, взаимо­действуют между собой. При этом в каждой из них принимаются частные решения, т.е. осуществляется внутреннее автономное управление. Однако их иерархическое расположение (многоэше­лонная структура) указывает на то, что нижележащие системы управляются вышестоящими.

Функциональная структура ИАСУ. Функциональную структу­ру ИАСУ образуют комплексы функциональных структур взаи­модействующих ИС (АСУП, САПР, АСУ ТП и т.п.). При созда­нии ИАСУ могут быть построены разнообразные модели. В лю­бом случае в ее составе выделяются компоненты, рассматривае­мые как самостоятельные АИС.

Наибольшую сложность при разработке ИАСУ представляют вопросы комплексирования, в частности минимизация затрат на взаимосвязи (интерфейсы) между отдельными компонентами, модулями, входящими в систему. Минимизация затрат на разра­ботку интерфейса обусловлена тем, что их удельный вес в боль­ших системах, какими являются ИАСУ, требует около 50% общих затрат на разработку.

Следует отметить, что ИАСУ представляет собой сложную систему, при исследовании которой решающую роль играют ме­тоды декомпозиции системы и методы интеграции ее составных частей. При разработке ИАСУ необходимо обеспечить самостоя­тельность и законченность отдельных компонент (модулей), пре­дусмотрев их комплексную увязку, что позволит пользователю получить желаемый интегральный эффект.

В настоящее время появился ряд новых терминов для наиме­нований сложных многокомпонентных многоуровневых систем – мулыпиагентные системы, корпоративные информационные систе­мы, глобальные сети и системы. Понятие интегрированной системы является основой разработки виртуальных систем.

Первоначально при появлении корпоративных информацион­ных систем (КИС) считали, что этот термин может заменить тер­мин «интегрированная система». Однако в последующем стало очевидным, что КИС ориентированы на определенные виды де­ятельности предприятия (финансовые, материально-складские, кадровые и другие функции) и по мере развития автоматизации предприятия вновь потребовалось понятие интеграции отдель­ных КИС в обобщенные системы.

Поэтому понятие интегрированной системы следует тракто­вать в расширенном смысле, и при разработке востребованных в настоящее время автоматизированных систем (мультиагентных систем, интеграции КИС и т. п.) учитывать изложенный опыт разработки ИАСУ, накопленный в период, когда ставились зада­чи комплексной автоматизации на всех уровнях управления на­шей страной - от предприятий до отраслей и государства в целом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: