ЛЕКЦИЯ 8
Модель сервера приложений (AS – Applcation Server).
Модель файлового сервера
Один из компьютеров сети выделяется и определяется файловым сервером, т.е. общим хранилищем любых данных. Все основные компоненты размещаются на клиентской установке.
Достоинства и недостатки модели файлового сервера.
Модель удаленного доступа к данным (RDA – Remote Data Access)
Компонент доступа к данным в СУБД полностью отделен от других компонентов (компонента представления и прикладного компонента) и размещается на сервере системы. Он реализуется в виде самостоятельной программной части СУБД, называемой SQL-сервером.и инсталлируется на вычислительной установке сервера системы.
Достоинства и недостатки модели удаленного доступа к данным.
Модель сервера базы данных (DBS – DataBase Server);
Прикладной компонент полностью размещается и выполняется на сервере системы. На клиентских установках размещается только интерфейс пользователя.
Достоинства и недостатки модели сервера базы данных.
|
|
Интерфейс пользователя – на клиентских установках, прикладной компонент (монитор обработки транзакций) – на сервере приложений, компонент доступа к данным, т.е. низкоуровневые операции по доступу и изменению данных – на SQL-сервере.
Достоинства и недостатки модели сервера приложений..
Технологии реплицирования данных. Отложенные обновления.
Технологии объектного связывания данных (DAO). Протокол ODBC.
Интегрированные автоматизированные системы управления промышленными предприятиями – термин, возникший и широко распространенный в 1980-1990-е гг. в связи с необходимостью объединения в единую систему разнообразных автоматизированных систем, разрабатывавшихся на предприятии.
Определение ИАСУ и проблемы интеграции. Требования по повышению уровня организации производства, обеспечению четкой координации действий подразделений предприятия могут быть выполнены путем интеграции всех функций управления в единую интегрированную систему управления (ИАСУ). Данная система комплексно обеспечивает автоматизацию процессов стратегического планирования, экономического и технического развития предприятия, маркетинговых и научных исследований, проектирования новых видов продукции, управления технической подготовкой производства, текущей производственно-хозяйственной, сбытовой и финансовой деятельностью и автоматизацию управления основными и вспомогательными технологическими операциями.
Сущность интеграции системы управления предприятием заключается в следующем:
согласовании целей и критериев их оценки всех компонентов системы;
|
|
решении комплексов задач, обеспечивающих достижение целей;
обобщении информации (при передаче с нижнего уровня на верхний) или дифференциации информации (при передаче с верхнего уровня на нижний);
получении общего экономического эффекта, превышающего простую сумму эффектов отдельных компонентов (синергетический эффект).
Под интегрированными автоматизированными системами управления (ИАСУ) понимаются многоуровневые человеко-машинные системы, охватывающие решение задач управления экономикой предприятия, административной деятельностью, исследованиями конъюнктуры рынка, реализацией товаров, а также задач проектирования изделий, технической подготовки производства, организации и управления технологическими процессами.
Решение проблем интеграции заключается в применении системного подхода к проектированию, разработке целевых программ создания ИАСУ, адаптации и идентификации ее компонентов, объединении фаз жизненного цикла ИАСУ. Интеграция может рассматриваться в различных направлениях, а именно: функциональная, информационная, программная, техническая, организационная (таблица 1).
Таблица 1
№ п/п | Вид интеграции | Характеристика интеграции |
Организационная | Рациональное сочетание управленческой деятельности персонала по всем уровням ИАСУ | |
Функциональная | Обеспечивает единство целей и согласованность функций всех компонентов. Требует разработки общей функциональной структуры всей системы, декомпозиции системы на компоненты. Устанавливает для каждого компонента: критерий эффективности, модели функционирования, процедуры обработки данных, функциональные и информационные связи между компонентами | |
Информационная | Требует единого подхода к созданию и ведению всей информационной базы. Обеспечивает взаимосвязанную циркуляцию информации между компонентами системы | |
Программная | Обеспечивает совместное функционирование комплексных ИС, прикладных программ и баз данных, используемых для решения задач | |
Техническая | Обеспечивает создание комплекса совместимых ЭВМ, средств автоматизации, локальных (в том числе корпоративных) сетей ЭВМ, позволяющих проводить автоматическую реализацию всех направлений интеграции при распределенной обработке информации |
Создание ИАСУ требует больших финансовых ресурсов и человеческих усилий. При этом решается целый ряд проблем, связанных с интеграцией. Основные характеристики этих проблем приведены в таблице 2.
Таблица 2
Суть проблемы | Характеристика проблемы |
Комплексное совершенствование системы управления | Обеспечение условий для взаимосвязанного и согласованного управления организационно-экономическими и технологическими процессами, исследованиями и проектированием. Оптимизация принятия решений по системе в целом |
Декомпозиция объекта | Разделение объекта автоматизации на части, позволяющие осуществить эффективную автоматизацию каждой из них и системы в целом |
Декомпозиция целей | Построение дерева целей и установление для группы взаимосвязанных целей критериев интеграции, определяющих степень согласованности функционирования отдельных частей ИАСУ |
Межуровневая и внутриуровневая интеграция | Установление рациональных способов организации взаимосвязи и взаимодействия частей одного иерархического уровня и различных уровней, в том числе между АСУП, САПР, АС ТПП |
Совместимость | Разработка совместимых средств технического, программного, информационного обеспечения ИАСУ |
Повышение эффективности системы | Увеличение эффективности ИАСУ по сравнению с суммарной эффективностью автономно функционирующих АСУ |
Полная реализация задач автоматизированного управления | Расширение границ постановки задач управления по сравнению с задачами обработки данных. Задачи в ИАСУ должны охватывать все фазы управления: измерение, учет, контроль, анализ, выработка управляющего воздействия |
Адаптивность | Возможность перехода к эффективному функционированию в условиях меняющихся целей и ресурсов |
Выбор средств проектирования | Анализ и выбор средств проектирования, обеспечивающих создание в приемлемые сроки компонентов ИАСУ и их совместимость. Приобретение готовых решений |
Согласование компонентов ИАСУ | Выбор согласованных параметров точности, достоверности информации, производительности и надежности взаимодействующих компонентов ИАСУ, обеспечивающих достижение цели |
Координация и управление частями ИАСУ | Организация управления обменом и распределением ресурсов. Согласование целей и критериев функционирования локальных компонентов |
Методическое обеспечение ИАСУ | Формирование общих требований к ИАСУ, к разработке норм и правил классификации, технологии разработки, внедрения и эксплуатации систем, к составу и содержанию проектной документации |
Выбор средств интеграции АСУ организационно-экономическими и техническими объектами должен обеспечивать их функциональную, информационную, техническую, программную и организационную совместимость.
|
|
Стратегия разработки ИАСУ основана на принципах нисходящего проектирования, т.е. на поэтапном переходе от методов системного анализа к локально-функциональному подходу, когда после разработки общей концепции осуществляется декомпозиция системы и отдельные ее компоненты разрабатываются, внедряются и развиваются самостоятельно, сохраняя все необходимые взаимосвязи друг с другом. Зарубежным аналогом ИАСУ является система CIM (Computer-integrated business of manufacturing). Концепция CIM реализуется в компьютерно-интегрированных системах управления производством, получивших широкое распространение в разных модификациях в крупнейших фирмах.
|
|
ИАСУ как согласованное множество локальных АСУ представима в виде многоэшелонной иерархической структуры. Локальные системы, являясь относительно независимыми, взаимодействуют между собой. При этом в каждой из них принимаются частные решения, т.е. осуществляется внутреннее автономное управление. Однако их иерархическое расположение (многоэшелонная структура) указывает на то, что нижележащие системы управляются вышестоящими.
Функциональная структура ИАСУ. Функциональную структуру ИАСУ образуют комплексы функциональных структур взаимодействующих ИС (АСУП, САПР, АСУ ТП и т.п.). При создании ИАСУ могут быть построены разнообразные модели. В любом случае в ее составе выделяются компоненты, рассматриваемые как самостоятельные АИС.
Наибольшую сложность при разработке ИАСУ представляют вопросы комплексирования, в частности минимизация затрат на взаимосвязи (интерфейсы) между отдельными компонентами, модулями, входящими в систему. Минимизация затрат на разработку интерфейса обусловлена тем, что их удельный вес в больших системах, какими являются ИАСУ, требует около 50% общих затрат на разработку.
Следует отметить, что ИАСУ представляет собой сложную систему, при исследовании которой решающую роль играют методы декомпозиции системы и методы интеграции ее составных частей. При разработке ИАСУ необходимо обеспечить самостоятельность и законченность отдельных компонент (модулей), предусмотрев их комплексную увязку, что позволит пользователю получить желаемый интегральный эффект.
В настоящее время появился ряд новых терминов для наименований сложных многокомпонентных многоуровневых систем – мулыпиагентные системы, корпоративные информационные системы, глобальные сети и системы. Понятие интегрированной системы является основой разработки виртуальных систем.
Первоначально при появлении корпоративных информационных систем (КИС) считали, что этот термин может заменить термин «интегрированная система». Однако в последующем стало очевидным, что КИС ориентированы на определенные виды деятельности предприятия (финансовые, материально-складские, кадровые и другие функции) и по мере развития автоматизации предприятия вновь потребовалось понятие интеграции отдельных КИС в обобщенные системы.
Поэтому понятие интегрированной системы следует трактовать в расширенном смысле, и при разработке востребованных в настоящее время автоматизированных систем (мультиагентных систем, интеграции КИС и т. п.) учитывать изложенный опыт разработки ИАСУ, накопленный в период, когда ставились задачи комплексной автоматизации на всех уровнях управления нашей страной - от предприятий до отраслей и государства в целом.