Анализ влияния объема производства и продаж 7 страница

1) сдельщиков и повременщиков,

2) основных и вспомогательных,

3) рабочих заготовительных и обрабатывающих цехов.

18.. Условное высвобождение численности определяется расчетом:

1) Чф – Чб; 2) (Чф – Чб) ∙ Iвп; 3) Чф - Чб∙ Iвп.

19. Отметьте правильный состав руководителей предприятия:

1) начальники цехов, начальник отдела кадров, гл. диспетчер;

2) гл.инженер, зам. директора по экономике, начальники цехов;

3) ведущий инженер, зам.главного бухгалтера, главный специалист отдела.

20. Численность рабочих в отчетном периоде увеличилась с 580 до 598 чел. при росте объема продукции на 2%. Относительное отклонение по численности составило:

1) дополнительное вовлечение 18 чел.

2) Дополнительное вовлечение 6 чел.,

3) высвобождение 6 чел.

21. Среднее число дней, отработанных одним рабочим, определяется расчетом:

1) отработанные человеко-дни / численность рабочих,

2) табельный фонд времени / численность рабочих,

3) отработанные человеко-дни / отработанные человеко-часы.

22. Средняя продолжительность рабочего дня может быть определена расчетом:

1) отработанные человеко-часы / отработанные человеко-дни,

2) отработанные человеко-часы / численность рабочих,

3) отработанные человеко-дни / отработанные человеко-часы.

23. Уровень среднедневной производительности труда рабочего определяется расчетом:

1) выпуск продукции / число дней работы,

2) выпуск продукции / отработанные человеко-дни,

3) среднегодовая выработка рабочего / отработанные человеко-дни.

24. В отчетном периоде средняя продолжительность рабочего дня увеличилась на 1,2%, количество отработанных дней возросло на 4%, а численность рабочих сократилась на 3%. Общий фонд отработанного времени

1) увеличился на 4,7%,

2) увеличился на 8,4%,

3) увеличился на 2,1%.

25. Объем продукции увеличился на 8%, фонд отработанного времени в человеко-днях увеличился на 1,9%. Среднедневная выработка:

1) возросла на 6,1%; 2) возросла на 6%; 3) возросла на 4,2%.

26. Явочный фонд времени меньше табельного на величину:

1) праздничных, выходных дней и очередных отпусков,

2) на величину планируемых неявок в связи с отпусками и выполнением обязанностей, предусмотренных законом,

3) на величину планируемых и непланируемых неявок.

27. Причиной того, что среднедневная выработка рабочего увеличилась на 6%, а среднегодовая – на 4%, является:

1) уменьшение числа отработанных рабочим дней на 1,9%,

2) увеличение числа отработанных рабочим дней на 2%.

28. Причиной того, что среднегодовая выработка рабочего возросла на 5,5%, а среднегодовая выработка работающего на 2%, является:

1) увеличение целодневных потерь рабочего времени,

2) уменьшение доли рабочих в общей численности работающих на 2,75%,

3) уменьшение доли рабочих в общей численностью работающих на 3,3%.

29. При увеличении объема продукции на 12%, а численности работающих на 2,5%, за счет производительности труда обеспечено:

1) 79,2% прироста продукции,

2) 60% прироста продукции,

3) 20,8% прироста продукции.

Вопросы для самоподготовки

1. Охарактеризуйте задачи анализа использования ОПФ.

2. Источники информации для внешнего и внутреннего анализа ОПФ.

3. Расчет и экономическое содержание обобщающих показателей использования ОПФ.

4. Охарактеризуйте факторы, влияющие на показатели эффективности использования ОПФ.

5. Опишите варианты факторных моделей фондоотдачи.

6. Приведите алгоритмы расчетов по оценке влияния факторов для трех- факторных моделей фондоотдачи.

7. Опишите вариант факторной модели рентабельности ОПФ и алгоритмы расчетов по оценке влияния факторов на ее изменение.

8. Охарактеризуйте резервы увеличения фондоотдачи.

9. Охарактеризуйте задачи анализа обеспеченности и использования материальных ресурсов.

10. Источники информации для анализа материальных ресурсов.

11. Влияние состояния обеспеченности материальными ресурсами на результаты деятельности предприятия.

12. Характеристика обобщающих показателей использования материальных ресурсов.

13. Характеристика частных показателей использования материальных ресурсов.

14. Характеристика факторов, влияющих на общую материалоотдачу.

15. Варианты факторных моделей, применяемых для анализа использования материальных ресурсов.

16. Приведите алгоритмы расчетов по оценке влияния факторов на величину использованных материальных ресурсов.

17. Охарактеризуйте зависимость результатов деятельности (объема продукции, себестоимости) от состояния обеспеченности материальными ресурсами и их использования.

18. Перечислите задачи анализа трудовых ресурсов.

19. Охарактеризуйте содержание источников информации для анализа трудовых ресурсов.

20. Как можно оценивать обеспеченность предприятия кадрами?

21. Характеристики состава работников предприятия.

22. Причины изменения и показатели движения работников предприятия.

23. Виды фондов рабочего времени и их взаимосвязь.

24. Способы расчета показателей использования рабочего времени.

25. Виды потерь рабочего времени и характеристика причин их возникновения.

26. Способы расчета и содержание взаимосвязи показателей производительности труда.

27. Характеристика факторов, влияющих на уровень и динамику производительности труда.

28. Варианты факторных моделей для анализа показателей производительности труда.

29. Понятие трудоемкости и ее влияние на производительность труда.

30. Способы оценки влияния производительности труда на объем продукции.

31. Характеристика резервов роста производительности труда.

32. Характеристика влияния ОПФ на затраты и прибыль.

33. Характеристика влияния материальных ресурсов на прибыль и финансовое состояние.

34. Характеристика влияния использования рудового потенциала на затраты и прибыль.

3.1. Задачи и информационное обеспечение анализа

Содержание методики анализа, прежде всего, зависит от того, с какой целью и для кого он проводится:

1. Для изыскания резервов увеличения масштабов деятельности на основе объективной оценки сложившейся ситуации с производством и сбытом продукции. В результатах достижения этой цели заинтересовано руководство предприятия. Итоги анализа носят внутренний характер, хотя сам анализ может проводиться как специалистами предприятия, так и внешними исполнителями.

2. Для обоснования планов по привлечению инвестиций в развитие производства. Результаты этого анализа, прежде всего, интересуют инвесторов, кредитные учреждения, добросовестных акционеров.

Деловых партнеров (поставщиков) и конкурентов интересует следующая информация: кто, почему и в каких объемах покупает продукцию данного предприятия; сохраняется ли спрос на продукцию в динамике; какова динамика по качеству продукции.

Если анализ проводится для решения внутренних задач, то помимо вышеперечисленных вопросов необходимо: изучить рыночную ситуацию; оценить возможности сбыта продукции и сопоставить с производственной мощностью предприятия; изучить факторы, лимитирующие производство: состояние материального обеспечения производства, уровень кооперирования и специализации, состояние технической базы, качество, как самого процесса производства, так и продукта.

Для достижения поставленных целей при проведении анализа должны решаться следующие основные задачи:

- изучение выполнения плана (смет) и динамики по объему и составу продукции;

- анализ качества и конкурентоспособности продукции;

- анализ влияния факторов на изменение объемов производства и реализации продукции;

- оценка влияния объемов производства и реализации на себестоимость продукции и финансовые результаты.

     
 
 
   
 
 
 
 
Бизнес-план предприятия


Рис. 3.1. Источники информации для анализа выпуска и реализации продукции

3.2. Характеристика показателей объема производства и продаж

Для характеристики объема продукции используется система показателей

Таблица 3.1

Система показателей объема продукции

Признак Виды показателей Характеристика показателей
По степени готовности Готовая продукция (ГП) продукция, прошедшая все стадии технологического процесса производства и итогового технического контроля; предназначенная для складирования и отпуска потребителю независимо от времени ее производства
Полуфабрикаты собственного производства (ПФ) продукт, законченный обработкой на определенном этапе технологического цикла, готовый к передаче на следующий этап производственного процесса или готовый к реализации на сторону
Незавершенное производство (НЗП) продукт, по которому не завершен один из этапов технологического процесса в рамках одного производства или цеха
По полноте охвата составных элементов продукции, работ Товарная продукция (ТП) продукция, полностью законченная производством и предназначенная к реализации на сторону
Валовая продукция (ВлП) общий объём продукции, работ, услуг, которые находились в отчетном периоде в производстве, независимо от степени их готовности и сферы использования
Внутризаводской оборот (ВО) Часть готовой продукции и полуфабрикатов, используемых внутри данного предприятия на собственные нужды
Работы промышленного характера на сторону (РПХ) Инструменты, приспособления и работы (услуги), реализуемые на сторону
По содержанию процесса движения к потребителю Реализованная продукция (РП) в зависимости от принятого варианта учетной политики – это продукция, по которой поступили денежные средства от покупателей на счета предприятия, либо перешло право собственности
Отгруженная продукция (ОП) продукция, оформленная и отпущенная покупателю независимо от оплаты
Выпущенная продукция за период (ВП) продукция, прошедшая в изучаемом периоде все стадии технологического процесса производства предприятия и предназначенная к использованию по прямому назначению
Остатки готовой продукции на складе (ОГП) количество (либо стоимость) продукции, устанавливаемое по данным складского и бухгалтерского учета по состоянию на начало (конец) периода

Основными показателями объема продукции служат валовая, товарная и реализованная продукция.

Взаимосвязь этих показателей и их составных элементов отражают следующие аналитические модели:

ВлП = ТП ± (НЗПн - НЗПк) + ВО ± (ПФк - ПФн);

ВлП = ГП ± ΔНЗП +ΔПФ + ВО + РПХ;

ТП = ГП + ПФ + РПХ

Стоимость реализованной продукции определяется в зависимости от способа ее расчета, принятого в учетной политике:

а) если выручка от реализации признается по моменту оплаты продукции:

РП = ТП + (ГПн - ГПк) + (ОПн - ОПк),

при ОП = ТП ± (ОГПк - ОГПн)

б) если выручка от реализации признается по моменту отгрузки продукции и перехода права собственности на нее:

РП = ТП + (ГПн - ГПк)

Использование приведенных аддитивных моделей позволяет дать количественную оценку влияния на изменение объемов валовой, товарной и реализованной продукции таких факторов, как выпуск продукции, движение остатков продукции на складе и в пути, внутрихозяйственный оборот и других.

3.3. Факторы формирования объема продаж

Всю совокупность факторов можно разделить на 2 основные группы (рис.3.2.).

Наибольшее внимание уделяется внутренним факторам, поскольку результаты их анализа служат основой для разработки рекомендаций по мобилизации резерв увеличения объема продукции.

К факторам средств труда относятся: обеспеченность основными фондами и оборудованием и их использование, своевременный их ввод в эксплуатацию, применение более производительного оборудования, его модернизация. Обобщающим показателем, характеризующим связь средств труда и объемов производства, является фондоотдача основных средств.


Рис. 3.2. Факторы формирования объема продаж

К факторам предметов труда относятся их качество, уровень использования, применение новых, эффективных видов материалов, новых технологий обработки материалов, рациональный раскрой материалов, сокращение отходов. Обобщающим показателем использования предметов труда является материалоотдача (материалоемкость).

К факторам использования живого труда относят обеспеченность предприятия кадрами и их качественный состав, рациональность режимов работы, условия труда, стимулирование и оплата труда, уровень квалификации, потери рабочего времени. Обобщающим показателем, отражающим уровень эффективности использования трудовых ресурсов, является производительность труда.

Особое место занимают факторы, связанные с формированием спроса на продукцию и стимулированием ее сбыта. Поэтому одним из первых этапов анализа должно быть изучение спроса по его видам (различают индивидуальный спрос одного лица, рыночный спрос на данном рынке и совокупный спрос на всех рынках данного товара или на все производимые и продаваемые товары). В процессе этого изучения необходимо осуществлять сегментирование рынка (деление покупателей по различным признакам) и для каждого из сегментов оценивать конкурентоспособность продукции, которая характеризуется совокупностью определенных потребительских и стоимостных характеристик. Наряду с изучением спроса необходимо оценивать политику по стимулированию этого спроса, т.е. способы воздействия на спрос, применяемые данным предприятием: стимулы, направленные на потребителя; стимулы, направленные на работников данного предприятия.

Важным элементом программы стимулирования спроса является рекламная компания. При анализе эффективности рекламы необходимо опираться на следующие принципы обоснования затрат на нее:

1. Обоснование величины средств, которые руководство предприятия (или предприниматель) может позволить себе израсходовать на рекламу.

2. Затраты на рекламу относят к условно-переменным расходам, поэтому смету составляют в процентах к объему продаж.

3. При выборе метода исчисления затрат необходимо исходить из целей и задач рекламной компании.

Обоснование затрат на рекламу осуществляют в несколько этапов: определяется размер желаемой доли на рынке; определяется размер рынка, который надо охватить рекламой; выбираются критерии, согласно которым реклама влияет на интенсивность спроса.

Для оценки эффективности рекламы используют в основном два метода: замеры коммуникативной эффективности (опрос потребителей до проведения рекламной компании и после нее); замер торговой эффективности – изучают, на сколько изменится объем продаж после рекламной компании.

3.4. Анализ продукции по объему и составу

Изучение продукции по объему и составу является одной из первых задач анализа. Анализ динамики валовой, товарной и реализованной продукции начинается с расчета темпов роста и прироста: базисных, цепных, среднегодовых.

С этой целью рекомендуется использовать следующий макет таблицы:

Таблица 3.2

Периоды Стоимость продукции Цепные темпы роста продукции, %
валовая товарной реализованной валовая товарной реализованной
             

Если темпы роста валовой продукции опережают темпы роста товарной, то это свидетельствует о том, что в динамике увеличиваются объемы внутризаводского потребления и незавершенного производства. Превышение темпов роста реализованной продукции над темпами роста товарной позволяет предположить, что увеличение объемов реализации происходит за счет сокращения остатков продукции на складах предприятия и отгруженной.

По коммерческим организациям сферы торговли, а также перерабатывающим сельскохозяйственное сырье изучение динамики показателей объема продукции с помесячной или поквартальной разбивкой позволяет выявить влияние сезонных колебаний на производство, и сбыт продукции (товаров).

Ориентация деятельности предприятия на интересы потребителей требует контроля не только за общим объемом продукции, но и за соблюдением ее состава, предусмотренного условиями договоров на поставку, а также определяемого структурой спроса.

Для изучения состава продукции используются следующие характеристики:

номенклатура – перечень наименований изделий с указанием их кодов (шифров) по видам продукции;

ассортимент – перечень наименований продукции с указанием ее количества по каждому виду;

структура – соотношение отдельных видов продукции в общем ее объеме.

Изменение объема продукции и ее состава по ассортименту и структуре происходит вследствие таких причин, как изменение в структуре спроса, возможности ресурсного обеспечения процесса производства, технологическая структура оборудования, состояние организации производства и другие.

При анализе номенклатуры и ассортимента целесообразно выделять вновь осваиваемую продукцию, а также ассортимент, выпускаемый по государственным заказам.

При оценке выполнения плана и стабильности ассортимента наиболее часто используют метод зачета, когда в зачет по ассортименту принимаются объемы, не превышающие базовые данные (плана либо прошлого периода). В этом случае коэффициент стабильности ассортимента (выполнения плана по ассортименту) (К ст.ас) исчисляют следующим расчетом:

При выявлении отклонений необходимо установить их причины и виновников.

Этот же подход целесообразно использовать при изучении выполнения условий договоров поставки продукции по заказчикам.

Структурные сдвиги в составе продукции оказывают большое влияние как на объем реализованной продукции, так и на затраты и прибыль предприятия в силу различий в затратоемкости и рентабельности отдельных видов продукции.

Для оценки влияния структурных сдвигов на объем продукции также используют метод зачета. В этом случае фактический объем продукции пересчитывают исходя из базовой структуры (по плану, либо прошлого года), а затем сравнивают полученные результаты по каждому виду продукции с фактическими данными и в зачет стабильности структуры принимаются объемы, не превышающие фактических.

Рассмотрим методику оценки стабильности ассортимента и структуры продукции на условном примере:

Таблица 3.3

Виды продукции Стоимость продукции, тыс.руб. Зачтено по ассорти-менту Структура продукции, % Отчетный год при базисной стуктуре Зачтено по структуре
прошлый год отчетный год прошлый год отчетный год
А       61,1 63,0    
В   - - 12,7 -   -
С -   - - 14,4 - -
Д       26,2 22,6    
Итого              

Данные таблицы показывают, что общий объем продукции увеличился на 3700 тыс.руб., темпы роста составили 73800: 70100 · 100% = 105,28%. Однако произошли существенные изменения по ассортименту и структуре продукции:

коэффициент стабильности ассортимента составил 59500: 70100 = 0,849 (84,9%), коэффициент структурных сдвигов составил 61791: 73800 = 0,837 (83,7%).

Снижение этих показателей обусловлено политикой обновления продукции: снятием с производства продукции "В" и освоением новой продукции "С". Сохранение структуры означает содержание в фактическом выпуске продукции анализируемого периода базовых (в том числе - запланированных) соотношений отдельных ее видов. Структурные сдвиги в составе продукции привели к сокращению объема продукции на 73800-61791=12009 тыс.руб.

Объем производства и реализации продукции в значительной мере зависит от ритмичности производства. Сбои в ритмичности могут привести к срыву в выполнении условий договоров на поставку продукции. Под ритмичностью следует понимать равномерное выполнение планов производства в соответствии с предусмотренным графиком, как по объему, так и по ассортименту продукции. Ритмичность является важным условием своевременного выполнения предприятием условий договоров на поставку продукции, а неритмичность приводит к ухудшению целого ряда экономических показателей: уменьшению объемов реализации, росту себестоимости, сокращению прибыли, замедлению оборачиваемости средств (рис.3.3.).


Рис. 3.3. Влияние неритмичности работы предприятия

на экономические показатели

На практике применяют следующие методы оценки ритмичности:

- метод зачета;

- по удельному весу продукции за каждую пятидневку или декаду в выпуске за весь период (месяц, квартал, год);

- по количеству наименований продукции, по которым произошли сбои в ритмичности выпуска;

- путем расчета коэффициента вариации и другие.

Наиболее часто из вышеперечисленных применяется метод зачета, на основе которого исчисляют коэффициент ритмичности (Кр):

Согласно приведенным ниже условным данным коэффициент ритмичности производства за март месяц составил 0,921 (47000:51000).

Таблица 3.4

Пятидневки месяца Выпуск продукции, тыс.руб. Выполнение плана по объему, % Объем продукции, зачтенный в выполнение плана по ритмичности
по плану фактически
1.03 – 5.03        
6.03 – 10.03     83,3  
11.03 – 15.03     88,9  
16.03 – 20.03     111,1  
21.03 –25.03     133,3  
26.03 – 31.03     120,0  
Итого     103,9  

Объем и структура продукции, ритмичность производства зависят от качества ресурсного обеспечения, квалификации рабочих, технического состояния оборудования, разновыгодности продукции.

При выполнении планов производственными подразделениями по объему производства чаще всего внимание уделяется более рентабельной продукции, а выполнение договоров с малыми объемами, менее рентабельными, обеспечивается в последнюю очередь.

С объемом производства тесно связан объем реализации продукции. Рассмотренные в разделе 3.2. балансовые модели показателей валовой, товарной и реализованной продукции показывают, что увеличение объема реализации можно обеспечить за счет увеличения товарной продукции, а также за счет прироста остатков продукции на складе предприятия, отгруженной на начало периода и сокращения этих остатков на конец периода.

Помимо факторов, влияющих на объем производства и рассмотренных ранее, на величину продаж оказывают воздействие: объемы и ритмичность отгрузок, платежеспособность покупателей, принятая на предприятии политика расчетов с ними, эффективность работы транспортной системы и другие.

Анализ должен завершаться разработкой предложений по увеличению объемов продаж и улучшению ассортиментной структуры продукции.

3.5. Анализ качества и конкурентоспособности продукции

Качество продукции важная экономическая категория, тесно связанная с такими экономическими показателями, как себестоимость, прибыль, рентабельность и другие. В современных условиях устойчивое положение на рынке занимают предприятия, выпускающие высококачественную продукцию, успешно конкурирующую на рынке.

Качество продукции является результатом взаимодействия технических и организационных условий производства, высококвалифицированного кадрового обеспечения, соответствующих финансовых ресурсов, экономических расчетов и стимулов.

Качество продукции – это совокупность ее свойств, которые обусловливают пригодность этой продукции удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.

В промышленности оценка технического уровня и качества продукции основывается, как правило, на принципах и методах квалиметрии. Существует большое многообразие критериев, определяющих качество различных видов продукции. Но в большинстве случаев для изучения качества используются следующие основные обобщающие, индивидуальные и косвенные показатели (рис. 3.4.).

Для общей оценки качества продукции используют различные методы в зависимости от отраслевой и производственной специфики. В отдельных отраслях с этой целью исчисляют коэффициент сортности (Кс):

В последние годы широкое применение получил метод балльной оценки, суть которого заключается в следующем: каждой характеристике (показателю) качества продукции присваивается соответствующий балл, на этой основе исчисляется коэффициент среднего балла (Кк):

где Ni – объем продукции в стоимостном выражении, выпущенной по каждому показателю качества,

Bi – балл, присвоенный каждому показателю качества.


Рис. 3.4. Система показателей, используемых при изучении качества продукции

Косвенно качество продукции и работы характеризует доля потерь от брака в себестоимости продукции. Однако, брак, выявленный до сдачи продукции на склад или отпуска потребителю, в большей мере характеризует качество процесса работы, а брак, выявленный у потребителя, характеризует качество продукции.

Брак в процессе производства приводит к удорожанию себестоимости продукции, сокращению ее объемов и создает угрозу для невыполнения условий договоров на поставку продукции. Укрупнено объем продукции, недополученной вследствие брака (ΔГПбр), можно рассчитать следующим образом: ∆ГПбр = ГП ∙ dбр,

где ГП – объем готовой продукции;

dбр – удельный вес окончательного брака в производственной себестоимости продукции.

С понятием "качество" тесно связано понятие "конкурентоспособности" продукции.

Конкурентоспособность определяется, как способность продукции находить сбыт при наличии на рынке изделий- аналогов. Конкурентоспособность объединяет уровень потребительских и эксплуатационных свойство продукции и цены, соответствующие платежеспособности покупателей.

Качество продукции является одним из критериев оценки ее конкурентоспособности. Помимо качества такими критериями являются затратоемкость продукции и цены на нее, система сопутствующих услуг (предпродажное и послепродажное обслуживание), обеспеченность комплектующими запасными частями, возможность вторичного использования и утилизации, фирменный стиль и т.п.

Оценка конкурентоспособности может осуществляться по каждой из характеристик путем сравнения их значений по данному изделию с величиной соответствующих параметров базовой модели либо аналогичного изделия. В этом случае коэффициент конкурентоспособности (Ккон) будет равен:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: