Разработка и выполнение производственной программы

Таблица 11. Объем реализации продукции и средние издержки

Объем реализации, тыс. шт. Средние переменные издержки, руб. Средние валовые издержки, руб.
  _ _
  20,00 140,00
  18,00 78,00
  16,33 56,33
  15,25 46,25
  15,20 39,20
  16,00 36,00
  17.43 34.57
  19,38 34,38
  22,00 35,33
  25,60 37,60

Из табл. 11,4 следует, что оптимальный объем расширения

жзводства лежит в пределах 70 тыс. шт. и дальнейшее его расшарение приведет к тому, что предприятие начнет работать в гок.

Следует заметить, что средние валовые издержки составляют 34.57 руб., т.е. превышают цену, установленную на уровне 30 руб. Однако, поскольку цена выше средних переменных издержек 17,43 руб.), средняя величина покрытия составит 12,57 руб. 130.00-17,43), что соответствует валовой величине в 879 000 руб. 412.57 • 70 000). Эта величина не возмещает постоянные издерж­ки, равные 1 200 000 руб. Иными словами, предприятие будет иметь убыток в размере 320 100 руб. (1 200 000 - 879 000). Если руководство предприятия прекратит производство, то фирма понесет убыток в размере 1 200 000 руб., т.е. в объеме стоимости постоянных издержек.

Таким образом, в этих условиях в качестве вынужденной меры должно быть принято решение о продолжении производства. Но, если цена за единицу продукции установлена на уровне 30 руб. и будет оставаться неизменной в течение долгого времени, произ­водство должно быть прекращено.

Производственная программа - это один из разделов бизнес-тлана предприятия, в котором содержатся планируемые объемы производства в натуральном и стоимостном выражениях. Осно­ванием для формирования производственной программы явля­ется перспективный план выпуска продукции, разрабатываемый о результатам изучения конъюнктуры рынка и сбыта изделий в соответствии с профилированием предприятия, его подразделений и их развитием. Такой подход подразумевает выяснение растущих потребностей населения или организаций-потребителей в выпускаемой продукции.

Производственная программа разрабатывается в целом по вредприятию и по основным цехам с разбивкой по месяцам, кварталам, а при необходимости, определяемой содержанием дого­воров с заказчиками, с установлением конкретных сроков выполнения заказов.

Производственная программа разрабатывается по всей раз­вернутой номенклатуре и ассортименту продукции и должна обес­печивать безусловное выполнение всех договоров и заказов по всем предусмотренным ими параметрам: объемам, срокам, пока­зателям качества и др.

Гарантированность выполнения производственной программы обеспечивается ее всесторонним обоснованием, прежде всего, потрем направлениям:

• наличием производственных мощностей, необходимых для
обеспечения предусмотренного объема производства, выполне­
ния всех производственных процессов, технологических операций:

• наличием материальных ресурсов, полностью отвечающих
потребностям производства, или договоров с надежными постав­
щиками-предприятиями или посредническими организациями;

• наличием квалифицированных специалистов всех уровней,
а при необходимости - договоров со сторонними организация­
ми по выполнению отдельных работ и услуг.

При разработке производственной программы большое зна­чение имеет правильный выбор способа выражения и единицы измерения заданного объема работ. Для этих целей используют-ся натуральные, трудовые и стоимостные измерители.

Натуральные измерители (штуки, тонны, метры и т.д.) обес­печивают возможность получения количественного выражения и качественной характеристики тех или иных показателей и служат исходными величинами для определения потребности прел-приятия в рабочей силе, сырье, топливе, электроэнергии, обору­довании, производственных площадях. Однако при применения натуральных измерителей невозможно обобщить различные по характеру натуральные показатели.

Для расширения сферы применения натуральных измерите-лей используются условно-натуральные измерители. Они прим няются в случае планирования производства однородной, одно-типной или одноименной продукции. При этом за условную единицу принимают одно из однородных изделий, а все остально приравнивают к нему по трудоемкости, материалоемкости или по какому-либо другому признаку. Условно-натуральные измерители позволяют значительно уменьшить номенклатуру. Напр» мер, одним числом можно охарактеризовать объем производст тракторов, электродвигателей, тканей, плодово-овощных коне вов и т.д.

Трудовые измерители - часы и минуты рабочего времени применяются во внутрипроизводственном планировании для оценки трудоемкости единицы продукции и производственной программы. Наиболее распространенный показатель - трудоем­кость или нормированные затраты рабочего времени на изготовлениепродукции, выполнение услуги, рассчитываемые в нормо-чвсах. Если работа не подлежит нормированию по различным причинам, то показатель трудоемкости определяется в человеко-чках. Кроме того, для измерения работы оборудования используется показатель станко-часы.

Показатели трудоемкости производственной программы юрмо-часы, человеко-часы, станко-часы) на первый взгляд вполне приемлемы для измерения объема производства. Однако в свя-к со снижением трудоемкости продукции человеко-часы не сопоставимы в динамике, поэтому трудовые измерители часто используются во вспомогательных расчетах.

Стоимостные измерители производственной программы но­сят: обобщающий характер и являются универсальными при взаимоувязке всех разделов плана предприятия. В денежном выра­жении рассчитываются такие показатели, как объем продаж (ре-Адизованная продукция), товарная и валовая продукция, чистая и условно-чистая продукция, нормативно-чистая продукция, ва-довой и внутрипроизводственный оборот, нормативная стоимость обработки.

Обобщающим показателем производственной программы предприятия является объем продаж или реализованная продук­ция. Первый термин применяется в мировой практике, второй -а отечественной. Объем продаж более объективно отражает ре-ультат деятельности предприятия как выпускающего товары, так и производящего услуги. Показатель реализованной продукции в соответствии с логикой должен применяться только для пред­приятий сферы материального производства, выпускающих про­дукцию. В условиях рыночной экономики большинство предпри­ятий создают продукцию и выполняют услуги, поэтому показа­тель объема продаж применим для всех предприятий.

Объем продаж - это стоимость товаров и услуг, произведен­ных и реализованных предприятием за определенный период вре­мени.

Объем реализованной продукции (Р) является одним из основ­ных показателей, по которому оцениваются результаты производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Онрассчитывается по формуле

 

Р = Т + (Рнп-Ркп),

где Т- объем товарной продукции за определенный период (месяц квартал, год);

Рнп, ркп - стоимость остатков нереализованной продукции на начали и конец того же периода соответственно.

Товарная продукция - это стоимость готовой продукции, по­лученной в результате производственной деятельности предпр» ятия, законченных работ и услуг, предназначенных для реализа ции на сторону. На предприятиях с небольшой длительностью производственного цикла незавершенное производство поддерживается на постоянном уровне, показатели валовой и товарной продукции равны. На предприятиях с большой длительностъл производственного цикла (например, судостроение) эти показатели значительно различаются.

Объем товарной продукции (Т) определяется по формуле

Т = Тр + Тн,

где Тр - стоимость готовых изделий (услуг, работ), предназначенных для

реализации на сторону;

Тн - стоимость полуфабрикатов своей выработки и продукции вспомогательных и подсобных хозяйств, предназначенных для реализаии на сторону.

Валовая продукция - характеризует весь объем выполнение^ работы предприятием за определенный период времени (месяц квартал, год). В состав валовой продукции входит как законченная, так и незаконченная продукция, так называемое незавершен ное производство. Объем валовой продукции (В) определяете по формуле

В = Т + (Нкн - Ннп),

где Нкн, Ннп - стоимость незавершенного производства на конец и начюи периода соответственно.

Пример. Товарная продукция составляет 1 млн руб. Остите незавершенного производства на конец периода составили 3 тыс. руб., на начало периода - 100 тыс. руб.

Валовая продукция = 1000 - 100 + 300 = 1200 тыс. руб.


 

При уменьшении остатков незавершенного производства то­варная продукция будет больше валовой на разницу остатков. Если незавершенное производство на начало периода составля­ло 300, а на конец 100 тыс. руб., то валовая продукция составит 800 тыс. руб. (1000 - 300 + 100).

Реализованная продукция (объем продаж) равна товарной продукции в том случае, если остатки готовой продукции на скла­де на начало и конец периода остались без изменений. При уве­личении остатков на складе объем продаж будет меньше товар­ной продукции. При уменьшении остатков объем реализации будет больше товарной продукции на величину снижения запа­сов готовой продукции.

Чистая продукция - это вновь созданная стоимость на пред­приятии. В нее входят оплата труда, выданная в виде заработной платы, оплата труда невыплаченная, но вошедшая в стоимость товара в виде налога и различных начислений, а также прибыль. В чистую продукцию не входит перенесенная стоимость, создан­ная на других предприятиях (оплата сырья, материалов, энергии, топлива и амортизационные отчисления с основных фондов).

Чистая = Объем - Материальные - Амортизация,

продукция продаж затраты

Чистая продукция на макроэкономическом уровне воплоща­ется в аналогичный по содержанию показатель - национальный доход.

Условно-чистая продукция - это вновь созданная стоимость, но с учетом амортизационных отчислений.

Условно-чистая = Объем - Материальные
продукция продаж затраты.

Показатели чистой и условно-чистой продукции используются для анализа структуры стоимости продукции (работ, услуг), пла­нирования фонда оплаты труда. Норматив чистой продукции пред­ставляет собой часть цены изделия, включающую основную и дополнительную заработную плату персонала с отчислениями на; эциальные нужды и нормативную прибыль.

Нормативная стоимость обработки включает заработную плату производственных рабочих с отчислениями на социальные нужды, общепроизводственные и общехозяйственные расходы.

Валовой оборот представляет собой сумму стоимости продук­ции всех подразделений предприятия.

Для оценки всех вышеперечисленных стоимостных показате­лей применяются оптовые цены, которые в свою очередь подраз­деляются на действующие и сопоставимые. Действующие цены используются для текущих расчетов между производителями и покупателями, а сопоставимые (неизменные, фиксированные) -для определения динамики. В ряде случаев продукция может быть оценена в розничных или договорных ценах.

Разработанные плановые задания должны быть реализованы качественно и в намеченные сроки. Для этого осуществляется оперативное управление производством. Оно включает разработ­ку оперативно-календарных планов (графиков запуска-выпуска изделий), сменно-суточных заданий на уровне цехов, участков (бригад) и рабочих мест и контроля сроков их выполнения. Опе­ративное управление производством имеет большое значение для эффективного использования ресурсов предприятия и выполне­ния заказов в установленные сроки.

В процессе оперативного управления производством дости­гается четкое взаимодействие органов управления на всех стади­ях производственного процесса - от получения сырья, матери­ально-технических ресурсов до реализации продукции с целью комплексного и своевременного выполнения плана поставок про­дукции при наилучшем использовании располагаемых ресурсов.

Таким образом, оперативное управление производством осу­ществляется на основе непрерывного (повседневного) слежения за ходом производства, оказывая целенаправленное воздействие на коллективы цехов, участков (бригад), рабочих для обеспече­ния безусловного выполнения утвержденной производственной программы.

Это достигается:

• строгим распределением работ на короткие периоды време­
ни (декада, неделя, сутки, смена) в цехах, на производственных участках (бригадах), рабочих местах;

• четкой организацией сбора и обработки информации о ходе
производства;

• комплексным использованием средств вычислительной тех­
ники для подготовки вариантов управленческих решений;

• повседневным анализом и владением управленческим персо­
налом производственной ситуацией в каждом звене предприятия:



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: